Высшая форма любви

Валерий Стангрит-Жирнов
        Марина могла упрекнуть в эгоизме кого угодно,но только не себя.Я ниско-

лько не обвиняю её в этой маленькой женской слабости и хочу оговориться,что че-

ловеку вообще и женщине в частности,особенно трансово впавшей в одиночество и

фанатично-медитативно занимающейся творчеством(всё равно каким),свойственно лю-

бить себя,только себя,ещё раз себя и,разумеется,исключительно себя.

       Марина за долгие годы нахождения и последовательной адаптации в Израиле

успела перессориться со всеми старыми и новыми знакомыми,причём обычно на ми-

ровую с кем-нибудь из них шла крайне редко и то лишь при условии,что избранный

для великодушного прощения действительно незаменим,что без его разнообразных

связей и знакомств никак нельзя обойтись.

      Следуя олешинскому призыву:"Ни дня без строчки!",Марина Тульская еже-

дневно отмечалась тремя-четырьмя страницами дневниковых записей,причём сию-

минутные шедевры с хорошо наработанной дикцией экстра-декламатора или арти-

ста разговорного жанра любила читать даже неожиданным гостям - всем,зашед-

шим на огонёк,с кем на данный момент поддерживались нейтральные отношения

или заключён временный пакт о ненападении.Причём звучащая в ответ чужая

проза ей категорически не нравилась,да,собственно,и не могла понравиться,

потому что начиная с глубокого детства госпожа Тульская читала преимущест-

венно себя,а произведения других авторов могли годами не оказываться пе-

ред горделивым взором очаровательной женщины.

      Книгу(поддержите меня,господа интеллигенты,отчего это вы уснули

беспробудным летаргическим сном?)следует уважать,относиться к ней,конеч-

но,не с пиететом,перерастающим в создание кумира и автоматическое обоже-

ствление, - а как к настоящему другу,с которым проходишь все радости и

невзгоды,и не расстаёшься с ним,потому что давно научился глядеть на ок-

ружающий мир его глазами.Подразумеваются,конечно,книги стОящие,не диван-

ные записки вроде Марининых.Мудрость не всегда приходит к финишу победи-

тельницей после первого же забега,затем мастерски сочинённые роман,эссе,

повесть,рассказ мы перечитываем помногу раз.Впрочем,подлинная задача ли-

тературы - научить нас не просто лицезреть,а всесторонне глубоко видеть

оттенки и грани,отблески и отзвуки событий.

       Марина,третий час кряду глядясь в обнаруженное вчера,к вящей за-

висти старьёвщиков и антикваров,на ближайшей свалке трюмо,изрекала мне,

искусившемуся на кулинарный шАбаш хозяйки - украинский борщ и капустно-

морковные котлеты:

         - Чем больше каждый отдельно взятый человек ценит собственную

жизнь и особенно себя в ней,чем больше проникается собственными уникаль-

ностью и неповторимостью,тем дальше он продвигается по лестнице своих

талантов и способностей.

         - Стоп,Марина!Давай разберёмся! - подобная безапелляционность

меня если не убила,то слегка покоробила и заставила развернуться в сто-

рону входной двери,за которой разливались мелодичные трели усердно ра-

ботающего отбойного молотка, - следуя твоей теории или гипотезе,самый

закоренелый эгоцентрик - гений?

           - Безусловно.Иначе он ничего не добьётся,если мы имеем в ви-

ду оглушительные славу и успех.

           - Чего стоит оглушительная слава?Чего стоит оглушительный

успех,если в душе подобного триумфатора нет ни капли альтруизма,ни кап-

ли уважения к потенциальным читателям,слушателям,зрителям?Древняя нау-

ка - каббала - тоже делает ставку на эгоизм,но только на начальном эта-

пе,эгоизм достигает высшей фазы насыщения,и тогда наступает обратная

реакция - смыслом жизни становятся добро и любовь ко всем живущим на

развесёлой планете по имени Земля.

             - Миша,ты всегда говоришь немного заумные вещи.Научись как

следует понимать себя,а потом повнимательней постарайся вникнуть в то,

о чём я тебе только что сказала! - И,привычно презрительно фыркнув,хо-

зяйка пенат мигом прекратила бессодержательный для неё разговор и пота-

щила меня на кухню восторгаться кулинарными и поварскими талантами.

              С Мариной,о чём я уже упоминал,долго никто не уживался,но

меня она терпела вот уже семь лет - я мог приходить к ней в любое время

дня и ночи,у меня даже имелся личный ключ от её квартиры,но воспитан-

ность и здравомыслие ни разу не позволили мне ворваться в штаб эгоизма

без предупреждения - я всегда предварительно перезванивал,но ни разу не

получил отказа.Нет,госпожа Тульская не спешила в меня влюбляться,и нео-

быкновенным собеседником в её представлениях я не выглядел.Я представ-

лял собой нечто среднее между домашним животным и достаточно мягкой и

просторной жилеткой,всегда готовой для внезапных ливней Марининых слёз.

         Пока я на просторной и аккуратной кухне разбирался с вкуснейшим

борщом и котлетами,хозяйка устроила первочтение новых страниц знаменитого

дневника.

          - Только любовь к самой себе способна ярчайшими красками рас-

цветить серую и скучную обыденную жизнь.Ни в чём нельзя себе отказывать -

будь это сладкий продолжительный сон или пляжи Майами...

          - Подожди, - едва не подавился я, - какие-такие пляжи Майами?

Для красоты приплела?

           - Вовсе не приплела,а создала! - надула губы писательница. -

Я способна отыскать средства и на более дорогостоящую поездку!Ладно,слу-

шай дальше:"Любовь к себе - это высшая форма любви.Никакая другая любовь

не способна с ней сравниться - ни любовь к мужчине,ни любовь к Родине,ни

вообще любовь к кому или к чему бы то ни было!Кто бы тебя ни окружал -

короли,президенты,миллиардеры,главная в самом высоком светском обществе

только ты,и необходимо сделать так,чтобы все поклонялись только тебе!"

             Слушая Марину,я забыл об обеде и о том,по какому поводу я

сегодня зашёл к моей давнишней подруге.Мне вдруг представилось,как зёрна

индивидуалистических истин попадают на благодатную почву,и хотя бы одна

из случайных слушательниц возьмёт на вооружение учение о высшей форме

любви.Сколько сломанных судеб,сколько разбитых сердец!А Тульские безза-

ботно скрываются в катакомбах стран и городов,якобы ненавязчиво отравляя

чьё-нибудь сознание,исподволь претендуя стать духовными наставниками и

учителями...