Откуда берутся люди 2. Перевоплощения

Александр Ом
Откуда берутся люди 2. Перевоплощения

***

Как говорилось в предыдущей статье, вот уже почти 3,5 миллиарда лет на нашей планете наряду с биологической происходит духовная эволюцией, а воплощения и перевоплощения являются неотъемлемым элементом этого процесса. Таким образом, каждая душа развиваясь не только многократно воплощается, но и переживает ряд перевоплощений. Правда, этот процесс укрыт от нашего непосредственного восприятия и потому он так неоднозначен, чем, собственно, и вызывает многочисленные споры.

Итак, поскольку процесс воплощений и перевоплощений происходит параллельно биологической эволюции, то можно утверждать, что наряду с усложнением организма происходит и усложнение структур души.

Человек, являясь продуктом природы, хоть и именуется «венцом эволюции», также, как и все организмы, включен в этот процесс.
Другими словами, духовные корни каждого из нас находятся в живой природе и каждая душа человека прежде, чем она уже воплотилась в этом облике, проделала длинный путь развития от простых форм ко все более сложным через воплощения и перевоплощения.

Напомним различия между первым и вторым.
Итак, процессе воплощений заключается в том, что душа после смерти организма многократно выбирает тот же самый облик.
В свою очередь перевоплощение это процесс, при котором душа в какой-то момент после очередной смерти тела меняет привычный облик на иной обычно биологически более развитый. Мало того, процесс перевоплощений непосредственно связан с биологической эволюцией и зависит прежде всего от уровня развития души – то есть, чем он выше, тем она ищет более развитое по своему строению тело для жизни.

Иначе говоря, эти два процесса подчинены диалектическому закону, говорящему о том, что новое качество зависит от количественных накоплений, в котором воплощения отражают аспект количества, а перевоплощения отражают новое качество – как души, так и нового организма, более развитого по сравнению с предыдущим, выбираемого душой в течение своей жизни.

Что касается специфики процесса перевоплощений, то следует отметить, что в отличие от того, как это происходит в воплощениях, душа приняв новый биологический облик сталкивается с совершенно новой жизненной средой, а значит и ситуациями.

Мало того, в первые свои воплощения в новом облике душа должна сначала освоиться с ним. Это несомненно занимает какое-то определенное количество времени. В процессе этого приобретается новый опыт жизни, соответствующий этому новому облику. Вместе с тем, чем выше положение организма на эволюционной лестнице, тем сложнее не только его центральная нервная система, но и поведение его обладателя - души - и потому процесс освоения нового облика происходит намного дольше. Это видно по детенышам многих млекопитающих, которые не в состояние достигать зрелого возраста самостоятельно. Им длительное время требуется постоянная опека. Пример человека в этом является особенно наглядным.

Что касается процесса освоения нового тела, то понятно, что чем чаще душа воплощается в каком-то облике, тем быстрее она с ним осваивается и тем лучше она ориентируется в среде, обстановке и обстоятельствах, связанных с этим обликом, который когда-то для нее был совершенно новым. Это подтверждается тем, что вопреки общепринятому мнению инстинктивные программы все же не всегда и не у всех животных являются изначально заданными и врожденными.

Так этолог Ж.И.Резникова в ряде статей отмечала, что, например, среди так называемых «наивных» насекомых, животных и птиц - то есть тех, кто родился не в полевых, а в лабораторных условиях, далеко не все проявляли инстинктивные программы поведения, соответствующие его виду. Многие особи без специального обучения или перенимания опыта от собратьев или опекунов не были способны к полноценной жизни в дикой природе. А некоторых животных и птиц вообще не удавалось обучить некоторым типичным для их вида паттернам поведения, если обучение не происходило в определенный ранний период развития.

Также известно, что в дикой природе молодняк часто не достигает зрелого возраста. Не ориентируясь еще достаточно хорошо в ситуации и не имея соответствующих навыков выживания, малыши совершают массу ошибок, которые приводят к их гибели.

Даже у хищников чуть ли не половина детенышей гибнет по разным причинам в первые месяцы жизни. Те же, кто достигают зрелого возраста, уже намного более приспособлены к среде прежде всего интеллектуально и тем самым лучше осознают возможные опасности и своих естественных врагов. Поэтому можно предположить, что их души уже не первый раз воплощаются в данном облике и срабатывает сознательная или подсознательная память о возможных опасностях.

Кроме того, этологи обращают внимание на разницу в интеллекте животных не только того же самого вида, но и среди членов одной семьи. Даже у хищников в одном мете одни малыши лучше ориентируются в обстановке, а другие хуже; одни уже осознают возможные опасности и стараются их избегать, а другие нет; одни или прячутся в возможных укрытиях, или стараются быть ближе к родителям, в то время как другие словно не замечают их и в результате часто гибнут. Казалось бы, что братья и сестры должны одинаково реагировать на те же самые опасности, но так, увы, не происходит.

Впрочем, разница в интеллекте животных одного и того же вида, и даже одной семьи заметна не только специалистам, но и тем, кто постоянно имеет дело со своими домашними питомцами – не только с собаками и кошками, но и с домашними птицами, коровами, лошадьми и т.п. Они все очень разные по интеллектуальному уровню в рамках одного и того же вида.

Впрочем, этологами уже собраны некоторые сведения о различии интеллекта в рамках одного вида насекомых. Особенно это заметно у таких социальных насекомых, как муравьи.
Например, рыжие лесные муравьи работают в бригадах, в которых руководит так называемый «координатор». Так в бригаде, которая ухаживает за колонией тлей на одной из веточек осины, кроме координатора можно выделить совершенно разных по функциям работников - “пастухов”, “стоpожей” и „транспортировщиков” (или как их еще называют „живых вагончиков”). Несмотря на то, что замечено, что рабочие члены этих гpупп пpи необходимости с большим или меньшим успехом могут заменять друг друга (например, пастухи сторожей), все же как ни странно последние с работой пастухов справляются довольно плохо - теряют капли пади. А вот транспортировщики к иной работе вообще не приспособлены.

Главной интересующей нас особенностью, связанной с разделением труда в соответствии с квалификациями является то, что координаторы оказываются самыми универсальными работниками. Они заняты тем, что не под силу другим членам бригад – например, поиском новых колонии тлей и осуществлением связи между работающими группами. Более того, некоторые координаторы способны выполнять совершено разные задачи – сегодня организовывать работу рабочих муравьев, например, по выпасу тли; завтра по сбору фуража; послезавтра по переносу личинок в муравейнике и т.д., в то время как рядовые члены бригады способны только выполнять «распоряжения» такого «координатора». Рядовые рабочие обычно не способны переквалифицироваться с одного вида деятельности на другой, а уж тем более сами.

В свою очередь интересно то, что координатор прежде, чем даст задание, например, по сбору фуража для муравейника, сначала сам исследует территорию, а затем уже работники собирают корм в соответствии с его инструкциями и делают они это достаточно оптимально – то есть в определенной последовательности от больших запасов на разных участках к меньшим так, как было «поручено» координатором. Это подробно описано в опытах уже упомянутой Ж.И.Резниковой

Интересно также и то, что такой координатор способен без труда не просто переключаться с одной работы на другую, но еще и организовывать ее, а вот другие нет. Различие в интеллектуальном уровне координатора и обычных муравьев вполне очевидно.

Как ни странно, но подобные аналогии прослеживаются и в человеческом сообществе. Например, известно, что из тридцати учеников в классе успевающих 3 - 4. Иногда 5. Остальные либо средние, либо получают низкие оценки. Конечно, нельзя утверждать, что успевающие ученики это уже прирожденные менеджеры и руководители, но разница в интеллекте заметна. Успевающие часто, что называется, «слёту» понимают и ориентируются в новой для них информации, а вот неуспевающие дословно не успевают за ней и для них многое из того, что для первых ясно как белый день, остается вне поля осознавания.

Также хотелось бы обратить внимание на соотношение «интеллектуалов» и остальных. Так, обычная бригада рабочих муравьев насчитывает примерно до 8 -10 особей. Один из них главный - координатор. Кстати, в человеческом сообществе соотношения подобные. Примерно столько же солдат во взводе, рабочих в бригаде или учеников в дружине.

Конечно, не все интеллектуалы становятся менеджерами или лидерами групп. Для этого кроме умственных способностей нужно еще и нечто другое, например, организаторские предиспозиции. Вместе с тем, последнее без первого обычно не действует.

Что же касается соотношения менеджеров и простых работников, то в человеческом сообществе эти пропорции также сохраняются. Так в одном из социологических исследований 2012 года, посвященному ролевому распределению, предиспозиции лидера имели 9 человек из 100. Как видим, соотношение лидеров и других членов сообществ, как в животном так и в человеческом сообществе очень похожее.

В природе масса примеров такого соотношения. Так, в стае гиеновидных собак обычная численность особей от 7 до 15. Руководит доминантная пара. В табуне зебр примерно столько же голов. И хотя большинство из них кобылы, поскольку табун складывается по гаремному типу и лидер один - самец-альфа, то среди кобыл существует строгая иерархия, в которой предводительствует старшая кобыла. В стаде слонов обычно тоже от 10 до 13 животных – старых, молодых и детенышей. Предводитель один – старшая самка.

Кроме того, как утверждают этологи, среди социальных животных и не только среди них действуют достаточно сложные схемы и нормы поведения, которые обычно соблюдаются членами стада, стаи, табуна, прайда, семьи и т.д.

Эти схемы существуют уже долгое время – миллионы лет - и по своему характеру они очень разные. Мало того, все схемы социального поведения, существующие в человеческом сообществе в той или иной форме являются лишь копией того, что уже давно присутствуют в дикой природе.

Вообще, вопрос соотношения лидера и подчиненых, а также социальных схем поведения для нас в настоящий момент не самый важный. Важно другое - почему успевающие схватывают быстрее, чем остальные?

Воспитание и гены это, конечно, немаловажная вещь, но давно замечено, что такие характерные особенности личности как темперамент, внимание, память и что главное - определенные наклонности и способности в большей мере являются врожденными. Два внешне идентичных близнеца, воспитывающихся и вырастающих в одних и тех же условиях, фактически являются совершенно разными людьми. У каждого свой темперамент, привычки, эмоциональные реакции и т.п. Обычно один проявляет способности к тому, к чему другой вообще может не проявлять интереса и наоборот.

Так почему же одни более внимательны, более прилежны и более способны, чем другие?

Учитывая то, что было сказано выше, сам по себе напрашивается вывод о том, что у более способных просто больший опыт в том, к чему у них проявляются способности и как видно этот опыт не ограничивается одним воплощением. Вообще, такие способности мы обычно так и называем «дарованиями» и считаем их врожденными, соглашаясь с тем, что они в большинстве своем возникают не в процессе развития или воспитания.

Резюмируя хочется сказать, что в настоящее время не учитывается то, что душа это по сути огромный комплекс того, что происходит с ней не только в актуальном облике, но и того, что было с ней в прошлых воплощениях. Да, в отличие от многих представителей животного мира у человека нет непосредственной памяти об опыте из предыдущих воплощений, но вместе с тем существует огромный пласт подсознательной памяти о том, с чем сталкивалась душа в прошлых жизнях и чем она тогда занималась, в том числе будучи еще в облике животного.

В связи с этим в актуальном воплощении часто проявляются сохранившиеся и перенесенные из прошлых некоторые навыки, наклонности, предрасположенность к чему-то и даже паттерны поведения, чего мы обычно не в состояние оценивать объективно, поскольку они для нас вполне естественны. Впрочем, мы так и говорим о них: «Это часть нашего естества».

В процессе воспитания и накопления нового жизненного опыта они постепенно вытесняются и заменяются новыми, но это занимает определенное время. Их устойчивость является основной причиной того, почему многим членам нашего человеческого сообщества часто трудно совладать с теми наклонностями, которые еще срабатывают как атавизмы прошлого, а особенно с теми, которые не соответствуют нормам и правилам уже человеческого социума, тем более, если кто-то только начинает путь в человеческом облике.

Поэтому человек несмотря на то, что является венцом эволюции и антропологически однороден, все же он наследует многое из того, что присуще представителям животного мира. Мало того, поскольку в природе существует не просто видовое разнообразие животных, а разделение на хищников и травоядных, то и духовные корни одних людей тянутся из мира хищников, а других из тех на кого эти хищники охотятся.

Особенно хотелось бы выделить тех, кто в предыдущем воплощении не только был хищником, но кто только еще начинает свою жизнь в облике человека и еще не до конца освоился с нормами социума, в котором одной из самых главных заповедей является «Не убий!».

Следует учитывать, что для хищников убийство другого животного так же естественно, как для нас намазывание хлеба маслом. Поэтому особенно трудно перестроиться тем, у кого агрессивные навыки прошлого еще сохраняются как атавизмы и часто активизируются на бессознательном уровне. Именно этим можно объяснить причины многих маниакальных убийств.

Обычный человек часто ужасается тому, как кто-то может без зазрения совести убивать другого, а для таких насильников это может быть вполне обычное дело. Мало того, данные криминальных следствий часто свидетельствуют о том, что некоторых маньяков кровь жертвы, ее плачь и просьбы о пощаде даже подзадоривают и вызывают больший азарт. Конечно, необходимо отметить, что если не большинство, то многие члены человеческого социума все же стараются соблюдать нормы морали и права. И если маниакальных убийц в человеческом сообществе единицы на тысячи, то людей с агрессивными наклонностями все же достаточно много.

Опять же соответствующие аналогии видны в дикой природе. Соотношение хищников и растениеядных демонстрирует это лучше всего. К примеру, в Масаи-Мара ежегодно во время сезонной миграции перемещается в среднем от 2 до 2,5 миллионов голов травоядных – зебр, антилоп, газелей Томпсона. В то время как хищников – львов, геен и других – около 10 000. То есть примерно на одного хищника приходится около 200 - 250 парнокопытных.

В человеческом социуме, кстати, в среднем ситуация подобная. Например, в США в тюремном заключении пребывает в общей сложности около 2 миллионов человек, а численность всего населения американцев около 300 миллионов. В России около 1 миллиона заключенных на 144 миллиона человек. Иначе говоря, в среднем на 150 законопослушных граждан приходится как минимум один потенциальный преступник. Конечно, не все сидят за агрессивное поведение, а уж тем более за убийства. Часть преступников сидит за какие-то другие преступления, например, экономического характера, которые не связанны с насилием.

Сравнение соотношения хищников в дикой природе и преступников в человеческом сообществе достаточно относительно, поскольку безусловно не все заключенные являются по природе хищниками, а значит и потенциальными убийцами, тем не менее соотношение, как мне кажется, весьма показательно в том плане, что среди нас еще много людей с дикими животными инстинктами. И если в дикой природе хищники и нехищники достаточно хорошо распознаваемы по внешнему виду, то в человеческом сообществе все антропологически подобны и трудно понять кто есть кто. Так нередко получается, что человек с внешностью вызывающей опасение может оказаться добрейшим человеком, а красавец с лицом и манерами поэта-романтика садистом.

Кроме того, говоря о криминальной статистике, следует учесть и то, что не все люди с агрессивными наклонностями пребывает в изоляции. Склонность к насилию время от времени проявляется в определенных ситуациях, но не всегда фиксируется органами правопорядка и потому не всегда наказуема. А вообще, как это ни странно, но считается, что в среднем насилие в той или иной степени проявляется чуть ли не в каждой четвертой семье. Также необходимо отметить еще и то, что достаточно большой процент проявления насилия в подростковой среде. Откуда столько агрессии у человека – так называемом «венце эволюции», как не из дикой природы, проявляемой в качестве атавизма?!

Также необходимо отметить и то, что корни человеческой агрессии не обязательно могут быть продолжением именно хищнических инстинктов. Среди представителей парнокопытных также много проявления агрессии по отношению к своим собратьям особенно между самцами, поскольку существует постоянное соперничество за обладание самками. У них может не быть непосредственных интенций убить соперника, но во время поединков кровь льется довольно часто. То есть, определенная степень агрессии у них также является неотъемлемым элементом их жизни.

Впрочем, известно, что у многих мальчиков подросткового возраста, а особенно в период полового созревания, степень агрессии достаточно высока. Что это, как не соответствующий паттерн поведения, корни которого упрятаны в животном прошлом?

Вместе с тем, как уже упоминалось выше, у стадных животных тоже есть свои определенные нормы поведения, которые обычно строго соблюдаются членами социума. И тех, кто-то этих норм не придерживается, сначала пытаются воспитывать, а если это не помогает, то его просто изгоняют из стада.

И как уже омечалось ранее, этологами уже давно замечено, что абсолютно все схемы социального поведения в нашем человеческом сообществе имеют свои аналоги в живой природе. Вернее, наоборот - мы ничего своего, собственно, не придумали. В нашем социуме все эти схемы приобрели иное выражение. Они стали более сложны и более изощренны по сравнению с тем, что уже сущестует пару миллионов лет в дикой природе. Вместе с тем, их принципы все те же.

Так что, как бы это не звучало странно, но еще не все люди являются людьми. Увы, но среди нас еще достаточно много нелюдей с животными инстинктами. И пока кто-то твердо усвоит общечеловеческие моральные и нравственные нормы, а заповеди станут для него нормой жизни, его душа должна пройти не одно воплощение в человеческом облике, что, конечно, требует времени.

Как видим, несмотря на то, что антропологически мы все относимся к одному виду homo sapiens, но все же прошлое каждого из нас разное. Кто-то в прошлом был хищником, кто-то травоядным, а кто-то вообще паразитом.

Кто-то уже является человеком не одно воплощение, а кто-то только начинает жизнь в этом облике. И это тоже одна из причин того, почему мы все такие разные и почему такая трудная и часто опасная жизнь среди людей.

Но поскольку назад в прошлое обычно дороги уже нет и считается, что все равны перед законом, то каждый все равно вынужден приспосабливаться к нравственным нормам человеческого социума.

Понятно, что в дикой природе агрессия это вынужденое и обусловленное явление, поскольку нужно не только самому выжить, но и вырастить потомство, а значит нужно постоянно кем-то питаться. Кем-то это значит другими организмами.

Так что агрессия и убийство в природе является условием существования и никто в этом процессе не является исключением. Правда, в отличие от дикой природы только человек может изменить свою жизнь – в какой-то момент отказаться от агрессии и стремиться быть совершенным, стараясь быть исключительно благотворным и излучать только любовь. Умную Любовь!

А это качество вырабатывается лишь через индивидуальный опыт; через собственную боль и собственные страдания; через сострадание к боли ближних и других; через ответственность за самого себя перед ними и за них. Не иначе.

В определенный момент, уже сознательно следуя по пути совершенства, такая душа достигнет его и после очередной смерти организма она уже перестанет вращаться «в колесе сансары», как любят сравнивать нашу жизнь приверженцы индуистских религий. Перестав воплощаться и перевоплощаться она выйдет из циклов смертей и рождений, и слившись с Ним – с Абсолютом, станет Его интегральной частью. И тогда, ей уже незачем будет возвращаться на Землю.

А на ней и на других планетах Вселенной оставшиеся несовершенные души продолжат свой путь воплощений и перевоплощений, пока и они в свое время не достигнут облика человека, не осознают Абсолютный смысл и в какой-то момент не достигнут совершенства.

Но придет момент и они сольются с Ним – Инициатором Вселенной, нашей планеты, невероятно разнообразного царства животных и человека - еще далеко несовершенного «венца биологической эволюции», лишь в облике которого можно достичь необходимого духовного совершенства.

Духовное совершенство это пропуск домой к Нему – источнику, из которого мы все когда-то вышли и к которому мы должны неминуемо вернуться, пройдя долгий и нелегкий путь совершенствования через воплощения и перевоплощения.

Сентябрь 2014 года.