Найти Рембрандта

Александр Одиноков 3
                Найти «Рембрандта»

   В труде амстердамского учёного, вовсе не профессионала-искусствоведа, я имею в виду Френка Сеинстра (Frank J. Seinstra), посвящённого интернет-каталогу работ Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669), есть один очень важный вопрос: «Сколько живописных картин было написано Рембрандтом?» Он пришёл к выводу, что эта цифра составляет – 742 произведения, включая бесспорных – 253, могут рассматриваться, как принадлежащие к кисти Рембрандта, или мастерской – 119, и требующих серьёзных доводов для отнесения к художнику – 370 картин.
Правда, в разные времена и разными исследователями назывались свои цифры оригиналов Рембрандта. От 630 до 256. Более подробно Вы можете ознакомиться в статье Френка.

   Наш разговор коснётся Мюнхенского каталога 1913 года под названием: «Каталог для будущего и друзей литературы».
   После 60-й страницы этого каталога в технике меццо-тинто восроизведён «Автопортрет» Рембрандта под № 333 из Мюнхенской пинакотеки.
   Как известно, работа по атрибуции любого произведения, хранящегося в фондах музеев, идёт постоянно. За прошедшие годы, действительно, многие из картин великого Рембрандта утверждены как оригиналы или относящиеся к его мастерской.
   Для нас, сегодня, считается откровением слова, что «работы Рембрандта ван Рейна считали старомодными, пока в XIX веке они не получили новую оценку». Это слова Розалинд Ормистон из издания 2014 года: «Рембрандт. Жизнь и творчество в 500 картинах». Далее звучит утверждение автора, что: «Тогда же были развеяны сомнения об авторстве многих картин.
   Картины без подписи художника (Рембрандта ван Рейна) не подвергались серьёзному исследованию. Многие полотна были занесены в каталоги как картины его «последователей», вероятнее всего, учеников, которые не имели права подписывать свои работы до окончания обучения. Рембрандт продавал работы своих учеников и помощников под своим именем – в те времена это было обычной практикой. Очень немногие рисунки Рембрандта датированы, что ещё больше затрудняет установление авторства».

   «Автопортрет» Мюнхенской пинакотеки попадает в разряд более длительного срока атрибуции, нежели указано Розалинд – (XX век).
   И, тем не менее, истина установлена. В каталоге под № 333 значился не сам «Автопортрет» кисти Рембрандта ван Рейна, а «Копия автопортрета Рембрандта» художника Гюстава Курбе (1818 – 1877), выполненная в 1849 году.
   Вот как описывает этот эпизод, публикуя саму «Копию автопортрета» Розалинд Ормистон: «Многие европейские художники середины и конца XIX века изучали работы Рембрандта. Его решение отказаться от поездки в Италию и от изучения античной живописи привлекло к нему внимание единомышленников, отвергающих традиции. Гюстав Курбе (1819 – 1877), один из первых французских живописцев, отошедших от академических правил, в 1846 – 1847 годах побывал в Нидерландах.  Автопортрет Курбе («Отчаявшийся» 1843 – 1845), где он изображён с широко раскрытыми глазами, напоминает автопортрет в виде офорта «Удивлённый Рембрандт» (1630). Курбе также создал свою копию автопортрета Рембрандта в Мюнхене – «Автопортрет, подражание Рембрандту» (1849), обозначенный как «копия Мюнхенского музея».
Будем стремиться к новым открытиям...
________________
Источники:
1. Каталог, Мюнхен, 1913 г. (собственность автора)
2. Сайт: www.cs.vu.nl/~fjseins/RembrandtCatalogue/index.html
3. «Рембрандт. Жизнь и творчество в 500 картинах; [пер. с англ. Е.В. Пешковой]. – М., 2014. С. 94 – 95.