Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Часть 2

Николай Старовойтов
Составление книги Деяний и место её издания
Вопрос о месте издания книги Деяний решается в пользу Рима,на который указывал блаженный Иероним ("О знаменитых мужах",VII),так считают большинство толкователей,это мнение разделяют и современные эксперты (ср.Флм.24 и 2 Тим.4:11).
Указывать свои источники является обязательным требованием в современной науке.В античности дело обстояло иначе.Далеко не все древние историки и далеко не всегда считали нужным упоминать,откуда они почерпнули свою информацию.Ссылки типа "как сообщают","как гласит молва" считались вполне достаточными.Современным исследователям приходится сопоставлять тексты различных авторов,прибегать к лингвистическому анализу,изучать жизненные обстоятельства того или иного древнего автора для того,чтобы определить источники его знаний.Вопрос об источниках,на которые опираются историки,чрезвычайно важен для понимания методов его работы и,в конечном счёте,надёжности сообщаемой им информации.Нам важно понять,пользовался ли он в своей работе государственными архивами,имел ли доступ к хорошим библиотекам,был ли свидетелем событий,о которых писал,насколько вольно обращался со своими источниками,изменял ли найденную в них информацию,если она не подтверждала его концепцию.Поэтому вопрос об источниках является одним из первых,который задаёт исследователь,приступающий к изучению древнего автора.
Лука ничего не сообщает нам о своих источниках,и,по словам Жака Дюпона,автора книги "Источники Деяний Апостолов"[226]-знаменитого обзора работ по проблеме источников Деяний,"несмотря на тщательные и подробные исследования,определить источники Деяний так,чтобы это получило одобрение широкого круга исследователей,так и не удалось".Все попытки их нащупать-а в теориях на этот счёт недостатка нет-до сих пор остаются безуспешными.И одной из основных причин является то,что для Деяний характерна единая стилистика: даже так называемый "Отчёт о нас",в котором повествование ведётся от первого лица множественного числа,не отличается по языку и синтаксису от остального текста.Из текста Деяний явствует,что составитель почерпал сведения из различных источников.Упомяну только самые главные.В первую очередь Лука прибег к личным воспоминаниям,поскольку он был свидетелем большой части описываемых им событий.Вторым надёжным источником служит Павел.Кто мог лучше сообщить о своей жизни,своём обращении и своей деятельности,чем сам Павел?Разделы о его миссионерской деятельности,когда Лука не был его спутником,основываются наверняка на сведениях от очевидца.Описания начала деятельности в Иерусалиме Лука во всяком случае черпал из "палестинско-еврейско-христианского" источника- подразумеваю при этом в особенности Петра и других учеников.Профессор Цан,в Эрлангене,сказал между прочим:"О письменных источниках,из которых Лука черпал свои материалы,он не говорит в предисловии ни слова.Но у него наверняка не было недостатка в устных сообщениях очевидцев и современников".

Подлинность книги Деяний
Подлинность книги Деяний засвидетельствована весьма прочно и отчётливо.Уже в Климентовом послании (ок.95-96 гг.) цитируются (1 For.2.1) слова Господа "приятнее давать,чем принимать",а они встречаются лишь у Дееписателя (20:35),труд коего явно предполагается в приписываемом новозаветному Варнаве послании (между 90 и 130 гг.: epist.19.8) и в Дидахе (между 80 и 150 гг.:4.8),в посланиях[227] (Смирн.3 и Деян.10:41;Магнез.5 и Деян.1:26) и в мученических актах св.Игнатия Богоносца- преемника Апостола Петра в Антиохии ('второго после блаженного Петра'[228] ) (5 и Деян.28:13-14),у св.Поликарпа,еп.Смирнского-'собеседника Апостолов'[229](Фил.1:2 и Деян.2:24;10:42),в письме <<ученика Апостолов>> (усвояемом J.Quarr в "Hermathena" XXII,pop.318-357 Ипполиту Римскому) к Диогнету (3 и Деян.17:24 сл.),у св.Иустина Философа ("Апология I",50,12 и Деян.1,особенно 1:8),в "Пастыре" Гермы (между 100 г. и серединой II в.:"Видения",4.2.4 и Деян.4:12).У Тертуллиана (adversus Marcionem V,2) прямо упоминается книга Деяний,которая была в обращении у эвионитов (Epiphan.haer.XXX,16),севериан (Euseb.h.e.IV,29),манихеев (August.de utilit.credent.7;contra Adamant.XVII,5;contra Faust.XIX,31) и у Феодота (Epiphan.haer.LIV,5),известна компилятору апокрифа "Заветы ХII-ти патриархов" (Test.Beniam.9,11) равно язычнику Лукиану и- в качестве писания священного- изъясняется у святителя Иоанна Златоуста;Тертуллиан вообще цитирует Деяния св.Апостолов в 4-ёх своих трудах- он ссылается на Деян. как на писание,имеющее Божественный авторитет,которое он противопоставляет заблуждению своих противников (напр.adv.Marc.V,2).Свидетелями западной традиции служат Фрагмент Муратори (стк.34-39),послание лионских и венских мучеников[230] и святитель Ириней (см.,напр.,"Против ересей",3.13.3 и 3.14.1-3),из Африканцев имеем Тертуллиана и от Александрийцев-Климента ("Строматы",5,82) и Оригена ("Против Цельса",3,46).Не удивительно,что у Евсевия Кесарийского (в "Церковной истории",III,25) Деяния причисляются к ;; ;;;;;;;;;;;;,и его утверждение гласит,что это благоприятное суждение покоилось на всеобщем согласном признании всех по причине непрерывности христианского предания,или по его исконности.В патристических памятниках не просто констатируется голый факт наличности той или другой новозаветной книги,но каждая принимается в достоинстве апостольской и рекомендуется по обязательной для всех священности,а это указывает на её раннейшее существование и церковное санкционирование.Профессор Эрнест Кеван пишет:"Лука находился в гуще проповеднической деятельности первых христиан,сам принимая участие в грандиозных событиях тех далёких дней.Следовательно,и сам он- современник и очевидец...Невозможно представить,что ранняя церковь не знала собст венной истории;и сам факт,что книга эта [Деяния св.Апостолов] была принята Церковью,говорит в пользу её достоверности."Наконец,должно отметить и то,что книга Деяний усвояется не какому-нибудь христианскому светилу апостольских времён,а скромному спутнику Павловому с именем совсем не громким.Эта черта является наилучшим удостоверением фактической истинности традиции.Критика же должна с научною солидностию раскрыть,почему Деяния приписаны невидному апостольскому мужу Луке и не может объяснить этого с приблизительною убедительностию,почему наиболее трезвые представители её не усматривают иного исхода,как согласиться,что он фактически сопровождал эллинского миссионера и ему принадлежат отделы с "мы" и все связанные с ними части в виде целой историографической книги,которая и будет его авторскою литературною собственностию.

Деяния святых Апостолов- изумительный по точности хронологический документ l-го века,богодухновенная историографическая книга.
"Второе слово" Луки соответствуя реальному времени показывает показывает начало распространения и возобладания по всему миру Таинства искупления людей благодатию Христовой чрез объективное воспроизведение апостольской проповеди до мирового центра в Риме при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (согл.Мк.16:20).
"Новый библейский словарь" (англ.) по этому поводу замечает:"[Писатель Деяний] помещает своё повествование в рамки истории своего времени;его листы испещрены упоминаниями о городских судьях,правителях провинций,царях государств-клиентов и тому подобным,и эти упоминания всё снова и снова оказываются совершенно точными,что касается упоминаемых места и времени."Дееписатель строит своё повествование вокруг стремительно расширяющейся географии миссионерских путешествий,но интересует его не главное течение событий,а моменты конфликтов,враги и друзья новой веры,препятствия,возникающие перед её вдохновенными адептами,и преодоление этих препятствий.Деяния-густо населённая и богатая событиями книга.В Деяниях упоминаются 32 страны,54 города и 9 средиземноморских островов.95 человек названы по имени.Деяния-увлекательная книга.Как было замечено,в Деяниях есть всё,что обычно включается в приключенческий роман,за исключением разве что любовной интриги[231].
Во введении к своему Евангелию Лука ссылается на множество доказательств[232] Воскресения Иисуса,которые были превосходно доступны ему.Он упоминает о документах,касавшихся жизни Иисуса,которые он изучал.Лука также отмечает,что он разговаривал с очевидцами жизни,смерти и Воскресения Иисуса.Затем Лука говорит,что задумал составить свои повествования,"тщательно исследовав всё с самого начала" (Луки 1:1-3 по <<Восстановительному переводу>>).Очевидно,Лука провёл очень тщательное исследование.Был ли он надёжным добросовестным историком?Да.
Надёжность Луки в качестве историка не подлежит никакому сомнению.Согласно профессору в Далласской богословской семинарии Мерриллу Унгеру,именно этого Евангелиста в наибольшей степени касаются археологические подтверждения достоверности Нового Завета.По словам учёного,"среди историков сейчас господствует мнение,что Деяния Апостолов написаны Лукой,относятся к I-му веку и представляют собой труд добросовестного историка,с большой ответственностью относившегося к своим источникам."
Обратимся к трудам покойного берлинского профессора Адольфа фон Гарнака.Лука был первым историком Церкви,который в своём первоклассном по композиции и по стилю труде (Деян.) дал нечто совершенно исключительное и непреходящее[233].Тут мы имеем правильно развивающийся исторический образ,где апостольско-церковная история органически связывается с евангельскою,и обе получают прочную устойчивость взаимной и собственной преемственности;в этом отношении Дееписатель оказывается создателем апостольской традиции наряду с евангельскою[234],а его произ ведение есть не только действительный исторический труд в своей совокупности,но и надёжный во множестве своих деталей[235],удачно дополняющий Павловы Послания[236].
Безспорный авторитет в области древнеклассической греческой литературы,покойный профессор Фридрих Бласс категорически свидетельствует о Деяниях,что "эта книга не просто выделяется по своему прекрасному строению,но и обнаруживает такое искусство,которое было бы ничуть не недостойно писателя греческого или римского"[237].
Другой авторитетный покойный светский профессор (of Humanity) сэр Вильям Митчелл Рамзи в своих многочисленных статьях и специальных исследованиях выражает искреннее удивление и глубокое почтение пред историографическим трудом св.Луки и ставит его чуть ли не выше всех однородных произведений как по общей концепций,так и по литературной обработке деталей.Вильям Рамзи был одним из самых знаменитых археологов мира,совершившим важные открытия в области древней географии и истории Малой Азии.Получив образование в Германии в середине XIX-го века,он был твёрдо убеждён, что Деяния св.Апостолов были написаны не ранее чем через полтора века после Рождества Христова.Поначалу Рамзи был верным адептом Тюбингенской школы[*].Занимаясь изучением географии и истории Малой Азии,он попросту игнорировал раннехристианские исторические источники,в том числе Деяния[238].В своей работе,однако,ему пришлось заняться изучением топографии Малой Азии и в связи с этим исследовать произведения Луки.Результатом этих исследований стали обширные доказательства,заставившие учёного полностью переменить свои взгляды.К огромному своему удивлению,Рамзи обнаружил,что Священное Писание оказалось достоверным даже в своих самых мельчайших деталях!Этот факт произвёл на него столь сильное впечатление,что он стал ревностным христианином,а впоследствии великим учёным -библеистом.Вот что Рамзи сам писал об этом:"Честно должен сказать,что я начал эти исследования безо всякой предвзятости по отношению к тому выводу,который сейчас попытаюсь доказать читателю.Напротив,я даже был настроен против него,поскольку некогда был убеждён в правильности теории Тюбингена-теории блестящей и на первый взгляд неисчерпывающей.В то время у меня не было возможности тщательно изучить этот вопрос.Однако не так давно мне пришлось соприкоснуться с Деяниями Апостолов в качестве источника сведений по топографии,памятникам древности и обществу Малой Азии.Постепенно я всё больше убеждался в восхитительной истинности этого повествования по отношению к мельчайшим подробностям.Начав с убеждения,что эта книга была,в основном,написана во II веке,и не может служить свидетельством условий жизни I века,я постепенно нашёл в ней верного союзника во многих трудных исследованиях,где испытывался недостаток данных."Именно точность в мельчайших деталях убедила Рамзи,что книга Деяний не могла быть написана во II веке,что это-документ середины I века.После 30 лет работы учёный приходит к следующему выводу об историческом даре Луки и историчности его трудов,высказанном Вильямом в 1913 году на своей лекции:"Лука является первокласснейшим историком;мы говорим не только о том,что все его фактические свидетельства достойны доверия,но и о том,что он обладает истинным историческим чутьём[239](...) Этот автор заслуживает того,чтобы быть поставленным в один ряд с величайшими историками мира"[240].К такому же выводу приходили исследователи и в более позднее время[241].Рамзи удалось окончательно и безповоротно опровергнуть некоторые исторические взгляды.В свете археологических открытий Новый Завет отражает условия с конца первой по вторую половину I-го века н.э.,а не какого-либо более позднего времени.Этот вывод имеет огромное историческое значение.Во всех упоминаниях внешних фактов автор Деяний был столь тщателен и точен,как может быть только современник.
Работа Рамзи оказала очень большое влияние на протестантских исследователей,особенно в Англии и США.В немецкой протестантской науке среди защитников Луки-историка оказались такие крупные исследователи,как Теодор Цан[242],Адольф фон Гарнак[243],и знаменитый историк античности Эдуард Мейер[244].С тех же позиций выступил и один из ведущих немецких католических специалистов по Новому Завету Альфред Викенхаузер,посвятивший большую работу[245] специально рассмотрению исторической ценности Деяний.
Доктор Дейвид Гудинг,бывший профессор древнегреческого языка из Северной Ирландии,который специализировался на изучении Ветхого Завета,утверждает,что Лука был "древним историком,работавшим в традициях Фукидида [одного из наиболее почитаемых историков древнего мира[246]].Подобно им,он прилагал огромные усилия в исследованиях источников,в отборе материала и в его изложении.[...]У Фукидида этот метод работы сочетался со страстным увлечением исторической точностьб,и нет никаких оснований полагать,что Лука отставал от него в этом"[247].
А профессор классической филологии в Оклендском университете Э.М.Блэйклок пришёл к выводу,что "Лука-современный историк,занимающий почётное место в ряду великих греческих писателей."
В замечательной работе В.М.Рамзи "Св.Павел-путешественник и римский гражданин"[248] внимание особенно заостряется на исторической точности св.Апостола Луки,которой тот придерживался при создании Деяний.Однако с тех пор как Рамзи написал свою книгу (1897 г.),археология и другие науки успели во многом обогатить познания специалистов относительно имён и событий,о которых речь идёт в Деяниях.Давайте посмотрим в свете наук на книгу Деяний,которая свидетельствует о том,что св.Апостол Лука- один из величайших историков.

Изумительная точность книги Деяний Апостольских
<Апологетический комментарий>
"Эта книга [Деяния св.Апостолов[249]] живописна,она захватывает и увлекает: она от начала и до конца одушевлена верой удивительной глубины и свидетельством несокрушимой верности."-академик Даниель-Ропс

В книге Деяний сохранились речи Апостола Петра проведенный профессором Ф.И.Мищенко их детальный анализ наглядно показывает,что по своему специальному содержанию Дееписательские речи Апостола Петра строго совпадают с его посланиями ("Мы видим между речами Ап.Петра в Деяниях и посланиями его удивительное совпадение в основных пунктах и духе учения.Как в речах Деяний,так и в посланиях веет один дух,господствует одно направление.Читая речи,мы находим в сущности те же воззрения,что и в посланиях.Одно только можно дать естественное объяснение такого поразительного сходства в учении- это то,что автор посланий должен был произнести и те речи,которые изложены в Деяниях.На наш взгляд внутреннее содержание этих речей даёт убедительное доказательство принадлежности их по содержанию Ап.Петру"[250].).

1:15-16: "И в те дни Пётр,став посреди учеников,сказал,-Было же собрание человек около ста двадцати (...)" Возможно,их было и больше[251],но по иудейской традиции это число считалось минимальным для создания отдельной религиозной общины,могущей иметь самоуправление (т.е.право создать малый синедрион) (Мишна,Сангедрин,1,6).

1:23 (или 15:22) | В 1945 году профессор Е.Л.Сукеник получил сведения о некой гробнице в предместье Иерусалима,которую тщательно исследовал Музей иудейских древностей.На основании того,что было обнаружено в гробнице,археологи сделали вывод,что захоронение относится к середине I века н.э.Особый интерес вызвало наличие в гробнице пяти саркофагов,на трёх из которых были надписи на арамейском языке,содержащие имена Симеона,Варсавы,Марии,дочери Симеона и Мата (сокращённо от Маттафия),а на двух- по-гречески.Относительно того,что означают две последние надписи,у археологов нет единого мнения.Сукеник убеждён,что захоронение принадлежит христианской семье.Он считает,что речь здесь идёт о той семье,о которой говорится в Деяниях (1:23),где упомянуты Матфий и Иосиф,называемый Варсавою,которые были теми,кого вместо предателя Иуды предложили поставить в лике двенадцати Апостолов.Однако некий Иуда,прозываемый Варсавою,был также одним из тех,кто был послан в Антиохию вместе с Павлом и Варнавою после Апостольского собора[252] в Иерусалиме (Деян.15:22)."Возможно,всё это только теория,-замечает археолог Томпсон,-однако это придаёт ясность тому материалу,который археологам предстоит осмыслить в связи с жизнью раннехристианской Церкви.Не исключено,что Сукеник прав в своих теоретических построениях!"[253]

[Продолжение следует...]

Примечания автора:

[226] J.Dupont,Les Sources du Livie des Acted,Bruges,1960,англ.пер.(с дополнениями и исправлениями) :The Sources of Acts:The Present Position (London,1964).
[227] Многие учёные,исследуя стиль посланий св.Игнатия,приходят к выводу,что в основе их лежит творчество одного человека;послания пронизаны одними и теми же идеями: в частности,автор выступает против докетов,учение которых было распространено именно среди сирийских христиан;следует признать,что письма св.Игнатия отражают ситуацию в восточном Христианстве первой половины II-го века.
[228] Ориген,Евсевий.Священномученик Игнатий Богоносец- еп.Антиохийский,преемник Евдокия,первого епископа после Апостола Петра;мученическую кончину принял ок.107-110 гг.н.э.
[229] Евсевий ("Церковная история" III,36).
[230] Текст в "Церковной истории" Евсевия (H.e.V,1,3-V,3,3).В нём помимо использования сложных или тех же самых языковых формул,что и в Деяниях,находится и прямая цитата из Деян.7:60.
[231] I.H.Marshall,The Acts of the Apostles (Sheffield,1992,New Testament Guides),19.
[232] Ср.Деян.1:3,привожу этот стих в трёх переводах.
Синодальный перевод: "которым [Апостолам] и явил Себя [Иисуса] живым по страдании Своём,со многими верными доказательствами,в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием."
<<Современный перевод>>: "После Своего страдания Он являлся им и дал много верных доказательств того,что жив.В продолжение сорока дней Он являлся им и говорил о царстве Божьем."
<<Восстановительный перевод>>: "Которым Он и представил Себя живым после Своего страдания многими неопроверживыми доказательствами,в течение сорока дней являясь им и говоря то,что относится к царству Божьему."
В Деян.1:3 ;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; (многими доказательствами)- единственный случай употребления слова в ;;;;;;;;; в Новом Завете.У Аристотеля ;;;;;;;;; имеет значение "явное доказательство,неопровержимый довод" (;;;;;;;;; ;;;;;;;) в отличие от ;;;;; ("вероятное") и ;;;;;;; ("признак") ("Риторика",1357 a-b,"Первая аналитика",70-a-b).Ср.также классификацию,которую приводит Квинтиллиан ("О воспитании оратора",5.9),который определяет ;;;;;;;; как необходимое,обязательное,неизбежное и противопоставляет его ;;;;;;: Dividuntur autem in has duas species: quod eorum alia sunt (ut dixi) quae necessaria sunt,quae necessaria stunt,quae ;;;;;;.В медицинском языке означает "явный симптом".См.также далее комментарий к Деян.2:32.
[233] Prof.Ad.Harnack,Die Apostelgeschichte: Untersuchungen (Leipzig,1908,Beitrage zur Einleitung in das Neue Testament,3),S.102.
[234] Ibid.,S.224.
[235] Ibid.,S.222.
[236] Prof.Ad.Harnack,Lukas der Arzt der Verfasser des dritten Evangeliums und der Apostelgeschichte (Leipzig,1906),S.117.
[237] Prof.Friderikus Glass,Acta Apostolorum sive Lucae ad Theophilum liber alter editio philologica (G;ttingen,1895),I,p.13.
[238] Sir W.M.Ramsay,The Bearing of Recent Discovery on the Truthworthiness of the New Testament (London,1915),p.37 сл.
[239] По профессору Адольфу фон Гарнаку общая тема Деяний заключалась в том,чтобы исторически представить силу духа Христова в Апостолах*,но для сего требовалось проникновенное постижение самой сущности Евангелия Христова во всех его неисчислимых и многообразных проявлениях,почему самая мысль целостного и точного воспроизведения событий именно в этом освещении была сколько простою,столько же и гениальной** (Указ.в 233-й сноске изд.,S.*4,6,**5,6).
[240] Указ.в 238-й сноске изд.,p.22.
[241] См.,например,The Living Word Commentary.
[242] Prof.The.Zahn,Einleitung in days Neue Testament,2 (1900<2>),430 слл.
[243] Указ. в 233-й сноске изд.
[244] E.Meyer,Ursprung und Anfange des Christentums,3: Die Apostelgeschichte und die Anfange des Christentums (Stuttgart/Berlin,1923).
[245] A.Wikenhauser,Die Apostelgeschichte und ihr Geschichtswert (Munster,1921,Neutestamentliche Abhandlungen VIII/3-5,1961<4>).
[246] Фукидид (456-356 гг. до н.э.)- древнегреческий историк,в 423-400 гг. до н.э. писал на Афоне свою "Историю".
[247] David Gooding,According to Luke- A new exposition of the Third Gospel.1987,p.15.
[248] W.M.Ramsay,St.Paul the Traveller and the Roman Citizen (London,1897).
[249] Рекомендую пред началом изучения комментариев к Деян. или (и) параллельно прочесть полностью Деяния святых Апостолов.
[250] Проф.Ф.И.Мищенко,Речи св.Ап.Петра в книге Деяний Апостольских.Киев,1907,стр.349.
[251] В Христа к этому времени уверовало большее число людей (ср.1 Кор.15:6);прибывшие же в Иерусалим из Галилеи составляли ядро Церкви.
[252] Об историчности Апостольского собора см. далее комментарий к Деян.15:(6-)19-29.
[253] J.A.Thompson,The Bible and Archaeology.The Paternoster Press Ltd,1973,p.324.