Станьте мэтром

Валерий Стангрит-Жирнов
            Полиграф Тесаков любил учить.Учиться ещё со школьной скамьи ему

было лень,а вот учить - да это же совершенно другое дело!Главное - изобразить

глубокую отстранённо-отрешённую задумчивость,намекающую потенциальным студен-

там на то,о чём они никогда не догадаются.
            
           С годами приходит опыт,и тяга к преподавательству наряду с мараз-

мом удивительно быстро растёт,и непонятно в какой прогрессии - арифметической

ли,геометрической,но вот прямо с утра Тесакова так и тянет учить всех и каждо

го - как жить,как любить,как дышать,как и о чём писать.Как эффективней биться

головой о стену,акробатичней прыгнуть с моста или с Эйфелевой башни,как выби-

рать место на паперти и послезливей просить подаяние.

             Все мы люди,все мы человеки.Сказано не мной и не Тесаковым.Но не

секрет,что у каждого свои большие и маленькие прихоти,слабости,привычки,хобби

-одним словом,увлечения.Полиграф Тесаков в пику собственному учительству кол-

лекционировал рассказы о классиках с уже готовыми цитатами из,безусловно,та-

лантливых и гениальных произведений.Интеллектуальный уровень Полиграфа был не

выше,чем у фонвизинского Митрофанушки,но и не ниже,чем у щедринского унтера

Пришибеева.Однако ноу-хау загадочного ментора позволяло выглядеть гораздо ум-

нее,чем упомянутые литературные персонажи.

                Если грамотно расставить цитаты и между ними вклинить нес-

колько предложений,вначале получится реферат.Если реферат расширить,он пре

-вратится в научную статью или эссе.А там уже рукой подать до трактата,дис

-сертации,монографии.В незабвенные советские времена многие авантюристы

подобным образом получали учёные степени и делали блестящую карьеру.И

никакая критика с заоблачных высот уже не казалась страшной,потому что на

все обвинения звучал один аргументированный ответ:"Я - доктор наук!Я -

академик!"
              В академики Полиграф Тесаков не стремился.Он мечтал стать

писателем.Авторитетные приятели помогли ему вне конкурса поступить в Мос

ковский литературный институт.Да и зачем нужны какие-нибудь конкурсы по-

добному самородку?

             Получив диплом,сызмальства умевший сеять разумное,доброе,

вечное Тесаков взял творческий отпуск.Сроком на два года.Оплачиваемый,

разумеется.И пустился в долгие странствия по некрасовским местам.

             Без зазрения совести пользуясь справочниками и путеводите-

лями,Полиграф выдал на гора цикл художественно-документальных повестей

/по принципу упомянутых выше рефератов/и,опять использовав старые связи,

умудрился получить за свои опусы премию "Золотое перо".

            Следующая поездка и очередной творческий отпуск - по лермон-

товским местам.Традиционно - цикл повестей о выдающемся классике.В ход

шли сплетни,анекдоты,слухи,байки,сказки и отрывки из школьных сочинений

о "Герое нашего и "Княгине Лиговской"

Скромный,но самоотверженный труд удостоился премии "Бриллиантовый фоли-

ант".О Тесакове наперебой заговорили критики,называя новоиспечённого ла-

уреата наследником немеркнущей славы мастеров русской прозы.

           Поездки стали нормой.Книги о Толстом,Бунине,Куприне,Чехове,

Достоевском...Увеличивалось количество премий,как на дрожжах росла сла-

ва.Но до Нобелевской - вот незадача - Полиграф не дотянул:распался Со-

ветский Союз.И вся бездарная писанина,на поверку гроша ломаного не сто-

ившая,отправилась коту под хвост.Слава Богу,хоть не забыл великий писа-

тель,без пяти минут классик,какого он роду-племени,что по батюшке он -

Эфраимович,а из этого следовало,что репатриация,как дембель,неизбежна.

             На неизвестно чьей исторической родине новорожденный граж-

данин весьма кстати вспомнил,что может учить - не хуже,чем поднаторев-

шие лекторы из подзабытого общества "Знание".А благо любое,тем более

болезненно-объективное демократическое чиновничество,верит исключитель-

но бумажкам - справкам,удостоверениям,свидетельствам,дипломам,а уж тем

паче премиям,то в местном Союзе русскоязычных писателей Полиграф Теса-

ков занял достойное место и стал бессменным наставником пишущей молодё-

жи.

           В мастер-классах слегка поседевшего мэтра,как в добрую

пору собственного ученичества,извлекались древние цитаты и читались

/обязательно вслух/рассказы признанных док этого жанра.Так,каждую не

-делю слушая голоса студентов,Полиграф Эфраимович хотя бы эпизодичес

-ки знакомился с шедеврами русского литературного наследия."Вот как

писать надо!" - выносил вердикт гуру после всякого понравившегося

лично ему места.А почему надо писать именно так,а не иначе,без спра-

вочников,буклетов,путеводителей,энциклопедий и словарей Тесаков объ-

яснить не мог.А без информационных источников даже одна весомая

мысль никак не формулировалась,а элементарные читательские впечатле-

ния никак не хотели облекаться в любые,пускай корявые,слова.

           Эмоции имелись,чувства присутствовали,но если бы не завет

ная общая тетрадь с огромным выбором цитат на все случаи жизни,репу-

тация великого писателя в глазах молодых да ранних оказалась бы

сильно подмоченной.Но имелся ещё один весомый аспект.Аудитория у По-

лиграфа была разношерстной и разнородной - студенты при обсуждении

написанных ими произведений часто вступали в затяжные дискуссии,что

позволяло их бесконечно мудрому преподавателю перевести дух и в оче-

редной раз избежать даже намёка на сомнение в личной компетенции.

          Мэтром вроде Полиграфа Тесакова может стать практически

любой.Это же так просто:дилетанту или продвинутому невежде при сте-

чении публики напыщенно повторять:"Ученье - свет!","Ищите - и обря-

щете!","Познайте - и поймёте,как вы познаны!","Творите,потому что вы

созданы Всевышним для новых свершений!"Но аналогичные фразы часто

прикрывают донельзя откровенную глупость и духовную пустоту напыщен-

ных лиц,мистически-отстранённо делящихся с другими якобы им самим ни-

спосланными откровениями.И кажется удивительным и странным,что совер

-шенно недавно было больше объективности и здравомыслия и вещи назы-

вались своими именами.