Обыкновенный ветеран

Алексей Доронин 2
                Большинство мёртвых, о которых мы
                помним, значительно лучше большинства живых.
                Э.Севрус



Василий Фёдорович Климентов был призван в ряды Вооружённых Сил в семнадцать лет, летом тысяча девятьсот сорок четвёртого. Неделя ускоренной подготовки  в районном центре: изучали миномёт, учились стрелять, временным полигоном служило крохотное лесное озерцо за городом, в Карелии их ласково называют ламбушками.

Воевал в Маньчжурии, домой вернулся с медалью «За Победу над Японией», дальше всё, как у всех.

Работал, женился, вырастил детей: сына и дочь, появились внуки. Вышел на заслуженный отдых; жизнь бывшего пехотинца течёт размеренно, по-стариковски…

В канун всеобщего праздника Дня Победы Центральное телевидение вело прямую трансляцию большого концерта в прямом эфире из Кремлёвского Дворца. Выступали прославленные артисты, известные творческие коллективы, звёзды эстрады и кино, звучали неувядаемые песни военных лет…
 
На сцену неспешно вышли стройные девушки, - зазвучала любимая песня старого солдата «Огонёк». Задушевная мелодия, пронзительные слова, песня простая, как, правда, от первой строчки: «На позиции девушка провожала бойца», - замерло сердце.

Солистка словно не пела, она скорее рассказывала о своей девичьей любви, искренне делилась сокровенным чувством со зрительным залом, одновременно обращалась  от имени всех любящих женщин, к десяткам миллионов мужчин, у экранов своих телевизоров: проникновенно, трогательно, просто…

Сочетание голосов в вокальном трио было идеальным, под стать артисткам эстрады профессионально работал оператор. То он покажет поющих на отдалении, под разными углами, то приближаясь к ним с разных сторон, но особенно часто и крупным планом, ведущую  исполнительницу.

Любо-дорого смотреть на обаятельную девушку, родное, милое лицо…

И вот зазвучали главные слова песни:

«И подруга далёкая парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья никогда не умрёт,
Всё, что было загадано, всё исполнится в срок, -
Не погаснет без времени золотой огонёк».

 Захлестнули обжигающие воспоминания, ветеран невольно встал, неожиданно увлажнились глаза, в уголке левого появилась одинокая крупная слеза, медленно прокатилась по щеке, упала на палас.

Василий Фёдорович вспомнил, как они встретились с Шурой, сравнил её молодую с певицей, они чем-то даже были похожи.

После слов: «За Советскую Родину, за родной огонёк», бывший солдат подошёл к серванту, достал початую бутылку «Московской», налил в гранёную стопку. Постоял, подумал, произнёс вполголоса короткий тост: «За нашу Победу, детей и внуков, главное, чтобы всё было хорошо!..»  -  неторопливо выпил.

Из кухни  в тот же момент выглянула Александра Ивановна, она занималась праздничной стряпнёй.

-  Вася, с кем ты разговариваешь?

-  Да, ни с кем, концерт смотрю, поют хорошо…

-  Я подумала, может, кто пришёл или послышалось…

-  Я говорю, концерт хороший, наши песни, трогательно спели. Молодцы!

И сразу захотелось тишины.

Старик выключил телевизор, взял пачку «Беломора», - эти папиросы он называл: «Пшеничные», - вышел на балкон, встал у перил, долго стоял не прикуривая…

 «Сколько лет прошло, а наши песни ещё не забыли, до сих пор поют, а  как спели! По-современному, а также трогает, -  умеют, молодёжь теперь пошла грамотная.  А  говорят: «Молодё-ё-жь… молодё-жь!..» Да вот она молодёжь! Девочки - загляденье, как картинки, а разобраться, такие же, как в наше время…  Ведь моя Шура была не хуже, артистка только ростом выше и одета по нынешней моде, а так…  повезло мне с подругой, здоровье вот тоже стало сдавать, нет-нет,  да и прихватит: то сердце, то печень…»

  Погружённый в свои мысли, Василий Фёдорович  присел на маленькую скамеечку, неторопливо прикурил…

«Дело к концу, сколько там  ещё  осталось, кто его знает? Всё, что мог сделать в жизни, кажется, сделал... Ни перед кем не виноват. Жил открыто, по-совести, детей вырастили, помогли внуков поднять, - слава богу, все живут самостоятельной жизнью. Эх, ещё бы годков пяток, интересно всё-таки, что дальше будет, да только нынче  от нас мало что зависит...

Самое главное: не стыдно умирать.

А пение  -  профессиональное, неплохая у нас молодёжь, неплохая…

Не зря воевали:  сколько народу  погибло, умерло от ран, сколько инвалидов,  -  болезни, голод, холод…  Страдала  вся страна, мы  заплатили  огромную цену, -  но выдюжили  и  победили.  Так  что, всё не зря!..»


Песня «Огонёк» на стихи Михаила Исаковского, музыку неизвестного автора,  - ставшая народной,  -  в юбилейном концерте прозвучала в исполнении популярной группы «Блестящие».


Ровно через девять месяцев от нас ушёл ещё один хороший человек!

Он  так  хотел  дожить  до лета, увидеть зелёные листики на, посаженных  его руками, берёзках  под окном, молодую траву  на живописном берегу реки «Кумса», что  неспешно течёт рядом с домом…

На похоронах директор лесхоза, -  где последние двадцать лет работал участник  боёв на Малом Хингане,  -  Пётр Колов закончил своё выступление словами: «На таких порядочных, скромных  и трудолюбивых людях, как Василий Фёдорович, во все времена держалась,  да и продолжает держаться сегодня, наша страна  -  это поистине Золотой фонд русского народа!»

Верно, сказал директор.


То безымянное крохотное озерцо, -  тренировочный полигон бывших миномётчиков,  -  давно находится в черте города. Справа от него  -  гараж лесхоза, где  работал  водителем  автопоезда ветеран, слева  -  городское кладбище. На дне карельской ламбушки,  -  которую, семнадцатилетний  паренёк  отстоял  в  горах Маньчжурии,  -  лежат его учебные мины, напротив  гаража  -  обрёл  вечный  покой ветеран  войны  и  труда  Климентов  Василий  Фёдорович.

Спасибо Вам ветераны войны и труда!

1999