Самодеятельный ансамбль

Алексей Доронин 2
                Нет лучше для человека под солнцем,
                как есть, пить и веселиться: это сопровождает
                его в трудах во дни жизни его.
                Екклесиаст               




В канун Международного женского дня 8-е Марта, мужчины одной из средних школ города «Н» собрались продумать сценарий своего выступления перед коллегами на праздничном вечере. Всем хотелось чего-то новенького.  И это  новенькое неожиданно предложил учитель музыки Затевахин  Яков Ефимович  -  создать, - ни больше ни меньше, -  музыкальный ансамбль!

Дерзкая идея всем  понравилась, да и формальный  повод  для этого был.

Учитель физики Озеров неплохо играл на гитаре, химик Калякин был на «ты» с трубой, требовалось  найти ударника.

Маэстро перебрал все мыслимые и немыслимые кандидатуры, вплоть до пожилого военрука Брюханова, вынужден был остановиться на учителе физкультуры:   -  «если не музыкальный, так хоть шустрый…»

Веселков отличался редким жизнелюбием, был хорош как спортивный наставник, но никогда раньше  музыкальные инструменты в руки не брал, -  поэтому  от предложения пришёл в восторг.  Не моргнув глазом,  Глеб Алексеевич простодушно заявил  -  «о чём разговор, конечно, согласен…»

Руководитель  будущего квартета  вкратце объяснил коллеге как правильно держать палочки, показал на пионерском барабане, как исполняются «двойки», «тройки» и «четвёрки».

В принципе всё понятно.

Предложил повторить,  -  возникли проблемы, кроме невнятных «двоек», больше ничего не получалось. Какие там тридцать вторые,  -  какая дробь!..

-  Глеб Алексеевич, возьмите барабан домой, накройте его полотенцем и порепетируйте.  Человек вы настойчивый,  трудолюбивый, хорошо играете в баскетбол,  -  у вас получится…

-  Понял.

-  А на перспективу, сшейте небольшой мешочек, размерами десять на пять сантиметров, насыпьте  в него сахарного песку или какой-нибудь крупы,  плотно зашейте  и тренируйтесь  сколько угодно, пока не добьётесь  нужного результата…

-  Логично, чтобы соседям мозги не компостировать…

-  Старайтесь попадать в одну точку,  -  в цель.

-  Добро, приду с работы,  -  сразу начну.

-  Поначалу, конечно,  могут возникнуть  проблемы,  -  не отчаивайтесь. У нас будут репетиции, когда начнём играть вместе, сама мелодия вас поведёт, если что,  -   я  буду поправлять. Справитесь, энергии вам не занимать…   

-  Это верно, не  боги горшки обжигают…

-  Вот именно. Терпение и труд всё перетрут.

«А что, в самом деле, до праздника больше месяца, я не тупой,  пионеры-сопляки, вон как выколачивают. Гордись, что пригласили, доверили…   Публика  своя,  будут  снисходительны, в любом случае, главное  -  сюрприз…»  -  оптимистично рассуждал  специалист по физической культуре, приглашённый в музыканты.

Установочная  репетиция  без инструментов была короткой,  по окончанию пятиминутки  в хорошем настроении отправились отметить рождение ансамбля  в кафе «Чайка».

Не зря говорят, -  дьявол скрывается в подробностях, обсуждение  деталей проекта  затянулось  до закрытия заведения.

Вторую репетицию организовали  с инструментами.

Стали, якобы, играть. Какофоническая музыка, похожая на кошачий концерт, пришло осознание, что всё как-то не так,  вроде пока ещё  и не получается.

Музыкантам-любителям  приходилось  то и дело  брать тайм-аут. То струну  подтянуть или, наоборот, отпустить,  -  не так звучит;  либо слить воду из трубы,  -  уже и вода в трубе  успела накопиться; руководитель начинал  старательно регулировать пружинами звучание барабана…

Одни паузы. Только бедняги начнут, вновь вынужденная остановка.

Репетировали в столовой, которая  в школе одновременно является актовым залом. Шум на сцене  привлёк внимание, слоняющихся от безделья ребятишек из продлённой группы. Всем стало любопытно,  учителя, кажется, что-то играют…

Дети с задержкой психического развития, стали задумчиво  танцевать  и кружиться, нормальные,  -   с дикими воплями носились по залу, азартно  играли  в ляпы.

Репетировать в такой обстановке!

Руководитель старался сдерживаться, открыто не злился, винить некого, сам   заварил кашу.  Более того, в отдельные, видимо, удачные моменты, в знак одобрения скорбно улыбался  и  смотрел тоскливым взглядом на отличившегося исполнителя.  Ему по-человечески можно было только  посочувствовать,  иметь консерваторское  образование  и  терпеть такую «музыку».

Но, всё же, сверхзадача была решена. С грехом пополам отыграли:  «А ну-ка, девушки!»  Со своей партией удалось справиться даже Глебу, ни разу не сбился и лишнего не настучал.

На последующих репетициях разучили несколько простеньких песенок  и  вальс, на всякий случай.


После выступления на праздничном вечере, ансамбль оказался на грани распада.  Значимых событий не предвиделось, достойных поводов не было, но Глебу понравилось новое амплуа, и он предложил коллегам отыграть на его тридцатилетнем юбилее. Те с готовностью  согласились, а почему бы не выручить коллегу,  но возникла проблема:  пианино. Горячий меломан,  -  так хотел устроить  праздник на широкую ногу, да ещё под живую музыку, что готов был доставить инструмент  на квартиру, но вопрос, куда поставить махину?

Вновь выручил находчивый маэстро.

-  Я,  -  говорит,  -  возьму в Доме Культуры аккордеон, там правая клавиатура такая же,  -  отыгра-ем…

Специального  репертуара  готовить  не  стали, решили, что имеющегося будет достаточно, главное, на  ударных  инструментах  -   сам виновник торжества.

После четырёх тостов, гостям захотелось послушать музыку. Наступил кульминационный  момент, джазмены  деловито  засуетились, разобрали инструменты, слушатели  замерли  в предвкушении:  «Что-о…  бууу-дет!..»

Начали, как обычно:  с «Девушек», конечно, не по теме, но, зато бойко.  Потом погнали весь свой скудный репертуар, больше всех свирепствовал  субтильный  Донат Натанович, от четырёх тостов  парень соскочил с зарубки. Как выяснилось, руководитель ансамбля  играть на аккордеоне  не умел, что касается левой клавиатуры, она ему была вообще незнакома,  однако,  он  почему-то путался и в правой, поэтому  был  вынужден играть оглушительными аккордами.  Самым  счастливым человеком  в этот вечер был, конечно, хозяин, закатив глаза в потолок, юбиляр  остервенело  колотил по барабану.

Спасать людей от взбесившихся музыкантов  самоотверженно бросилась тёща, она замахала руками так, словно экстренно останавливала курьерский  поезд.

Когда  распоясавшиеся виртуозы  заглохли, она с притворной любезностью предложила здравицу  в честь зятя, народ  с рёвом  благодарности  принял тост находчивой  спасительницы.

Пока расслаблялись: пили и закусывали, сын Вадик, по наущению  всё той же сметливой  тёщи, под шумок, выкрал  у отца палочки. Как только музыканты собрались вновь осчастливить гостей  своими  шедеврами, ударник оказался в положении плотника без топора. Будучи горячим,  и  уже в изрядном подпитии, хотел было вместо палочек использовать столовые ложки, но они оказались тяжёлыми и неудобными, пришлось заменить их вилками,  но не долго музыка играла…

Бразды правления в тот вечер реально были  у тамады в юбке, она с подобающей празднику  торжественностью,  величаво  выплыла  из кухни с, высоко поднятыми над головой,  -   словно  спасительный парус,  -   четырьмя  отчаянно запотевшими  бутылками «Столичной».

Всё, пронесло!..  Гости  облегчённо вздохнули…


Женщины, дружно заменили тарелки, обновили закуски, веселье за обильным столом продолжилось, но  уже в комфортной обстановке, как это принято у всего прогрессивного человечества.  Мужчины сняли пиджаки, развязали галстуки, все разом оживлённо  и громко  заговорили…

Вот оно  домашнее  русское застолье,  -  гостеприимство  от  души, атмосфера  благожелательности, полного  взаимопонимания  и  доверительности.  Хорошо быть  среди  своих  близких  друзей, ощущать  их  душевную, сердечную теплоту.


«Скажите, не стесняйтесь, кому чего не хватает, не скромничайте. Чего ещё принести, чего добавить? У всех ли есть хлеб? А что там, на краю стола, так плохо кушают? Почему холодец, заливную рыбу не едим?..  Кому добавить горячей тушонки? Давайте вашу тарелку, давайте  я  вам  помогу…   Мужчины, что же вы сидите: исполняйте свои обязанности, наливайте, обслуживайте  дам!..  Глеб, командуй!..»

Люди молоды, полны сил, здоровья, честолюбивых надежд, уверены в себе, в завтрашнем дне, всё у них впереди, у них всё получится…

Жизнь идёт своим чередом, живи по полной программе и радуйся, рядом с тобой  твои  верные  друзья, они тебя  отлично понимают, уважают  и  ценят, они даже  не обиделись на твою дурацкую музыку…

Естественный, живой, взаимный интерес, все равны и все нужны друг другу. А если станет трудно  и  тебе неожиданно потребуется помощь, каждый, не задумываясь, подставит  своё плечо, помогут  все, кто, чем может,  -  выручат, заступятся, в обиду не дадут…

Да так и должно быть! А разве можно  жить иначе?

Через два часа все пошли танцевать под стереорадиолу. Было жутко тесно, но не зря же говорят, в тесноте, да не в обиде. Одна пара вообще уединилась на кухню, да там и протанцевала весь вечер…

И так, до трёх часов ночи, пока вся выпивка не закончилась. Хозяева провожали гостей, все громко пели на лестнице,  на улице…  Репертуар в таких случаях был традиционный: «Коробочка», «Катюша», «Надежда».

В той  одухотворённой  и  безмятежной жизни, -  сейчас изощрённо  осуждаемой,  -  у каждого была твёрдая  уверенность  в завтрашнем дне,  добрая,  светлая, простодушная  надежда.

После Дня рождения Веселкова Глеба Алексеевича  «ансамбль»  своё существование  прекратил  окончательно. 

На память остались  любительские фотографии  с  того  юбилея,  -  творчество смышлёного Вадика,  -  на них запечатлены молодые, счастливые лица хмельных гостей  и,  сосредоточенные  в творческом порыве,  лица  музыкантов-исполнителей,  обилие  закусок  и  лес  бутылок  на  столе…

Чудесная часть жизни, незабываемые дни!

1971