Глава 10. Первая великая битва Белерианда

Михаил Сидорович
Версия Сильмариллиона на этот счёт такова:

Как только Мелькор пришёл в Средиземье и избавился от Унголианты, он восстановил укрепления Ангбанда и отправил армию орков на покорение мира.

Здесь я сразу же прервусь, ибо не могу воздержаться от комментария. Не слишком ли быстро Мелькор получил власть? Представляете, он только что отсидел триста лет в каталажке, ещё «бубновый туз» с телогрейки спороть не успел, пришёл в Белерианд, а там уже ждёт его пустующий трон, готовое войско и скипетр на бархатной подушечке! Что-то не верится мне в этакую халяву. Власть – не та штука, что достаётся без борьбы. Я, например, не верю, что меня где-то за морем ждёт пустой трон и готовое войско.
До прихода нолдоров оставались считанные дни, и за это время Мелькор успел восстановить из руин самую большую в истории крепость, начать войну и проиграть её! Интересно, как он успел собрать войско, провести разведку и рекогносцировку, наладить интендантскую службу? Да после этого, его войско протопало пешком сто пятьдесят лиг, а ведь это - неделя пути! Потом его армия вступила в сражение, проиграла его, бежала, сразилась с гномами, снова проиграла. И это всё – за то время пока Феанор со своим войском пересекал на кораблях пролив.

Чтобы захватить власть, нужны годы интриг, особенно если начинаешь с пустой котомки. А у Мелькора всего-то и было с собой – три бесценных камня, которые невозможно ни продать, ни даже показать ненадёжному попутчику, да ещё незаживающие язвы на руках, да пустые ножны на поясе, да пресловутая пустая котомка. Вот и весь капитал! И вдруг он за одну неделю становится королём! Не слишком ли крутая карьера? Должны ли мы всему этому верить? Но вернёмся к нашим баранам.

План военной кампании, приписываемый Мелькору, поражает своей нелепостью. На мой взгляд, начинать войну в подобной ситуации мог только полный кретин. Судите сами, за Мелькором по пятам идёт войско нолдоров, ведёт его Феанор. Он пылает жаждой мести. Зачем Мелькору в этот момент понадобились наживать себе новых врагов, затевая войну сразу и с королём Тинголом, и с королём Кирданом, и с королём Денетором, знает только автор этой бессмыслицы.

Любой, у кого в голове есть хоть капля мозгов, сначала бы сразился с Феанором, а уж затем, если удастся его разбить, начал бы искать новых приключений на своё седалище. Тот же, у кого мозгов не капля, а хотя бы две капли, постарался бы привлечь на свою сторону телери. Он бы объявил им, что Феанор, как видно, обезумел: «Вчера он вырезал Альквалондэ, сегодня он напал на орков, а завтра на кого он нападёт? Думайте уважаемые короли. Кровь ваших сородичей ещё не просохла на нолдорских мечах. Давайте забудем старые обиды, хотя и забывать нечего, война-то – первая, и встретим агрессора дружно – плечом к плечу»! Ручаюсь, такая дипломатия имела бы успех, и орки тогда сражались бы против нолдоров, в союзе с тремя эльфийскими королями.

Конечно, Мелькор мог в то время и не знать о том, что случилось в Альквалондэ, но в любой войне, умный властитель старается, как можно раньше взять «языка», и выпытать у него всё, что тот знает. Кроме того, его не могло не заинтересовать, почему нолдоры приплыли на кораблях телери, а самих телери с собой не взяли, и почему они сразу же после высадки сожгли корабли. Так с подаренными или одолженными вещами не поступают. Их либо хранят, либо возвращают владельцам. Так не поступают и с купленными вещами, ибо за них плачены деньги. Так поступают только с захваченными вещами.

Но происходит чудо, и Мелькор не только не использует этот шанс, он даже не удосужился сообщить телери о «подвигах» нолдоров в Альквалондэ! Король Тингол узнаёт о Резне только от самих нолдоров, спустя многие годы! Воистину, придворные летописцы Маэдроса полагали, будто Мелькор глупее их! По их мнению, идиот – Мелькор, имея на носу войну с нолдорами, нападает сразу на двух королей – Денетора и Кирдана, для чего расчленяет свою армию на две части. Благодаря этому, его бьют по частям и правильно делают. Сначала объединённое войско Денетора и Тингола разбило его «восточную орду», затем «западная орда», обломавши зубы о неприступные твердыни Фаласа, была разгромлена подоспевшими нолдорами.

Умный властитель старается побеждать врагов поодиночке, он не расчленяет свои силы, а напротив, концентрирует их, он старается переложить тяготы войны на союзников. Но, Мелькор на страницах Сильмариллиона, без какой либо необходимости затевает войну сразу на пять фронтов. Кто грамотный, считайте: нолдоры – раз, Денетор – два, Тингол – три, Кирдан – четыре, гномы – пять. Союзников же он не ищет, он их отпугивает.
Вот так представлена Первая Великая Битва Белерианда на страницах Сильмариллиона. Кто хочет пусть верит, а мне больше по душе наша незатейливая оркская версия. Вот в чём она состоит:

В те времена, когда Солнце ещё не было сотворено, все животные и растения спали волшебным сном, в который их погрузила Йаванна. Квенди же, проснувшиеся на берегах Куйвиэнена, разбрелись по Средиземью в поисках пищи. Пищей, в тех условиях, им могли служить только спящие животные. Добыть их было легко. Но, увы, спящие животные не размножались, и каждое племя квенди, съев всё, что можно на одной территории, вынуждено было переходить на другую. Так они распространялись по лику Арды и опустошали её. От хорошего, легко доступного питания, численность квенди росла, а вот животных становилось всё меньше и меньше. Пригодных для жизни мест оставалось всё меньше. Иногда за них приходилось сражаться, и квенди убивали квенди. И вовсе та битва не была первой.

Так вот, два гонимых голодом племени тёмных эльфов перевалили Голубые горы и пришли в Белерианд. Но земли эти, к несчастию для пришельцев, уже были заселены сумеречными эльфами. Разумеется, никто в Белерианде приходу новых едоков не обрадовался. Одно из этих племён попыталось прокормиться в Оссирианде, но было разбито объединённым войском Денетора и Тингола. Попытка вернуться в Голубые горы, привела к вооруженному столкновению с гномами. Потерпев новое поражение, остатки этого племени эльфов тьмы нашли приют в Хитлуме, который тогда ещё был мало заселён. Судьба второго племени – более печальна. Поначалу они победили Кирдана с его войском, и загнали его за крепостные стены, но, узнав о приближении войск Тингола, они отступили на равнину Ард Гален, где встретились с нолдорами и были беспощадно перебиты. Вот и всё. Первое бродячее племя впоследствии прозвали орками. Как это случилось, я расскажу в следующей главе.

Какое отношение имел к этим войнам Мелькор? Никакого! Голод гнал наших предков вперёд в неизвестность. Не желая делиться едой, местные племена гнали нас прочь. Причём здесь Мелькор? Он только что отсидел свой срок в темнице Мандоса, и пришёл в Средиземье. У него хватало забот, по сотворению светил. Ему просто некогда было встревать в местные разборки между квенди.

Чем отличается наша версия от нолдорской? Только отсутствием в ней глупостей, всё остальное совпадает.

У нолдоров, орками руководит Мелькор, но это руководство настолько глупо, что невольно наталкивает любого непредвзятого читателя на мысль об отсутствии всякого руководства. В нашей версии, Мелькор даже не был знаком с орками в те времена. Орки были тогда одним из множества племён, населявших Средиземье, ничем не лучше и не хуже других. С чего бы это Владыке Огня обращать на них какое-то особое внимание?

У нолдоров, орки разделили свою армию на две части и тем вдвое ослабили её из каких-то загадочных стратегических соображений. У нас, два разных племени действуют порознь в силу  отсутствия у них общего командования.

У нолдоров, орки прекрасно вооружены; а по нашей версии, орки вообще не были тогда знакомы с металлом. Где уж им было тягаться в изготовлении оружия с гномами, которых обучал сам Ауле?

И ещё одно, последнее различие: мы пришли вовсе не из Ангбанда, который тогда ещё не был построен, а с востока, где скитались триста лет в поисках пропитания, начав странствия от берегов Куйвиэнена.

Вот и все четыре различия, всё остальное совпадает. Однако принципиальным из них является одно: Мелькор не руководил орками.

Нолдоры утверждают, что орки были созданы (вернее испорчены) Мелькором ещё до его пленения. Нелепость и необоснованность этой версии мы уже обсуждали в предыдущей главе. Подумайте только, как оркам удалось уцелеть, сражаясь против валаров? Ведь во власти валаров были и ураганы, и молнии, и землетрясения, и мощь Тулкаса. Как можно всему этому противостоять?

Нолдоры утверждают: «Однако валары не обшарили всех бездн и пещер, хитроумно скрытых под бастионами Ангбанда и Утумно. Много лиходейских тварей затаилось там, а иные были рассеяны, бежали во тьму и скитались в пустошах Мира, дожидаясь более лихих времён; и Саурона валары не нашли». (Сильмариллион глава третья «О приходе эльфов и пленении Мелькора»).

Вот как! Оказывается, валары не обыскали каких-то там подземелий, и это даёт нолдорам право утверждать, что именно в тех подземельях мы и прятались! Но позвольте,  нас не было в тех подвалах! Нам-то лучше знать! Валары потому и не нашли нас, что нас там не было, а вовсе не потому, что им было лень искать. Во всяком случае, отсутствие доказательств, в цивилизованном обществе, обычно трактуется в пользу обвиняемого. Впрочем, нолдорам не впервой рассуждать о том, чего никто из них, да и из валаров не видел.

Вот если бы валары обыскали те подземелья, тогда можно было бы и обсудить их находки. А уж коли не заглянули, так и болтать не о чем.

Следующая глава   http://www.proza.ru/2014/11/01/2087