Несчастный случай

Людмила Калиновская
Февральское море было неспокойным и грозным. Многие сейнеры стояли на якоре по случаю своего возвращения с моря. Все работы по выгрузке морской продукции закончились, и оставались лишь обычные дела по наведению порядка и завозу новой партии продуктов для следующей команды, которая уйдет в очередной рейс.
На судне находились только те, которым это было необходимо по должности да ещё  дежурные  на вахте.

Капитан после длительного рейса отдыхал дома со своей семьей, а старпом, как человек свободный, практически жил постоянно на сейнере за исключением коротких походов в управление траловым флотом, или по личным делам.
День был, как всегда, суматошным. Привезли мясо, картошку, фрукты и всё это добро надо было выгрузить и определить в холодильники, а тут еще погода стала портиться. Тучи нависли над самой водой и грозили сбросить тонны снега. Старпом торопил своих матросов с разгрузкой, так как знал, чем может закончиться такая работа в сплошном снежном мареве. Но ребята успели всё сделать до снегопада и мокрые от пота ввалились на камбуз, где кок приготовил горячий ужин. После ужина все разошлись по своим каютам.

Ночью разыгралась настоящая береговая пурга. Снег валил как из дырявого мешка сплошной завесой. Свет от прожекторов, что освещали палубы сейнера, едва пробивался через эту завесу.
Старпом ни один раз выходил ночью на палубу и проверял, нет ли где проблем. Потом возвращался в рубку и переговаривался по рации со своими соседями. Все сейнеры стояли рядом борт к борту друг возле друга на расстоянии двух метров, соединенные перекидными мостиками. В такую погоду никто не рисковал ходить в гости друг к другу, страхуясь от несчастного случая – свалиться в ледяную воду. На каждом сейнере по бортам были развешены старые автомобильные покрышки, чтобы при качке не тереться бортами, а смягчать удары.

К утру снег перестал засыпать все, что только можно. По дорогам города  во всех направлениях отправлялись снегоуборочные машины. Возле пирса натужно  урчал бульдозер с ковшом, к которому подъезжали самосвалы за снегом.
Старпом приказал матросам сбросить весь снег в воду, очистив от него все открытые места, чтобы не было наледи. На судне важны все меры предосторожности.
День был солнечный и тихий. Матросы, свободные от вахты, ушли на берег по своим делам. Старпом оставил указания вахтенному матросу и отправился в управление тралового флота.

Рабочий день подходил к концу, солнышко катилось к горизонту,  и готово было окунуться в морскую пучину, когда на пирсе остановилась машина «уазик». Из нее вышел водитель и его жена. Они заехали навестить старпома, который был их давним другом. Пара была по делам в этом районе города, поэтому решили заглянуть к другу, который никак не мог вырваться к ним сам.
На судно пару пропустили, так как вахтенный знал их. Он предупредил, что надо подождать немного, старпом должен скоро вернуться. Друзей провели в каюту  и принесли чай. Пока пили чай, рассматривали фотографии под стеклом на столе, время упорно шло вперед.

Вдруг на палубе раздался крик: - «человек за бортом!». Гости старпома выскочили на палубу и увидели собравшихся матросов, которые смотрели вниз на воду. Между двумя сейнерами в ледяной воде барахтался человек. Женщина истошно закричала, чтобы бросили что-нибудь для спасения парня. Бросили спасательный круг, за который несчастный пытался ухватиться. Женщина стала кричать, чтобы тащили багры, но матросы растерянно стояли и смотрели, как человек гибнет.
- Господи, да что вы стоите как истуканы, делайте что-нибудь, он же тонет!!!
Женщина была в шоке от того, что вот так просто, на глазах у всех гибнет человек, и никто ничего не может сделать.  Что можно было сделать с высоты третьего этажа жилого дома багром? Наверно, ничего.
Мужчина перестал цепляться за спасательный круг, и, распростершись, стал уходить под воду. Ледяная вода, тем более морская, быстро забирает жизнь.
Гости старпома понуро удалились в его каюту. Эта гибель потрясла их настолько, что женщину трясло, как в лихорадке.
  Внезапно появился старпом. Собрали всех, кто был на судне и стали выяснять, как всё случилось. История оказалась банальной. Молодой матрос должен был заступить через два часа на вахту. Перед этим он хорошо выпил. Такие случаи не редки среди матросов на дежурстве. Старпома не было, проверить некому, почему бы и не выпить.

Выйдя на палубу, и проходя вдоль борта, парень завернул в носовой части сейнера, и в это время судно качнуло на волне. Вдоль борта тянулся страховочный трос на случай качки, но по закону подлости в месте, где матрос покачнулся, троса не оказалось. Там сияла дыра, как открытая калитка. В эту дыру матрос и вывалился, при падении он ударился о рядом стоящее судно.  Кто и что оказались виноваты в его падении? Алкоголь, открытое пространство, качка? Никто уже не ответит на этот вопрос.
Гости уехали с тяжелым чувством.

На следующий день парня достали водолазы. Он был единственным сыном у матери, которая жила в Оренбурге и ждала сына с заработков. Матросы работали в море по полгода и более, поэтому по возвращении в порт приписки сейнера, получали  хорошие деньги, способные поставить молодого человека на ноги. Только в этот раз не на ноги поставили деньги матроса, а уложили навечно в сырую землю.
Следствием было установлено, что в крови найден алкоголь, который и повлиял на безопасность. Заторможенная реакция  повлекла за собой несчастный случай.
Как все просто – несчастный случай!
Почему не оказалось страховочного троса именно там, где закруглялся нос сейнера – в самом опасном месте. Ведь за поворотом не видно, что там на самом деле.  Любого покачивания судна достаточно, чтобы свалиться даже трезвому человеку. Кто должен был ответить за это?  Но никто не ответил за это нарушение техники безопасности.
А что же делать той матери, которая в мирном времени   не дождалась  сына? Матери, которой до конца ее жизни будет сниться ее живой мальчик. Наверно, должно произойти что-то подобное у того человека, который за эту самую безопасность отвечает.

Человек такое существо, которое не до конца понимает – за что к нему приходят беды, или не хочет этого понимать. Прошло немало времени, когда у старпома  случилась беда. Бумерангом вернулось чужое горе – погиб его сын, студент, спортсмен…

Ничего не проходит бесследно – будет ли это злое  слово,  плохое  отношение к человеку или халатность в работе.