Было дело, да...

Флибустьер -Юрий Росс
       Листаю свою старую записную книжку.
       Единственную оставшуюся с офицерской службы. Собственно, я её и не выбросил только из-за этих вот страничек. Там вообще много чего…
       Всё написано условными сокращениями, понятными только специалисту, который «круто в теме» – это само собой, ведь вести карманные записи офицеру было необходимо (без них ну просто никак), а информация-то (к тому же непосредственно свежая, а не то что по прошествии лет) была уй-юй-юй какая...

       Сейчас читаю, вспоминаю, улыбаюсь и бормочу «м-да». А вот тогда было не до улыбок.

К/10/121 – 30.04.92
1. 433 5-6.05 ^95
2. 180 6-8, 12-16.05 ^16x95
Хватов

К/10/136 – 18.05.92
433 (490-1)
19-26.05 (искл. 24.05) ^15x95
Хватов

НШ/10/250 – 25.05.92
продл. К/10/136 от 18.05.92 про ^433 до 05.06 (искл. 31.05)
Калабин

12.05.92 (09.35)
Раб. К/10/121 – 30.04.92 п. 2 на 09.00 12.05.92
Гольдибаев

На расп. 136 TF нет

180
12.05.92 – привязалась; зыбь
13.05.92 – ^4 шт. (зак. в 01.00)
14.05.92. 12.00: «Ком. ТОФ приказал 14-15.05 закончить по 180. Выгрузку – в светлое время суток. Разборку – в рабочее время. К-ру в/ч 26942 организовать хранение в соответствии с «…». Приказание передал устно к. 1 р. Близнюк.

       Пояснение: прошла негласная информация, что якобы сын Ком. ТОФ сказал папе, что на день рождения во Владивосток ну никак не успеет, потому что лодку надо разгрузить, передать другому экипажу, а она в общей очереди, и вообще; на что папа ему якобы ответил: «А спорим на ящик коньяка, что успеешь?». День рождения тогдашнего Ком. ТОФ был 3 мая, день рождения сына – не знаю. Может, брехня (ибо дата не бьёт), но последующий ход событий показал, что слух небезосновательный; ну, и – таки да, во что это всё чуть не вылилось...

14.05.92 – ^7 шт. (зак. в 03.00)
15.05.92 – ^5 шт. (зак. в 21.00)

433
20.05.92 – привязалась
21.05.92 – зыбь; валяли дурака
22.05.92 – зыбь; валяли дурака
23.05.92 (сб) – ^1 шт. (нач. в 17.30, законч. в 23.30)
24.05.92 (вскр):
    09.44. По приказ. ОД КВФ из-за отсутствия работ в плане флота и флотилии разгрузка 433 не разрешена.
    10.15. С личного разрешения Ком. ТОФ разрешены работы с 433 вне плана.

       Вот не помню, на какой лодке он служил – на К-180 или на К-433 (которую на тот момент держал первый экипаж К-490). Впрочем, какая разница. Спор или не спор – главное, что раздолбайство самого высокого уровня. Замечу, что в те времена интенсивность боевой эксплуатации РПК СН была просто сумасшедшей; малейшая задержка или сбой вели к срыву графика боевой службы. Но: так или иначе – вот так вот, «с личного разрешения», всё устно, без шифртелеграммы, без секретной бумажки... лично позвонил оперативному, наорал и приказал работать вне плана... интересно, кого бы потом выставили крайним, если бы...

24.05.92 – ^3 шт. (зак. в 23.00)
25.05.92 – ^5 шт. (зак. в 01.30 26.05.92)
26.05.92 – ^6 шт. + 1 ДМВ с УСИ законч. в 06.45 27.05.92)

       Далее у меня там же для памяти был выписан перечень кое-каких (причём не всех) нарушений командующим флотом своих же (да и главкомовских тоже) инструкций, директив и приказов:

0044-87 Ком. ТОФ
стр. 39 – Перечень операций повышенной опасности:
1. Расстыковка (стыковка) с ракетой
2. Тр-ка
4. Подъём, перемещение ракет ГПС
9. Стык., расстык. ОП (ГЧ) БР
стр. 84 – 2 абз. сверху
стр. 87 п. «б» – недост. освещ., когда кр-к плохо различает – РР обязан прекр-ть работу
0014-90 ГК ВМФ п. 3, 4, 6, 13, 38, 45
Грубейшие нарушения технологич. графика

       Было запрещено сокращать время операций (и понятно почему: спешка нужна при ловле блох, но никак не при работах с вооружением, тем паче ядрёным). Спешка в нашем деле ВСЕГДА ведёт к жопе – большой или маленькой, но ЖОПЕ. Было строжайше запрещено работать в выходные и праздничные дни; в тёмное время суток и при ограниченной видимости; без перерывов на приём пищи и отдых; в нерабочее время (с 19.00 по 09.00 следующих суток) и т.д., и т.п., и др., и пр. А ведь ещё и супостатские разведывательные спутники, но на график их пролёта в те времена уже плевали: если его учитывать и прекращать работы, пока он летит, то вообще ни черта не сделаешь, они друг друга чуть ли не перекрывают. В общем, две штуки в день (технологический график-с), максимум три – это если сильно исхитриться и привлечь больше народу, работать в двух «трубах» параллельно. Это официально и по документам. На деле же... На деле же высокие начальники ёрзали в своих креслах, вопили и брызгали слюнями в телефонные трубки, сплошь и рядом требуя нарушения технологических графиков (как в данном случае – притом откровенно нагло не документируя свои приказания). Проще говоря, в те весёлые дни было сделано всё (или почти всё) для маленькой катастрофы со спецоружием. Ну и плюс – а как же – повседневное и традиционное раздолбайство ТРБшников, конечно, без него никак:

На «100»: КР Акманов сидит на стуле, БР висит, ТИУ отошла, матросы катаются на оттяжках (Ленкевич)

       Нормально, да? Ракета висит на перегрузке, начальник перегрузочного расчёта сидит и дремлет на весеннем солнышке, а матросики тем временем развлекаются, используя оттяжки в режиме тарзанки... Могу себе представить, как у Серёги Ленкевича челюсть в тот момент на бетонку упала.

26.05 в 23.50
померла таль – БСР висит;

       Да-да, вот так вот и висит на трёхметровой высоте. Боевая ступень развоза, отведённая от ракеты; и ни туда, ни сюда. Это уже собственно в цеху, в «трубе». Тормоз сработал (слава Богу), а что теперь дальше делать, не знает никто. Так оно и висело, пока чем попало чинили таль, опасаясь задеть тормоз и молясь при этом чуть ли не вслух. Если бы оно грохнулась, то... да фиг его знает, что было бы. Теория вероятностей тут бессильна.

телеги сломаны, хер их вытащишь, ЭТВ сдохла, дёргали МАЗом

       ЭТВ – это такой электрический тягач. Медленный, но очень мощный.
       Дёргать в «трубе» МАЗом – это вообще... это на грани фола, ребята.

в «1Б» телега кривая – стыковщик не надеть;

       Колёса транспортировочно-складских телег частично отсутствовали, частично были спущены «до обода»; водила-домкраты – где кривые, где сломанные... вся расстыковка и стыковка – тоже на грани фола. Примерно такого же, как вытаскивать ракету из лодочной шахты во время зыби. Или засовывать в шахту. Занятие для любителей острых ощущений, конченых извращенцев.
       Сюда же – и нулевое давление в пожарных магистралях, и тогдашняя практически никакая связь в ТРБ (телефоны, работающие через раз), и неосвещённые дорожки перекаток...

в 01.30 27.05 повезли её на «100» перегружать в норм. телегу.
В 03.00 с Тимом поехали посмотреть, что так долго? А там – свету нету, связи нету; на дороге Акманов и Бондур с телегой

       Да-да, всё освещение – только фарами автомобилей, больше нечем. Какие фонари, о чём вы вообще? Это ж ТРБ.
       Тим был ответственным руководителем работ с нашей стороны, я – контролирующим лицом.
       Далее следует картинка (см. вверху).
       И вот они втроём (поскольку плюс ещё матрос-водитель МАЗа) стоят и думают, что теперь делать. Телегу скрутило и стащило во время транспортировки из-за сдутых левых передних колёс (а ещё и сдутое крайнее левое заднее), и она встала так, что ни туда, ни сюда. Любой манёвр тягачом чреват тривиальным опрокидыванием телеги. ЖОПА.
       Мичман напряжённо думает и вполголоса советуется с матросом. Их капитан-лейтенант молча стоит в стороне, потерял нить мыслей, а заодно и речь. Мы с Тимом тоже рядом стоим, слева от телеги, возле ямы, и слушаем; в разговор не влезаем, потому что они хоть и редкостные раздолбаи (раз к такому положению дел привели), но по части управления тягачами с ракетами (вернее, выруливания из дурацких положений) они действительно Асы с большой буквы. Мичмана и матросы отдела хранения ТРБ то есть. Рассказывать бесполезно, надо видеть.
       И ведь шиш кому доложишь о ситуации – связи-то с этого участка дороги никакой, до цеха неблизко, до перегрузки тоже (там хоть телефоны-«крутилки» есть, связь с оперативным на пирсе). А время летит. Ситуация ухудшается: телега, похоже, не хочет держаться на давно убитых тормозах и очень-очень-очень медленно ползёт вперёд-влево, поскольку дорога тут слегка под уклон. Вперёд к полной и окончательной жопе. Темень. Влажный туман ночной. Стоим. Наш «Урал» чуть сзади, метрах в тридцати, еле виден, только фары слепят. Что за ночка такая – столько диких предпосылок к ЧП, и вот ещё одна, самая шикарная, прям как логическое завершение всего предыдущего...
       В общем, ребята ещё пару минут посовещались, приняли какое-то решение (кап-лей так и остался стоять в сторонке в режиме манекена); матрос сел в кабину, мичман – перед «мордой» МАЗа, в свете фар, чтобы знаками ему показывать... Вы можете себе представить МАЗ-500, двигающийся туда-сюда, подруливая, с точностью ДО САНТИМЕТРА? Я видел. Единственный раз в жизни.
       Зацепили водило (тут мы помогли, конечно, оно тяжёлое)... потихоньку... вперёд... бдынсь!.. чуть назад и вправо... тррррр... стоп!.. ещё вперёд... Телега пошла... вот она накренилась ещё сильней (ой, мама!), и мы с Тимом переглянулись. Я помню его глаза. А у меня волосы под фуражкой зашевелились и в животе холодно стало. Потому что вот сейчас эта гадина тупо опрокинется прямо на нас, ракета с телеги упадёт, разломится, и будет большая боевая химическая тревога на весь Приморский с Рыбачьим (названия «Вилючинск» тогда ещё в несекретной природе не существовало, да и в секретной не во всякой). А то и не только химическая – ракета ж ещё и с тремя боевыми «головами»... И будет минимум шесть трупов: капитан-лейтенант Акманов, мичман Бондур, не знакомый мне матрос-водитель, капитан 2 ранга Тимченко, матрос-водитель нашего «Урала» и капитан 3 ранга я. А всё остальное население гарнизона будет либо бегать в противогазах и химгондонах (кому по штату положено), либо сидеть по домам, наглухо задраив форточки, боясь нос на улицу высунуть, пока тут всё не закончится. Была уже такая фигня поздней осенью 1987-го, да и раньше происходило пару раз кое-что весьма пренеприятненькое... многие помнят.
       В общем, в итоге ребята сумели сделать всё как надо, и даже чуть лучше. Выкрутили фактически по миллиметрам. Вывернули телегу с ракетой на дорогу и поехали на «сотку» перегружаться. Как это они так умудрились – до сих пор ума не приложу. От нас от всех пар валил: вспотели напрочь (лично я – от излишнего волнения). Покатили ракету дальше (тут и кап-лей дар речи обратно обрёл). И ту работу по разгрузке РПК СН К-433 мы тогда всё же сделали – да, исполняя преступные устные приказания командующего флотом; да, нарушая отдельные требования по организации и проведению подобного рода мероприятий, но сделали безаварийно и в срок... Впрочем, как и всегда.
       На самый верх об этом, конечно, никто никому ничего не докладывал, ибо не принято было больших адмиралов мелочами пугать, сам же потом крайним и останешься. Просто: «закончили работу, замечаний нет, лодка отошла». В ТРБ кого-то там, конечно, за что-то выдрали, хотя и не сняли. Мы с Тимом написали соответствующие развёрнутые рапорта на имя командира нашей части, и на том усё. На следующий день пришло официальное распоряжение на «вертикальную» замену боекомплекта К-449 – новенькие «морковки» вместо стареньких. То есть служба размеренно поехала дальше...
       А нынешний Вилючинск живёт и не знает, что тогдашнее его население своим здоровьем (да не только здоровьем, а и жизнью, чего уж там) обязано скромному такому добродушному мужику с румяной улыбающейся физиономией – мичману Бондуру... Я его и сейчас часто на улицах вижу. И, конечно, безвестному матросу – водителю того МАЗа.
       У нас же на флоте оно постоянно так – сначала создадим предпосылки для ПОЛНОЙ ЖОПЫ, а потом совершаем подвиг, грациозно от неё уворачиваясь. Как правило, удачно; иногда – не совсем...
       М-да.

2014

* из ненапечатанного сборника «Макароны по-флотски»