Квантовая сказка

Сергей Горский Москва
                Человеческому постижению недоступна истинная природа квантовой реальности,
                поскольку всё, к чему бы мы ни прикоснулись взглядом, превращается в материю.

                Ник Герберт

                Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
               
                А.С. Пушкин




В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба. И было у них три сына: старший – доктор наук, средний – кандидат наук, а младшенький, Иванушка, просто младший научный сотрудник в НИИЧАВО (Научно–исследовательском институте чародейства и волшебства).

Трудился  Иванушка в отделе квантовой магии. Прилежно исследовал корпускулярно-волновой дуализм, квантовую неопределённость, ЭПР парадокс, неравенство Бэлла, сверхъестественное до жути действие на расстоянии (spooky-action-at-the-distance) и другие ни с чем несравнимые  чудеса квантового мира. Памятуя завет великого английского научного кудесника «Знание – сила», ставил опыты, проводил эксперименты.

Иногда ему казалось, что за его спиной мир «всегда загадочен и неясен, и представляет собой беспрерывно текущий квантовый суп». Но когда он оборачивается и пытается увидеть этот «суп», его взор «замораживает» содержимое «супа», и видится лишь привычная материальная картина.  И считал себя Иванушка сродни  древнему царю Мидасу, который никогда не испытал мягкость шёлка в ответ на прикосновение человеческой руки, поскольку всё, к чему бы он ни прикасался, тотчас превращалось в золото. Вот она, алхимия ХХ века. Один взгляд назад – и из квантового «супа» возникает самое настоящее золото, а также серебро и драгоценные камни.

Крепко-накрепко усвоил Иванушка основное заклинание квантового мира чудес: «Заткнись и вычисляй!» Освоив азы квантовой магии, научился рассчитывать, чем заканчивается игра в квантовые кости и как эту игру можно использовать на практике. А применений ей – не счесть!
 
Но мучили и терзали его иные вопросы:

Если частицы одновременно являются волнами, как гласит пресловутый квантовый корпускулярно-волновой дуализм, то можно ли своими глазами увидеть мир, свитый из волн, а не слепленный из частиц? Ведь мы же, люди-человеки, видим только корпускулы-частицы.

Если материя на микроуровне состоит из квантов энергии, как и лёд на макроуровне состоит из молекул воды, H2O, то можно ли «разморозить» материю, чтобы «зачерпнуть» взором самого квантового «супа»? Каков его рецепт? Каков он на вкус? Кто его повар?

Наконец, почему он такой скрытный? Почему так не поддаётся человеческому взору, да и разуму тоже? Почему надо именно «заткнуться и вычислять»? Можно ли для познания этого мира чудес и парадоксов обойтись без основного заклинания квантового мира: и без «Заткнись!»,  и без «Вычисляй!», без всех этих магических формул и уравнений?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Год прошёл, второй, третий. На пороге иное столетие и иное тысячелетие. Течёт научный мейнстрим. Работает НИИЧАВО не покладая рук. Открывает новые загадки и выдаёт новые решения. Днём с огнём ищет  «тёмную материю» и «тёмную энергию».  Перебирает Суперструны.  Накачивает научную Суперсилу. Защищают его сотрудники кандидатские и докторские диссертации. Получают гранты и премии. И только м.н.с. Иванушка плетётся по обочине научной жизни. (Одно слово – дурачок). А воз квантовых чудес и ныне там.

Вызывает его как-то раз к себе строгий начальник по фамилии Царёв-Горохов. Просит отчитаться о проделанной работе. А так как результатов её не видно,  даёт строгое указание: поди, мол, Иван, туда не знаю куда, принеси то, не знаю что. Сроку на всё про всё – неделя. Иначе – голова с плеч. Проще говоря, уволю без выходного пособия.

Закручинился Иванушка. Буйну голову повесил. Не милы ему стали ни магические формулы, ни уравнения, ни основное заклинание квантового мира чудес. Поехал он  за город, на природу, присел под могучим деревом, припал к сырой земле. Отрешился от тяжёлой думки, от формул и уравнений, от цифр и чисел, от слов и мыслей, от «злата-серебра» материального мира, который он создаёт своим сознанием подобно легендарному царю Мидасу и вопреки своей творческой воле.  Он-то уже давно знал, что все эти материальные красоты  – не то. Отрешился от зримых феерий материи. Устремил свой пытливый взор внутрь себя, вглубь, сквозь молекулы, атомы, нуклоны и электроны,  туда, где кипит незримый квантовый «суп». Взор этот был не взором глаз. Взор этот был созерцанием сознания. Его сознание пытливо искало  истинно сущее в мире. «То, чего на белом свете вообще не может быть».

Долго ли, скоро ли так продолжалось – никто не знает. Кто говорит минуту, кто говорит час, кто говорит день, а кто утверждает, что и вовсе 7 недель. Но внезапно случилось нечто странное, жуткое и сверхъестественное. С сознанием Иванушки происходило что-то невероятное. Оно начало таять и исчезать! Так исчезает снег под лучами Солнца. А вместо со-знания, которое и лепило и его самого, и окружающий мирок материи, вдруг пришло Знание! Знание, в котором таились ответы на все вопросы!

Созерцая внутри себя, он погружался в глубины материи и одновременно воспарял духом. И с неимоверной духовной высоты он вдруг обрёл возможность видеть не глазами, слышать не ушами и (о, ужас!) думать не мозгом.

Он вдруг исчез как личность. Выйдя мыслью за пределы своего тела и своего мозга, он вдруг растаял как маленький комочек снега в Великом Космическом Океане Вселенской Мудрости и Знания. В этом океаническом чувстве Высшего Знания таится вся Мудрость Мира, все события, все дела и люди, всё, что было, есть и будет.  Это Высшее Знание является волшебным Зеркалом Мира, показывающим весь мир таким, каков он есть на самом деле.

Внезапно незримые оком красоты мира Духа и неслышимые ухом божественные симфонии явились его новому, совершенному Знанию-Видению. Отключив программы сознания, которые замыкают человека в его маленьком локальном и иллюзорном «я», он вдруг пробудился ото сна иллюзий. Пропало пространство. Пропало разделение мира на микромир и макромир. Пропало разделение мира на «я» и «не-я». Маленькое локальное и иллюзорное  «я» превратилось вдруг во вселенское, нелокальное и реальное  «сверх-Я».

Он узрел Единое, узрел не оком, а Умом. Он сам был этим Единым, равным Единому Уму. Всё было в нём, и он был во всём.

Пропала материя, как будто её и не было. Может, и правда не было?  Просто пропала, испарилась без следа, как Кощеево царство, смерть которого таится на острие иглы. Он вспомнил вдруг древнюю восточную мудрость:

          «Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти».

Этой волшебной иглой было Знание Единого Ума. В Высшем Знании таилась Высшая Сила. Игла всемогущего Гносиса – Высшего Знания – одним махом  покончила с древним  колдовством, обрекающим любого человека  на заклятие мира материи, невежество, страдание и смерть. Рухнуло Кощеево царство материальных иллюзий, страдания и смерти.  Исчезли чары  древнего покрывала «Майи», которое скрывает от взора людского истинно сущее.

То, что он так долго описывал формулами и рассчитывал уравнениями, не понимая смысла, стало внезапно ясным как божий день. Он искупался Пробуждённой мыслью в чане с кипящим квантовым «супом», но не сварился в нём, а преобразился. Волшебным образом он вдруг обернулся добрым молодцем. Из Иванушки-дурачка он стал Иваном-царевичем.  Так из прожорливой гусеницы в процессе метаморфоза и распада её на отдельные молекулы рождается новое существо – прекрасная бабочка. Он стал прекрасным царевичем и принял в наследство целое космическое Царство.

Его Единому Уму стало подвластно пространство и время. Он увидел весь мир в многообразии своём. Он понял законы жизни и смерти. Он понял, как преодолеть страдание жизни, неизбежную смерть и вырваться из оков колесницы жизни-смерти. Он познал, где находится Вечный блаженный Покой. Он познал, где находится Абсолютная Свобода.

Вдруг Иванушка очнулся от волшебных видений.   Встряхнул голову и снова увидел привычные материальные красоты, леса, поля, реки. Но теперь он знал, как выглядит мир на самом деле. Он стал Пробуждённым от вечного сна иллюзий, в котором пребывает большинство людей. Он нашёл ответ на все свои вопросы. Он выполнил поставленную задачу. Он выполнил  невыполнимое. Он объял необъятное. Отныне он знал Дао, «путь»,  как добраться «туда, не знаю куда». Отныне он знал, что есть «то, не знаю что».  Он знал, что доложить Царёву-Горохову. Он знал, что сказать людям.