Воспоминания детства. Грех

Стас Литвинов
На снимке: крыши Арзамаса.



   Двадцати градусный мороз не мог помешать осуществить давно задуманное мероприятие, к которому всё было готово. Я и старший брат Гера собрали из тонких деревянных палочек остов птичьей клетки, скреплённый медными проволочками. Одна из сторон клетки поднималась таким образом, что если приподнятую сторону зафиксировать контрольной палочкой, то получалась настоящая ловушка для птиц.

   Установив клетку-ловушку на замёрзшей помойке, куда обычно прилетали в поисках корма синицы, мы с братом приготовились поймать одну из них. Приподнятая сторона клетки удерживалась небольшой палочкой, к которой была привязана достаточно длинная верёвочка. Вот за кончик этой самой верёвочки и держался Гера. Мне он доверил насыпать в клетку немножко пшена, чтобы заманить туда любопытную синицу.

   Ногам в валенках было тепло, а вот пальцы рук уже начали ощущать холодок в варежках, когда у клетки неожиданно появилась гостья. Синица опустилась у приоткрытой дверцы, повертелась на месте  и стремительно заскочила в клетку, подбирая рассыпанное пшено. Гера дернул кончик верёвочки, контрольная палочка упала в сторону и дверца захлопнулась, лишив синицу свободы. Взяв клетку с синицей мы направились домой. Теперь синичка поживёт у нас дома 2-3 дня, после чего мы выпустим её на свободу. Пробовали ловить снегирей, но ни один из них не клюнул на нашу приманку.

   Зимние ребячьи забавы закончились с приходом весны. Вот уже и школьные занятия позади. Наступает долгожданное лето, когда тебя ожидает столько всего интересного. Этим летом вся наша мальчишечья компания вдруг увлеклась плетением корзин. Тех самых корзин, с которыми ходят в лес или на базар.

   Я уже не помню, кто нас этому научил, но занятие оказалось полезным и увлекательным. Мы идём в лес, находим участок с большим количеством ивняка и заготавливаем охапки ивовых прутьев. А потом начинается самое интересное, когда в твоих руках рождается настоящая корзинка. Этим летом наша мама была обеспечена ими в достаточном количестве.

   Потом у нас появилось новое увлечение. Рогатки! Ведь мы были мальчишками и пройти мимо такой забавы, как стрельба из рогаток, естественно, не могли. В ней главное, чтобы рогулина попалась крепкая и нужна хорошая резина. Рогатка была постоянно у каждого и остаётся удивляться, как мы не лишились глаз, поскольку стреляли особо не задумываясь о результате.

   Однажды, зарядив небольшим камешком свою рогатку, я оглядывался вокруг на предмет поиска возможной цели. День был солнечный, безветренный и делать было абсолютно нечего. Держа в руках рогатку готовой к выстрелу, я увидел воробья, который сорвался с крыши дома. Он спокойно летел мимо меня, не ожидая от жизни неприятностей. Что меня подтолкнуло к действию непонятно, но, взяв небольшую поправку на скорость полёта воробья, я спустил натянутую резину.

   Легонько свистнул в полёте камешек и... воробей, почему-то, вдруг упал на землю. Всё получилось так неожиданно, что я не сразу понял, а чего это он не летит дальше. Какое-то время стоял неподвижно, потом пошёл смотреть на дело рук своих. Воробей лежал в траве. Я взял его в руки и сложил ему крылья. Воробей поместился на моей ладони маленький, ещё тёплый. Серые пёрышки аккуратно прижимались друг к другу и был воробышек такой чистый и ладный. Мой камень попал ему в голову, о чём сказали несколько капелек крови у глаза и в открытом клюве. Я держал в руках убитую мною птичку и не мог себе ответить на простой вопрос: зачем я это сделал?!  Тогда никто не вел с нами бесед о цене любой жизни, а  кусок хлеба был главной ценностью.

   Я выкопал ямку, положил туда воробья и засыпал  землёй. Мне было стыдно и очень жалко его, который не сделал мне ничего плохого. Никому я не рассказал, что натворил и как мне после этого неуютно на душе. Пытаясь оправдаться, говорил себе, мол, кошка тоже ловит зазевавшуюся птичку, но легче от этого не становилось. Больше из рогатки я никогда не стрелял. И пусть прошло много-много лет, но я всё помню того воробышка и мне, по-прежнему, жалко его.