Тьма и Избавление

Эли Лапид 67
Тьма и Избавление

Коренем зла Мудрецы Торы называют - себялюбие. Нет его - нет зла, нет страданий, в т.ч. и для отдельно взятого человека здесь и сейчас, достигшего этого уровня. Однако, возникает вопрос: ведь одновременно, с нейтрализацией Эго, уходит и потребность в личном росте и совершенствовании.

Это действительно так. Не только Асага (Раскрытие Духовного Зрения) - но даже и "наимельчайшая капля" Высшего Света заполняет человека целиком, не оставляя места ни для каких пустот. Вообще никаких. Фраза "праведники едят только затем, чтобы сказать браху" отнюдь не аллегорична, это прямое описание той реальности. Аналогично и мир вокруг предстает абсолютно совершенным, поскольку видно, как каждое действие в нем, даже поход деревенской бабушки в магазин за колбасой, неуклонно ведет к Цели Творения, к тому, чтобы вышла Общая Душа (Кнессет Исраэль) во всей своей полноте и чистоте. И любое добавление к этому совершенству выглядит порчей. И можно только верить, что есть и еще более "совершенное" совершенство.

Именно поэтому нас так долго и выдерживают в состоянии Скрытия Лика, чтоб мы привыкли действовать, невзирая на свои ощущения и состояния. Работать, будь то вопреки Скрытию или несмотря на Раскрытие. Причем способ работы не меняется - ЭМУНА ЛЕМАЛА МЭ А-ДААТ, ВЕРОЙ ВЫШЕ СОЗНАНИЯ. Собственно, и Скрытие нужно, чтоб человек мог приобрести это свойство - и использовать его и далее, также и в состоянии Раскрытия Лика.

Впрочем, идея личного роста и совершенствования вообще не является стимулом к духовному исправлению. Пока Творец скрыт от нас, мы просто убегаем от страданий - не обычных бытовых, а от пустоты и бессмысленности Этого Мира, без ощущения Творца в нем. А после Раскрытия человек живет Творцом, а не собой, и плевать ему на все "личное". Будь то даже и "личное самосовершенствование".

На самом деле, "личным совершенствованием" оперируют околодуховные учения, т.к. все это не более чем игры внутри собственного Эго, желающего быть краше и еще получить награду за свой "духовный рост" от Высших Сил.

Вот как описывает Арье Вудка свою встречу с тем самым Ор Гануз
в советской тюрьме (цитирую по книге "Скрытый Свет"):

"Пожалуй, меня спасло необычайное событие, самое яркое и необычное в моей жизни. Случилось это, когда я, обессиленный многочасовым зябким курсированием из угла в угол каменного гроба, прикорнул у стола в перекрученной, неудобной позе. Не знаю,спал я или нет. Не знаю, сколько прошло времени (часы отбирали еще у входа в тюрьму).
Когда я поднял голову, матовое окошечко было окрашено ультрамариновым цветом вечера. Еще явственнее оттенялся зарешеченный отсвет лампочки на потолке. Клеточки тени были трапециевидные: узкие внизу и все более широкие вверху. Все осталось на месте, и в то же время преобразилось непередаваемо. Карцер стал как бы сквозным;весь мир и меня самого пронизывало сияние неземного блаженства. Пыточный гроб всеми фибрами своими трепетал от такого нечеловеческого счастья, что я, переполненный ликованием, бросился на пол с горячей молитвой, мешая русские и еврейские слова.
Это была молитва благодарности. Я ощущал все необычайно явственно. И невыразимо четко сознавал, что никогда в своей земной жизни не испытывал и наверняка не испытаю ничего, даже отдаленно похожего на это чистое, святое, невозможное блаженство. Это было дыхание вечности, в котором бесследно растворялось все злое, наносное,второстепенное. Это был не тот внутренний огонь, который подобен жесткому пламени в черной пещере, а тихий, неугасаемый светильник. Это состояние уходило медленно, постепенно слабея и замирая день за днем. Оставляло неизбывную память. Остывало неспешно, как море. Никогда не забуду, с какой улыбкой величайшей радости засыпаля на голых досках. Ни голода, ни боли, ни зла, ни смерти для меня не существовало. Мне не только ничего больше не было нужно, но наоборот, я не знал, на кого и как излить переполняющее меня блаженство. Лишь через несколько дней, когда теплился только его слабый остаток, я вспомнил о голоде"

История, произошедшая с А. Вудкой, к которому Свет низошел в самые глубины советской преисподней, как нельзя лучше иллюстрирует сказанное Пророком Йешаяhу: "народ, ходящий во Тьме,
увидит Великий Свет".

Спасение придет тогда, когда человечество убедиться окончательно, что только связь с Творцом может его спасти - а для этого надобно разочароваться во всех возможностях своими силами выстроить с мире нечто стабильное и не приносящее страданий, то есть погрузиться во мглу безнадежности целиком и полностью. Среди прочего, и разнообразные варианты "продвижения мессианского освобождения своими силами", в какие бы "правильные" на первый взгляд оболочки они не рядились - также обречены на провал: нет мессианства без Машиаха, нет Избавления без того, чтоб Творец не открыл людям свой Лик, а "принудить" Его к этому, ухватить, так сказать, за бороду, хас ве шалом, невозможно, хоть окаббались и обмессианствуйся с ног до головы, принимай на себя всевозможные поручительства или не выходи из синагоги с утра до ночи.

Мы только можем продолжать делать своё, возложенное на нас, т.е. быть евреями в соответствии с Традицией Торы; но Избавление - это прерогатива Творца.

И поскольку это прерогатива Творца, а Он совершенно не зависит от наших состояний - Геула может придти в любое время, хоть через минуту. Вспомним, что Израэль в Египте спустился на 49 ый уровень Нечистоты, предпоследний снизу. Но, невзирая на это, именно в тот момент послал Создатель Моше Рабейну избавить Народ Израиля.

Одним словом, резюмируя - ло алейха авода лигмор; ве ло ата бен хорин леипатер мимейна (не тебе завершить работу, но и не вправе ты от нее уклониться).

И если кто то уклоняется, говоря - вот, сколько лет следуем Торе, а где результат, где Машиах, где Избавление - это его выбор, таким вот образом объяснить свое уклонение от работы, и не более того.

Можно только продолжать следовать Пути, зная при этом, что Творцом манипулировать невозможно.

И хотя сказано "бито - ахишена" (не заслужите - придет Геула в своё время; заслужите - будете спасены в любой момент), не о "заслугах" нужно думать в работе, т.к. это уже эгоизм, а о том, как выполнить ее наилучшим образом, в данный момент; а Творец подведет ей итог, когда и как сочтет нужным.

Можно, однако, спросить, почему Творец устроил все так, не дав нам возможности придти к Цели собственными силами. И это потому, что Цель эта - достичь состояния "аhава, ше эйна тлуя бе давар", любви к Создателю (а следовательно - и к Творениям, ведь любовь к Творцу и Творениям это одно и то же), независимой ни от чего, дает ли Он Свет или нет, избавляет или погружает во тьму.

Вот почему Он разорвал, в данном случае, связку "работа - результат", ведь, если работаешь и получаешь результат, как следствие своей работы - выходит, что работаешь на результат, и причем тут вообще любовь в Творцу и Творениям.

Осталось только определить, что же такое любовь. Любовь, это выполнение желаний любимого, как своих собственных. Иными словами, любовь к Творцу означает выполнение Рацон Ашем - т.е. Торы и Заповедей, каждому на том уровне, где он сейчас находится - а когда заслужит, переведут его на более высокий уровень Служения.