Еврей или азербайджанец?

Николай Кокош
                                Годы, как известно, не прибавляют нам ни молодости, ни здоровья. Более того, очень часто они до неузнаваемости меняют и наш изначальный облик.                Эти возрастные  изменения больно ударили по моему имиджу и авторитету, когда мне перевалило за пятьдесят.

                В конце 90-х, занимаясь небольшим бизнесом, я колесил по Украине и России, в основном, железнодорожным транспортом.                Однажды в электричке у меня завязался оживленный разговор с несколькими попутчиками о развале СССР и его последствиях. Одна половина дискутирующих была за перемены и обязательно европейский путь развития, другая- на чем свет ругала  М.Горбачева  и всячески приукрашивала жизнь в Советском Союзе.

                В один из острых моментов обсуждения сначала один, а затем и другой оппонент мне бросили:" А почему Вы здесь? Почему не уехали, как многие ваши?"                Неожиданный посыл поставил меня в " тупик". Я не знал, что и ответить!                Оказывается, меня приняли за еврея! Раньше подобного  со мной  никогда не случалось.    Я, по крайней мере, украинец в пятом поколении.

                Буквально через месяц, в очереди за железнодорожными билетами, я сделал замечание наглецам спортивного вида, которые бесцеремонно расталкивая людей, пробирались к кассе.                На мой, далеко не миролюбивый окрик, один из парней, окинув меня презрительным взглядом,сказал:" Поезжай в свой "Израйль" и там будешь права качать!" Приукрасив свою тираду отборным матом. Робкие попытки и других участников этой неприятной  сцены  как-то повлиять на разбушевавшихся хулиганов никакого результата не дали.

                Не будучи сторонником физического воздействия, я все - таки в очень редких случаях позволяю себе проучить того или  иного зарвавшегося субъекта. Без хвастовства скажу, многолетнее занятие рукопашным боем, а в последние годы и экзотическим джиу-джитсу, не раз помогало мне выходить победителем из ситуаций, когда слова и другие аргументы уже не действовали.

                Попросив соседа в очереди покараулить мое место, я подошел к парню, который меня оскорбил и предложил ему  выйти и поговорить.  Разговор состоялся в  предбаннике помещения для ВИП персон. Отработанным движением руки сначала один из пацанов, потом и другой, пришедший на помощь первому, были мною аккуратно уложены на пол. К счастью, ни милицейского патруля, ни пассажиров в это время рядом не оказалось.

                Вне всякого сомнения, жители земли "Обетованной" были бы мною довольны: честь и достоинство добропорядочного " еврея" я отстоял в лучших традициях Крав мага (израильский рукопашный бой.)                Эти два случая заставили меня внимательно  посмотреть на  свое лицо. Но ничего еврейского я в нем не обнаружил!    Скажу откровенно, к евреям я  отношусь  с уважением: меня всегда подкупают  в них незаурядный ум, деловая хватка, да и товарищи они надежные!

                В школьные годы, и в более позднее время, никого  из моих друзей  национальность не интересовала.  Был бы человек хороший.                Новый круг моих приключений был связан с шапкой из фредки( собрат норки) ,которую  я купил перед самым началом зимы.                Еду в электричке по маршруту: Нежин- Киев, пассажиров немного.  У меня два больших чемодана ,забитых товаром для продажи.   Впереди пара средних лет. Слышу их разговор:" Вон, видишь,-говорит женщина, кивком головы указывая на меня,-

 азербайджанец,  бизнесом занимается, деньги зарабатывает. А ты, у себя на  Украине, семью прокормить не можешь!" В ее голосе и интонации чувствовалась какая-то предвзятость.  Такое    сравнение с азербайджанцем меня одновременно и  позабавило, и огорчило! Как же так, "азербайджанец" хлеб у украинца " отбирает?" Оно напомнило мне спортивную молодость. За долгие годы занятий борьбой я общался с представителями  различных школ борьбы, в том числе и с азербайджанцами.


 Спортивное братство-это особые отношения между людьми. Как-то во Владивостоке я встретил бывшего чемпиона Дальневосточного  военного округа по вольной борьбе Муслима Ашерова. Раньше мы с ним тесно не общались. Но увидев меня, азербайджанец Муслим, протянул руки навстречу, мы обнялись. Перекинулись между собой несколькими фразами и расстались. Так встречаются только братья!

                Через неделю по семейным делам я уехал в Волгоград, встретить зятя, который в составе воинского эшелона выводился из Германии. Мне предстояло забрать кое-какие вещи.                Я долго бродил по многокилометровым путям крупного железнодорожного узла, каким является станция Волгоград, в поисках нужного эшелона.

                Прохожу мимо одного из них, на платформе группа " кавказцев". Увидев меня, они оживились, радостно  загалдели, замахали руками, явно приглашая  к разговору.                Услышав мою русскую речь, как по команде, смолкли. Потом один из них дружелюбно сказал:" Что папа азербайджанец?"

                На этом мои приключения, связанные с похожестью на "кавказцев" не закончились. Всякий раз, появляясь на железнодорожных вокзалах Киева, Харькова, Белгорода в своей шапке, я тут же подвергался пристальному вниманию и обструкции со стороны правоохранителей. Не секрет, что и в  Украине, и в России "дети" гор были под пристальным вниманием "органов", сюда можно добавить и представителей Средней Азии. Наши доблестные милиционеры всегда с легкостью могли сорвать с них приличный куш.   " У сильного всегда бессильный виноват!"

                В холодную, лютую зиму пришлось пожертвовать теплой шапкой. Когда в Харькове, на толкучке какой-то малый предложил мне за нее цену вдвое меньшую  реальной, я не задумываясь, с радостью расстался  с нею.

Фото из интернета: этого молодого человека ни с кем не спутаешь-яркий, неповторимый азербайджанец.