Парадокс. Но факт. Спросите у людей чего им больше всего не хватает? Вряд ли услышите в ответ что ума...
Практически все люди (99%?) уверены, что ума у них достаточно. Чего-чего, а уж этого "добра" всегда хватает. Не хватает знаний, умений, навыков, везения, воли, денег, знакомств, влиятельных родственников, здоровья… А «ума» вполне достаточно. Не дурак!
Ни в одной сказке не один герой не попросил для себя ума, если предоставлялась возможность исполнения желаний. Всё что угодно просят - от корыта до горы золота и вечной молодости - но не прибавления ума. Люди обычно «просто» и «как бы» считают про себя, что не "ума" им не хватает, а чего-то иного, чаще всего знаний - я "просто" этого не знал. А количества «ума» здесь не причём. Тем более, всегда можно себя оправдать и успокоить, если окажется, что чего-то они не знают - мол а кто знает всё? Причём здесь мой ум?
Ну, а уж если они что-то «знают», то знают это именно так «как надо», то есть «по настоящему» и «истинно», не то, что некоторые. Это другие люди не понимают правильно, то, что знают, так как следует понимать. А следует понимать, конечно же, только так, как понимают они. Любой такой «дурак» всегда найдёт множество аргументов для обоснования и подтверждения собственной правоты и недостатка ума у другого...
При этом большинство людей даже не задумываются о том, а что же означает их «знание» и «понимание» чего-то. Для них эти слова как само собой разумеющееся представления – раз я могу об этом что-то сказать, - значит я «знаю» это. Для многих простое название или подсчёт чего-то уже принимается как «знание». А под «пониманием» подразумевается сама возможность назвать это слово или подсчитать количество чего-то. Все религии и тоталитарные режимы культивируют именно этот уровень «знания» и «понимания». Заучи слова, научись считать и верь в то, что это абсолютная истина. Не думай об их смысле. Кто так не считает – тот еретик, неверный и его следует уничтожить.
Человек рождается в той или иной степени «дураком» или «умным», а точнее – способным или не очень выполнять определённые человеческие действия и функции . Никакое образование этого не увеличит. Данные от рождения способности и таланты можно только развить, скрыть или уничтожить(http://www.proza.ru/2014/11/01/1274). Это как в библейской притче о хлебном зёрнышке, попавшем в разные условия произрастания. В неподходящих условиях жизни (плохая почва, мало воды, мало солнца) любое качественное зерно даст плохой урожай или вообще не прорастёт, а в благоприятных условиях урожай реализуются в максимальной возможности данного вида зерна. Но не более.
Чем меньше человек знает, чем менее развиты у него интеллектуальные возможности, тем более он верит в достаточность и истинность имеющихся у него представлений. Для таких людей "вера" гораздо более значимая форма восприятия мира, чем знания. Дискутировать (в смысле искать истину) с такими людьми бесполезно. Можно только поглупеть самому. На некоторое время.
Если присмотреться повнимательнее, то будет очевидным, что у человека "всё зиждется на вере". У человека собственных знаний изначально практически нет.
Человек обучается, научается всему тому, что делает его человеком из внешних источников. Знания принимаются и становятся вашими только тогда, когда вы в них полностью поверили. Вы же не можете провести все опыты и эксперименты по рациональной проверке дающихся вам и усваиваемых знаний. Вы принимаете их на веру. Они для вас истина.
Вы верите авторитетам, учебникам, политикам, книжкам, кино, телевизорам, интернету... А потом наивно думаете, что это ваши личные знания. Если разобраться не предвзято и без амбиций - сколько у вас Ваших личных знаний? Знаний, которые вы лично добыли в процессе познания, а не в процессе чтения книг и слушания лекций. Окажется очень мало. А может и вовсе не окажется. Вы есть набор сведений, в которые вы поверили. Это утверждение не значит, что вы не можете ничего лично познать. Можете. Но зачем? Это очень не просто. Проще и легче принять то, что вам говорят близкие вам дяди и тёти...
И при этом вы считаете себя, естественно, умным.
-Это не нравится мне.
-Почему?
-Я не дорос до этого.
Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?
Фридрих Ницше