Павлин от Городничевой

Александр Капцов
Пожалуй, нелегко мне было бы соблазнить сельского человека «чайной церемонией» с разговорами да воспоминаниями. Но помогла непогода. И вот я сижу у самовара вместе с продолжателем традиций старинного промысла, мастерицей-игрушечницей Т.Д.Городничевой.

-Татьяна Дмитриевна, давайте познакомимся: Вы родом из Хлуднева?

-Да, я коренная, хлудневская, родилась в этой деревне перед войной, в 1941 году. Мой дедушка по отцу Федор Степанович был известным горшечником. И отец Дмитрий Федорович Городничев мастерски делал глиняную посуду: горшки, кубышки, рукомойники, корчаги, смыльники, тазы. Занимался этим с двенадцати лет, а к двадцати так навострился, что его продукцию сразу отличали от чьей-либо другой.

-Выходит, что он был первым на деревне мастером-посудником…

-Нет-нет, - перебила Татьяна Дмитриевна, - он был замечательным горшечником, но Михеев превзошел его в мастерстве. Игнат Кузьмич умудрился сделать из глины самовар. Да такой великолепный: всё в нем было как настоящее, даже краник. Кое-кто потом хотел повторить его опыт, да не вышло.

-Оказался самоварчик с секретом. Значит, не так-то все просто. Казалось бы глина – привычный материал: лепи да обжигай.

-Всё зависит от таланта. А у кого таланта нет, тех и называют лепилами. Не каждому глина-то дается. А кому и дается, делают все по-разному, у каждого мастера свой почерк.

-А Вы посуду делаете?

-Нет. Я люблю игрушки. И то не все. Сопелки у меня не очень получаются. Там главное – надо проколоть удачно. А у меня не всегда выходит. Зато большие игрушки делаю очень даже хорошо. Петухов, павлинов люблю, оленей, зайчиков, кукол… Как говорится, кто на что горазд.

-Татьяна Дмитриевна, наверное, всю жизнь этим занимаетесь?

-А вот и нет. Занимаюсь последние двадцать с лишним лет. По молодости все недосуг было. Работала на стройке, уставала, а домашние дела тоже в основном на мне держались.

Учиться ходила к Марии Васильевне Самошенковой и Ксении Прокофьевне Трифоновой. Считаю их своими наставницами.

-Ваши игрушки пользуются спросом?

-А как же! Даже из-за границы ими интересовались. И на выставках были представлены. Например, проходила выставка в Твери, называлась «Гончары России». Я была участницей и получила диплом.

-Желаю Вам, Татьяна Дмитриевна, и в дальнейшем не сдавать позиций, а главное – не бросайте дедовский промысел.
               
                *     *     *

Хочу поделиться своей радостью. Мастерица из Хлуднева обещала подарить игрушку, сделанную своими руками. Слово свое сдержала: не успел я написать этот материал, а в Думиничи уже «прилетел» замечательный павлин.

На моей книжной полке уже стоят две свистульки – козлики , подаренные молодыми мастерами И.Ахаловой и А.Заборских. Теперь рядом будет красоваться франтоватый павлин.

Своим гостям я всегда буду показывать игрушки и говорить: «А вот этот павлин – от самой Городничевой!»

Спасибо, Татьяна Дмитриевна.