Четыре способа изложения Духовной Информации

Эли Лапид 67
"Четыре способа изложения Духовной Информации"

Эли Лапид

Все книги, признанные Еврейской Традицией «особыми» или «священными», будь то Тора (Пятикнижие Моисея, на иврите – Хумаш), Мишна (свод Законов Устной Торы, передававшийся изустно от Моше из поколения в поколения, записан в начале н.э., представляет сорбой самую раннюю и почитаемую часть Талмуда), Шульхан Арух (кодификация практических законов еврейской религиозной жизни, составлен р. Йосефом Каро в 16 в) или каббалистические сочинения, были написаны Баалей Асага (людьми, постигающими реальность Высших Миров).

На протяжении 3 700 лет, начиная с Праотца Авраама, Постигающие записывали свои впечатления, пользуясь при этом различными методами изложения материала. Проблема составления подобных материалов заключается в том, что у Духовных Объектов и Законов нет практически прямых аналогов в нашей земной действительности, поэтому Баалей Асага специально разработали 4 способа записи и передачи Духовной Информации: язык ТАНАХа, Агады, Алахи и Каббалы.

Хотя первая книга из числа священных, Сефер Йецира, была написана Праотцом Авраамом как раз на языке Каббалы, в дальнейшем, начиная с Пятикнижия Моисея и далее, Мудрецы – Постигающие использовали языки ТАНАХа (Библии), Агады (легенды, сказания, предания, притчи) и Алахи (практических законов еврейской религиозной жизни).

Возрождение языка Каббалы происходит отчасти в книге Зоар, но и она написана, в основном, языком Агады.

И только АРИЗА”Ль и в особенности Бааль Сулям начали снова использовать язык Каббалы, как основной язык для своих сочинений.


1. Язык ТАНАХа (Библии) – это язык исторического повествования. Согласно Каббале, любая Духовная Сущность или Процесс обязаны хотя бы раз распространится через все Миры вплоть до Нашего Мира и воплотиться в определенном материальном носителе.

Рассмотрим конкретный пример. Наверняка, многие слышали историю об «Акедат Ицхак» (Жертвоприношении Ицхака). Вкратце сюжет таков: Создатель приказывает Аврааму принести в жертву
своего сына, Ицхака, и Авраам выполняет повеление Всевышнего,
но в последний момент появляется Ангел, который удерживает
руку Авраама, занесенную над сыном, и тот остается в живых.

Что это означает в Духовной Реальности? Человек поднимается в Высшие Миры, используя т.н. Гимель Кавим (Три Линии). Одна из них называется «правой». Ее сущностью является свойство ХЕСЕД (черта,
которую символизирует Авраам). ХЕСЕД означет «доволен имеющимся».

В этом состоянии (или линии) человек испытывает огромную благодарность Творцу, удостоившему его столь великого дара –
ощутить свою бессмертную, вечную, непреходящую сущность,
именуемую Божественной Душой человека.Он чувствует, что бОльшего совершенства невозможно себе представить. Поэтому, он называется ПРАВЕДНИКОМ (цадик) – ведь он ОПРАВДЫВАЕТ (мацдик) своего Создателя всем существом своим, поскольку именно всем существом ощущает великое благо, идущее от Него. А ощущающий благо, естественным образом любит и ценит Того, Кто даровал это ему...

Однако, у этого состояния есть один недостаток – а именно, отсутствие
потребности в развитии и дальнейшем духовном росте. Если все так прекрасно, зачем чего-то менять? Поэтому, для того чтобы сделать следующий шаг, необходимо подключить «левую линию», иначе называемую ГВУРА, и это свойство, присущее Ицхаку. ГВУРА – это КРИТИЧЕСКИЙ анализ своего положения: а достиг ли я уже полного исправления, выполнил ли всю работу, возложенную на меня? Да, я нахожусь на определенной Духовной Ступени (предположим, в Мире Асия). Но есть и более высокие Миры, более высокие состояния – Йецира, Брия, Ацилют... Выходит, я обязан выйти из статичного состояния (каким бы хорошим оно не было), и работать дальше, брать и исправлять более высокие части своей Души...

Эти линии находятся в противоречии друг с другом – ведь «доволен имеющимся» исключает критический анализ – «чего еще мне не хватает»? Поэтому, чтобы их примирить, нужно нечто третье, синтез этих двух начал.

Синтезом левой и правой линии является КАВ ЭМЦАИ – средняя линия, состоящая из сочетания правой и левой. Но вот в каких пропорциях они должны сочетаться?

Ответ на это содержит название рассказа: Акедат Ицхак. Акеда на иврите это не жертвоприношение, а буквально – СВЯЗЫВАНИЕ, поскольку жертвенное животное связывали, прежде чем возложить на жертвенник.

Иными словами, правая линия (Авраам) должна доминировать над левой
(Ицхак), поэтому Авраам «связывает», «подчиняет» Ицхака. Однако, полностью уничтожать левую линию нельзя – ведь тогда не будет и продвижения. Вот почему Ангел Господа останавливает Авраама,
собиравшегося зарезать Ицхака. Нельзя истреблять в себе свойство ГВУРА – но оно должно быть «связано», подчинено, правой линии, ХЕСЕД. Говоря проще, бОльшую часть своего времени каббалист должен проводить в состоянии ХЕСЕД (правая линия, «доволен имеющимся»), и лишь изредка подключать критический анализ (левая линия, ГВУРА).


2. Язык Агады (Легенд). Этим языком часто пользуются Мудрецы Талмуда.

Это язык косвенных аналогий, уподоблений, притч, иносказаний.
К примеру, Всевышний часто сравнивается в Агадот с земным царем из плоти и крови. Конечно, на самом деле нет между ними ничего общего, так как земной царь использует власть над поддаными ради себя, а Цель Творца – насладить творение, привести его в высшему совершенству. Однако, обясняя, например, понятие «Йират Ашем» (трепет перед Творцом), уподобляют его Мудрецы страху, который охватывает человека, когда он предстает перед великим и грозным земным властителем.

3. Язык Алахи (практического Закона еврейской религиозной жизни).
Наблюдая со стороны за религиозными евреями, совершенно невозможно понять смысл их действий. Зачем надо покрывать голову кусочком материи (кипа, ермолка)? Что плохого в том, чтобы включить телевизор в Субботу? Почему нельзя есть свинину?

Мы уже выяснили: выполняя Заповеди в Этом Мире, человек постепенно устанавливает связь с Заповедовавшим их. Это «дорога, ведущая к Царю». Однако, истинный смысл отдельных Мицвот проясняется не в Нашем Мире.

Заповеди это Законы Высших Духовных Ступеней, которые необходимы для существования в Духовных Мирах, точно также, как в Нашем материальном Мире мы должны знать его элементарные законы, как физические, так и общественные, иначе попросту не сможем в нем жить.

Мы уже знаем (см. часть№5, Духовное и Материальное, Чистое и Нечистое) что Миры Брия, Йецира и Асия разделены на две системы – Чистую (уже исправленную) и Нечистую (неисправленную). Взаимодействие с силами и свойствами, находящимися в Нечистых Мирах, наносят огромный вред Восходящему (Бааль Асага), подобно тому как в Нашем Мире имеется немало вещей, угрожающих нашему здоровью и даже жизни.

К примеру, Алаха предписывает нам совершать омовение рук перед
каждой трапезой с хлебом. В Нашем Мире руки – это инструмент,
пользуясь котором, человек БЕРЕТ себе те или иные вещи. В Высших Мирах этому соответствуют Келим де Кабала (Получающие Сосуды,
подробнее об этом см. 4 ую часть - Тикун. Исправление Творения).

Их невозможно использовать прежде, чем они исправлены с помощью ОР ХАСАДИМ. ОР ХАСАДИМ в Нашем Мире соответствует воде. Поэтому, прежде чем ВЗЯТЬ хлеб (т.е. использовать Келим де Кабала),
мы омываем свои руки (= Получающие Сосуды) водой (= ОР ХАСАДИМ). Использование Келим де Кабала в неисправленном состоянии, без ОР ХАСАДИМ, это именно то, что делают КЛИПОТ (нечистые, неисправленные части Творения). Если Восходящий (Бааль Асага) начинает вести себя подобным образом – он разрушает свою связь с Творцом и утрачивает свою Божественную Душу. В дальшейшем, ему придется начинать всю работу заново.


4. И наконец, язык собственно Каббалы. В нем Духовным Объектам и Процессам даются специально придуманные для них имена – Оламот, Парцуфим, Сфирот и т.д

В чем преимущество этого языка? Изучая Каббалистические Источники,
человек не может подумать, что речь идет о каких то обычных житейских историях. Постепенно он все более и более проникается осознанием того, что над нами существует Высшая Реальность, Постигающим которую ему предстоит стать.

В то же время, изучая ТАНАХ, он может и понятия не иметь ни о каких высших духовных состояниях, считая, что речь идет об обычных взаимоотношениях между людьми и царствами. А не имея понятия об этом – не может к этим состояниям стремиться и соответственно,
их достичь.

Заниматься изучением Каббалы человек может, лишь приобретя предварительно, в ходе многих воплощений, способность к абстрактному,
не привязанному к материальным объектам, мышлению – ведь Духовные Объекты и Процессы не связаны с временем и пространством, в рамках которых мы проводим свои воплощения на земле. Таких людей и сегодня не большинство. Тем более, 300 – 1000 – 3 500 лет назад, когда основная масса была вообще неграмотной.

На протяжении тысячелетий евреи изучали свое духовное наследие, главным образом, по Торе (где использован язык исторического повествования) и Талмуду (в котором используется язык Агады и Алахи).

«Материализация» духовной информации позволила массе простых евреев Древности и Средневековья, не наделенных еще абстрактным мышлением, хоть в каком то приближении заняться ее изучением, и тем самым вызвать на себя очищающее и облагораживающее влияние Высших Духовных Миров, о которых на самом деле рассказывают все наши священные книги.

На механизме этого воздействия стоит остановиться чуть подробнее. Известно, что читая роман, газетную статью или историческое сочинение – человек попадает под влияние его автора, зачастую даже подсознательно. Конечно, он может с чем то согласиться, а с чем то и нет, но в любом случае, прочтение любого текста откладывает отпечаток на личность читающего. Тот же самый психологический механизм включается и в нашем случае: изучая, к примеру, правила надевания тфиллин в Шульхан Арухе, мы тем самым подпадаем под влияние его автора, р. Йосефа Каро, который находися в момент написания своего труда в состоянии Постижения Высших Миров – и какая то частичка его мироощущения, отслеживаем ли мы это или нет, проникает и в наше сознание.

Если же человек понимает, что изучаемый им материал рассказывает о Высших Мирах – само стремление его понять уже приближает человека
к Духовности. Этим самым воздействие духовной информации на него
усиливается многократно – ведь в данном случае человек ЗНАЕТ, к чему он стремится, может корректировать свой Путь (согласно установленным в Каббале правилам) – и тем самым многократно ускоряет процесс своего продвижения, по сравнению с тем, когда он занимался Торой или Талмудом.

Вот почему Еврейские Мудрецы последних столетий призывают ВСЕХ верующих евреев приступить к освоению материала, написанного каббалистическим языком – ведь мы уже в массе своей достаточно развиты, чтобы воспринимать абстрактные (поначалу) понятия, не впадая в грубую материализацию.