В Польшу за автохламом

Николай Агибов
Кажется время летит не с постоянной скоростью, а с ускорением, настолько быстро изменяется ситуация в современном мире, особенно в восточной части Европы. Бывшие сестры - Советские республики, разругавшись, поодиночке бросились догонять мировой технический прогресс. Советские автомобили, не говоря уже о более высоких технологиях, не шли в сравнение с зарубежными. Вот и хлынул поток мирового автохлама на постсоветские просторы. Ловкачи сразу  почувствовали хорошую наживу и потянулись колонны бэушек по трассе Москва-Берлин. Но вскоре стало понятно, что выгодней не машину тащить к покупателю, а нескольких покупателей привезти к россыпям автохлама в Европу. В газетах появились объявления: «Отвезу в Польшу за автомобилем». Поймался на эту удочку и я.
- Алло! Это вы везете в Польшу за машиной?  Сто долларов? Пока не найду подходящую? Когда выезжаем?
И вот мы в стареньком форде мчимся через всю Беларусь к Польской границе. Володя, нанятый нами хозяин машины, не один десяток раз бывал в Польше и имел сеть знакомых поляков, занимающихся перепродажей автомобилей из Германии. Из лохов, едущих за автомобилем для себя, я был один. Остальные трое – перегонщики автомобилей под заказ.
За границу на автомобиле я ехал впервые, и поэтому все было в диковинку.  Для меня это просто интересная экскурсия. Маховик моего бизнеса, хоть и небольшой, но вращался равномерно и надежно, я мог позволить себе потратить немного денег с удовольствием.
Белорусский контроль прошли быстро, а на польском начались мои познания особенностей посещения русскими европейской заграницы. После проверки виз и паспортов поляки осматривали техническое состояние автомобиля. Володя нас расставил вокруг машины так, чтобы каждый закрывал вмятины и ржавые места. Когда поляк попросил включить заднюю, Володя под торпедой соединил какие-то провода и фонарь задней скорости загорелся. Затем спрашивали цель нашего визита, когда я сказал, что хочу купить подарок жене, поляк улыбнулся:
- Надо говорить – турист.
Потом проверили наши сумки, запрещалось провозить мясные и скоропортящиеся продукты.
Вот мы и в Европе, но это только половина пути, еще километров пятьсот до границы с Германией. Именно там автомобили дешевле, потому что приграничные поляки выгоняли их с той стороны под заказ.  Не буду усложнять рассказ перечислением названий польских городов и поселков, которые мы проезжали и посещали, интереснее мои впечатления и случаи, происшедшие с нами в этой стране.
Аккуратность  и ухоженность придорожных полей и построек удивляла. Все казалось недавно построенным и с любовью ухоженным. Я не видел ни одного здания из силикатного кирпича, или с шиферной крышей, все поштукатурено, покрашено и, в основном, с черепичной крышей.
- Ну что, будем жить у бабушки?
Спросил Володя, когда граница была уже не далеко. Бабушкой оказалась хозяйка приличного коттеджа в два этажа, в котором размещалась частная гостиница. Пожилая пара поляков занималась гостиничным бизнесом и обрабатывала участок земли вокруг коттеджа.
В поиске подходящих автомобилей Володя нас возил на польские хутора, где во дворах и сараях бывало по несколько машин. Мы посещали и другие небольшие городки, общались с поляками, занимающимися подпольным  автобизнесом. В тот далекий 98год, в Польше было запрещено производить сделки по продаже автомобилей, поэтому купчие писали от руки на немецком языке, якобы сделка произведена в Германии. Двое наших, быстро купили автомобили и уехали домой.  Третьему решили подыскать машину у украинцев, дежуривших возле немецкой границы.
У этих ребят была отлаженная система торговли автомобилями из Европы. Поставщики мотались на той стороне, выискивая подходящие экземпляры, покупали и передавали их дежурившей бригаде в Польше. Шустрые автослесари быстро разбирали машину на несколько частей, грузили их в фуры и отправляли на Украину. Пройдя украинскую границу, ее собирали и каким-то образом продавали.
Наш товарищ выбрал приличного форд «Орион», купчую написали прямо на капоте, передача ключей с документами и мы с Володей поехали провожать его до заправки. Заправившись, мы стояли у машины, когда к нам подкатил минивэн с польскими номерами.
- Продаешь? – спросил сидевший за рулем черноволосый мужчина.
- Покупай, - отозвался наш товарищ.
 Мужчина обошел вокруг форда, осмотрел и говорит:
- Мне как раз нужна такая маленькая машинка, сейчас подъедет брат, и мы ее возьмем. Дай ключ, проеду.
- Деньги оставляй и проедешь.
Мужчина  молча сел в свою машину, в которой сидело еще несколько девиц и поехал к заправке.
- Это болгарин, - сказал мне Володя, - они с братом возят проституток на трассу к немецкой границе, обслуживают дальнобойщиков, мог бы запросто уехать на нашей машине и ищи ветра в поле.
В гостинице, где жили мы с Володей, остановились украинцы, которые и занимались разборкой выгнанных из Германии автомобилей. Приехали они на старом микроавтобусе «Мерседес 207», настолько убитом, что в двигатель постоянно доливали масло и работал он с перебоями. Каждый день ребята его ремонтировали и налаживали, ползая под днищем. В один из таких моментов к дому подъехал дорогой автомобиль, два прилично одетых поляка зашли к хозяевам и когда выходили один из них говорит:
- Вот здесь за углом хороший автосервис, вам быстро и хорошо все сделают.
Украинец выглянул из-под буса:
- Мы сами автослесари, обойдемся без помощи.
- Да-а-а, - засмеялся поляк, - если начнется война, поляк первый погибнет, а русский выкопает в асфальте окоп и выживет.
Уже несколько дней мы объезжали знакомых на хуторах и в приграничных городках. Мне нужно было купить микроавтобус для работы, но подходящего не попадалось. То дорого, то не подходил по параметрам.
 Поляки из Германии возили не только автохлам, но и все что находили на немецких свалках. У некоторых в сараях были настоящие магазины подержанных вещей, бытовой техники и одежды. Здесь хорошо видно на сколько социализм отстал от капитализма. Все, что поляки вывозили со свалок приезжие украинцы, белорусы, и россияне скупали и везли перепродавать на родину.
Поражало добродушное отношение к нам со стороны поляков. Даже в острые моменты они оставались спокойны. В одном из городков, Володя, совершая поворот налево, не заметил встречного велосипедиста. Пожилой поляк врезался с приличной скоростью в заднюю правую дверь нашей машины. Когда мы припарковались, он подошел, неся в руках велосипед, переднее колесо которого свернулось в восьмерку.  Мужчина что-то пшекал и испуганно выкатывал глаза.
- Может ему десять марок будет достаточно? – Спросил я Володю.
- У меня нету.
- На, возьми у меня.
Поляк получил купюру, успокоился и потащил свой велосипед дальше.
- Слава богу не было полиции поблизости, -  радовался, Володя.
В другой раз, на пустом перекрестке мы чуть не столкнулись с полицейской машиной.
За разговорами со мной Володя не заметил знак «Уступи дорогу». Затормозить успели и они и мы. Двое полицейских даже не вышли из машины, а только дружно показали на знак. Володя закивал, извиняясь, и мы благополучно разъехались в разные стороны.
Поразила меня и граница между Польшей и Германией. Вдоль узкой речушки по берегам натянута невысокая колючая проволока, под которую пролазят дети, купаются в речке и переходят с одного берега на другой. Польские пограничники не патрулируют вдоль разделительной полосы, а дежурят на приграничных перекрестках вместе с автоинспекцией.  Мы посещали автостоянки у самого перехода через польско-германскую границу. Ни каких шлагбаумов или других бюрократических процедур – на разделительной полосе стоит один человек в какой-то форме и ставит печати в паспорта, которые водители показывают, не выходя из машины.  А до вступления Польши в Евросоюз еще много времени.
Володя старался обслужить машину в Польше, т.к. здесь дешевле запчасти, масло и резина. Мы заехали на одну из маленьких частных станций техобслуживания.  Хозяин, он же и автослесарь, возился с запаской большого шикарного автомобиля с немецкими номерами.
- О-о, господин прЭзидент! – с улыбкой поприветствовал Володя немца, вальяжно сидевшего у столика, как старого знакомого.  Интересно то, что все разговаривали на каком-то универсальном международном языке и с помощью жестов. Главное, что друг друга понимали.
- Этот немец за день несколько раз ездит в Польшу, - рассказывал мне Володя потом. – Покупает сигареты, а поляк набивает ими запаску. В Германии сигареты намного дороже. Бизнес, - улыбается он.
Володя оказался любителем йогуртов. Когда мы заходили в маленькие частные продуктовые лавки взять что-нибудь в гостиницу, он всегда покупал йогурт, внимательно изучая сроки годности. В одном случае, он прочитал надпись, повернулся к продавцу и возмутился:
-Он же просроченный!
- А-а, бери так, -  махнул рукой хозяин.
Володя молча сгреб несколько коробок  и вышел из лавки.
Мы уже неделю мотались вдоль немецкой границы в поисках микроавтобуса. Наконец один из вариантов мне подошел. Поляк показал фотографию буса, находящегося в Германии в автохаусе, затем пригнал его мне посмотреть. На следующий день он должен был снять его там с учета и оформить купчую.
В нашей гостинице останавливались разные люди, в основном это были деловые ребята на пути в Германию или уже оттуда. У каждого были интересные истории и происшедшие с ними случаи. В последний день заселился переночевать белорус, который ехал из Германии на микроавтобусе «Вольксваген Т-2». Там он был на заработках.  На полученные марки он купил микроавтобус, набил его всякой всячиной с немецких свалок и вез домой. Замки на дверях в пассажирский салон закрыл и сломал, окна закрыл шторками,  чтобы при досмотре полиция не смогла открыть. Сам оделся в тряпье, рваные башмаки, при встрече с полицией делал глупую рожу и те со смехом его отпускали.  Прав был поляк – наш народ может приспособиться к любой ситуации.
Вот я и купил буса – «Мицубиси L-300», оплатил страховку и поутру мы двинулись в обратный путь. Перед началом движения, Володя меня проинструктировал:
- Оставшиеся деньги раздели, крупные купюры убери подальше, а мелкие в карман. Могут остановить полицаи, скажешь, что машину из Германии выгнал брат и попросил тебя отогнать ее домой,  из денег это все что осталось.
Я еле поспевал за Володиным фордом, и чтобы не отстать приходилось нарушать правила. В одном случае я опасно подрезал фуру, и поляк позвонил в полицию. Через несколько километров нас уже ждал полицейский мотоциклист весь в черной коже. Я извинился и показал остатки денег, мол, платить штраф нечем. Он отпустил нас с миром.
До Белорусской границы оставалось не более полусотни километров, когда, в одном из населенных пунктов повстречалась полицейская машина. Мы разминулись, но я увидел в зеркало заднего вида, как машина развернулась, включились красные огни и нас начали догонять. Я, как законопослушный гражданин, подчинился команде и остановился на обочине. В машине сидели два полицейских, один посмотрел мои документы и на машину спросил на чисто русском языке:
- Пан был в Германии?
Как меня и учили, я рассказал, что брат работает в Германии, и выгнал мне оттуда машину.
- Сейчас поедем в полицейский участок и проведем маленький суд,- улыбаясь, сказал полицейский. – Или здесь заплати двести злотых.
Я сделал серьезное лицо и достал из кармана мелкие марки, злотые и доллары:
- Пан, вот все что осталось!
- Иди возьми у товарища, - кивнул полицейский на остановившегося метров через пятьдесят Володю.
Я подошел к Володе и объяснил ему ситуацию.
- Двести злотых, это же сто долларов, они что обалдели? -  В полголоса возмущался он.
В это время к нам подъехали полицаи:
- Ну что? – спросил он у нас.
- Да нет у меня денег! Где я тебе возьму двести злотых! – вдруг во весь голос запричитал Володя глядя на меня.
- Тише ты, - зашипел полицай на Володю, и ко мне – давай сколько есть.
Я обменял у полицейских  мелочь на свои бумаги.
- Проверь, все на месте, - уже спокойно мне Володя.
Пока я просматривал бумаги, полицейские терпеливо ждали:
- Ну, все?
Я кивнул, дверь машины захлопнулась и, круто развернувшись, полицаи укатили своей дорогой.
- Вот так с ними надо разговаривать, - засмеялся мой учитель. – За взятки у них очень серьезные наказания, поэтому они бояться. Нас с кумом не один раз забирали в участок, закрывали в камеру, чтобы мы им заплатили, но часа через два возвращали документы и выгоняли.
Мы благополучно миновали оставшуюся часть польской территории, за несколько часов прошли обе таможни, оформили страховку на мою машину и выехали на, показавшейся такой родной, территорию Республики Беларусь.