Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Часть 1

Николай Старовойтов
Деяния святых Апостолов:общее
Деяния святых Апостолов-изумительный по точности хронологический документ l-го века н.э.,книга пятая в каноне* Новозаветных книг,богодухновенная историческая книга Нового Завета,повествующая об основании и развитии христианской Церкви.Христианская религия не является ведь каким-либо абстрактным учением,она-сама жизнь,непосредственно выражающаяся в "деяниях".Но всё же не совсем точно говорить только о "деяниях Апостолов",ибо вся книга показывает,что они были только орудиями,считавшими себя ничтожными,чтобы тем более возвеличивать славу своего Учителя.Более полный заголовок мог бы гласить:"Деяния Воскресшего,Восславившегося Господа чрез Его Апостолов" или "Деяния Духа Святого".Уникальное значение книги "Деяния св.Апостолов" раскрывается при глубоком детальном изучении её.На страницах этой книги сохранилось и достигло читателей последнего времени единственное достоверное описание того,как евангельская вера распространялась по всему миру после Вознесения Иисуса Христа.В Деяниях история евангельской проповеди сама переходит в проповедь и призывает к подножию Креста.В своём богодухновенном Евангелии Лука рассказывает о том,что начал делать Иисус,когда Он пребывал на Земле (Деян.1:1),в Деяниях св.Апостолов он описывает,как Иисус после Своего Вознесения на небеса продолжал,посредством Духа Святого,Свои деяния в верующих и чрез них во всём мтре.<<Одним из самых существенных вопросов этой книги,-можно сказать и всех книг Библии,-является вопрос распространения Евангелия среди язычников [то есть тех,которые не были евреями].Ветхий Завет показывает многовековую историю отношения Бога к еврейскому народу,где видна определённая цель:через еврейский народ благословить все народы.Еврейский Мессия,предсказанный много веков назад пророками,наконец,пришёл.И в книге <<Деяния святых Апостолов>> описывается начало великих событий во многих странах.Божии заповеди в этой книге из узконациональных перерастают во всеобщие>>[210].Эта книга очень динамично-сюжетна,очень кинематографична.Более того,св.Апостол Павел-он (и по своей судьбе,и по своей способности выходить живым из самых безнадёжных ситуаций) супермен в чистом виде.Только своим <<суперменством>> обязан он не силе мышц,а силе Духа Святого.Книга обрывается внезапно,она не полна;эта священная история не имеет конца-потому что день за днём Господь на небесах отмечает деяния Сына Своего,совершаемые Им посредством Его чад.

Роберт Кили: Главные темы Деяний апостольских
<<В Деяниях описываются первые годы распространения христианства и те преследования,которым с самого своего рождения подвергалась Церковь.Автор стремится доказать,что христианство не представляет никакой угрозы для римской власти:каждый раз,когда возникает какое-нибудь волнение,его зачинщиками оказываются не христиане,а иудеи или другие противники христианства.
Лука ясно показывает:распространению христианства способствовал Святой Дух.С человеческой точки зрения,главные герои Деяний-апостолы Пётр и Павел.Отправным пунктом для христианской миссии среди неевреев послужила не Иерусалимская,а Антиохийская церковь.Из Деяний Апостолов отчётливо видно,что горсточка самых обыкновенных людей,исполненных Христовым Духом,способна перевернуть мир>>[211].

Составитель Деяний св.Апостолов
Хотя в Писании он нигде не упоминается как таковой,можно с уверенностью утверждать,что Дееписателем (т.е.составителем Деяний) является св.Апостол Евангелист Лука.Библейские и другие исторические доказательства этого весьма многочисленны.Деяния святых Апостолов (история распространения Христианства в l-ом веке) и третье Евангелие (история служения Иисуса) написаны одним и тем же лицом (Деян.1:1;Луки 1:1-4).Этот человек был сотрудником св.Апостола Павла (Кол.4:14;Филим.24;2 Тим.4:11).Многозначителен также и так называемый "Отчёт о нас",в котором описываются события от первого лица множественного числа: "мы" (Деян.16:10-17;20:5-15;21:1-18;27-28:16).Лука же является единственным среди сотрудников Павла,к которому могут относиться все подробности этого отчёта (ни о Тимофее,20:4-5,ни о Силе,15:22,не может быть и речи).Лука был языческого происхождения (Кол.4:11-14 явно отличает его от еврейско-христианских друзей Павла)-и бросается в глаза,насколько идея всеминого спасения главенствует как в Деяниях,так и в третьем Евангелии.Лука был высокообразованным человеком l-го века н.э.,привыкшим к точному мышлению и наблюдениям-при исследовании Деяний большое впечатление производит та историческая точность,с которой составитель передаёт своё повествование,так же как и его знание официальных наименований представителей Рима (в переводах к сожалению не всегда таких ясных как в оригинале).
Самая ранняя фиксация христианской традиции о Дееписателе находится во Фрагменте Лудовико Муратори,списке канонических книг из 85 строк,составленном в Риме около 190 г. и сохранившемся на латинском языке в палимпсете Vlll-го или,возможно,Vll-го века[213],и у святителя Иринея,епископа Лионского (ll в.).Раньше в список ранних свидетельств обычно включали и так называемый антимаркионовский пролог к Евангелию от Луки,который де Бройн (de Bruyne),а вслед за ним Гарнак датировали 160-180 гг.Сейчас,и особенно после публикации диссертации Регула,посвящённой антимаркионовским прологам,практически не вызывает сомнения,что датировать их следует самое раннее lX в.[214] Интересующий нас текст Фрагмента Муратори[215] звучит следующим образом:
"На третьем месте стоит книга евангелия по Луке.Лука,этот врач,после Вознесения Христа,когда Павел взял его как сведущего в законах (quasi ut iuris studio sum)[216],написал её от своего лица,но в соответствии с мнением (ex opinione) [Павла?].Он никогда не видел Господа во плоти и поэтому писал,насколько он смог установить факты.Итак,он начал своё изложение с рождения Иоанна" (стк.2-8);
"Деяния всех апостолов были написаны в одной книге.Лука,обращаясь к "наилучшему Теофилу" (optime Theophile) соединил вместе события,которые произошли в его присутствии,как это видно из того,что он опустил страсти Петра и отъезд Павла из Рима (в тексте: из города) в Испанию" (стк.34-39).
Святитель Ириней во многих местах своего антиеретического трактата пользуется Деяниями и знает об авторстве Луки (см.,например,"Против ересей",3.13.3;3.14.1-3).
Начиная с конца ll века практически все церковные писатели следуют этой традиции;см.подборку соответствующих цитат в The Beginnings of Christianity,Part l,Vol.V,London,1933,pp.207-245 (H.J.Cadbury).Её образцовое и детальное изложение с добавлением ещё одной биографической детали:Лука был уроженцем Антиохии-представлено в "Церковной истории" Евсевия (lll,4,6):
"Лука,уроженец Антиохии и врач по образованию,большей частью находился вместе с Павлом и деятельно общался также с остальными апостолами.От них приобрёл он умение врачевать души,каковое и показал в двух богодухновенных книгах:в Евангелии,которое начертал,по его свидетельству,"как передали ему бывшие изначально свидетелями и служителями Слова";им,по его словам,он и следовал с самого начала книги и в Деяниях Апостолов,которые составил не по рассказам,а как очевидец" (пер.М.Е.Сергеенко).
С течением времени количество подробностей из биографии Луки увеличивалось.Так блаженный Иероним на основании того,что Деяния заканчиваются пребыванием Павла в Риме,которое Иероним относит к четвёртому году правления Нерона,пришёл к заключению,что Лука был там вместе с Павлом и там же написал свою книгу ("О знаменитых мужах" Vll).Согласно Иерониму,умер Лука в возрасте 84-ёх лет в Беотии.В так называемом Монархиановом прологе к Луке (lV в.,автором,возможно,является Присциллиан или,скорее,кто-то из его последователей,см.F.L.Cross,"The Prisciallianist Prologues",Expository Times 48 (1937),188-189,см.также текст и обсуждение авторства в The Beginnings of Christianity,Part l,Vol.all,242 сл.) говорится,что Лука был холост и не имел детей,а умер в Вифинии в возрасте 74-ёх лет.Бл.Иероним сообщает,что гробница Луки находится в Константинополе,куда его останки были перенесены вместе с останками Апостола Андрея на 20-ый год царствования императора Констанция,т.е.в 343-344 г.("О знаменитых мужах" Vll).Ранняя церковная традиция ничего не знает о мученической кончине Луки.Но в lV в. Луку уже почитают как мученика- согласно святителю Григорию Богослову,он был повешен за отсутствием креста на оливковом дереве (Первое слово на императора Юлиана).Тогда же Луку начинают называть среди 70-ти учеников (Адамантий,"Диалог об истинной вере"-Dialogus de recta fide,Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderten (Leipzig,1897-1940;Berlin 1947-) lV,8 слл.;The Beginnings of Christianity,Part l,Vol.all,240 слл.[217]).
Наконец в Vl веке появляется предание,согласно которому Лука был художником и автором портрета Богородицы.Первым упоминает об этом церковный историк Феодор Анагност (Феодор Чтец),который свидетельствует о том,что императрица Евдокия (около 440 г.) послала в Константинополь своей дочери Пульхерии,жене Феодосия ll,найденный в Иерусалиме писанный Апостолом Лукою образ Богоматери (;;;;;;;;)[218].
Филологи установили тождество стиля и лексики Деяний св.Апостолов и Евангелия от Луки.

Время составления (издания) книги Деяний
Бросается в глаза,что Лука внезапно обрывает своё повествование на втором году заточения Апостола Павла в Риме (28:31),не приводя никаких данных о судебном процессе.Этот внезапный перерыв указывает на перемену обстоятельств.Великий пожар Рима (64 г.н.э.) или отсутствие возможности для дальнейшего писания,или политические причины-всё это могло быть причиной обрыва повествования.Возможность обрыва повествования по причине смерти Луки не соответствует дошедшей из древности информации: существует предание,что Лука проповедывал Евангелие в Италии,Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался на 80-летнем возрасте,а по другому преданию он скончался мученическою смертию при Домициане (81-96 гг.н.э.),в Ахаии-за неимением креста быв повешен на оливковом дереве.Во всяком случае книга Деяний должна была быть написана до 70-го года,поскольку по книге Деяний упоминаются отдельные здания Иерусалима: притвор Соломонов(3:11) и крепость Антония (21:34,37;22:24),храм ещё стоит (21:30),о первосвященнике ещё говорится (23:2),Иерусалим ещё не разрушен (25:3) и ещё: расширение благовестнической миссии на всю Римскую империю было связано фактически с немалыми осложнениями и затруднениями для самой безупречной совести исповедников Распятого и Воскресшего Мессии,придерживавшихся форм и норм иудейского богопочитания,а крушение иерусалимских святынь развязывало этот запутанный историко-догматический узел и прямо освобождало всех от иудейско-религиозных привязанностей и соподчинений: и едва ли мыслимо,чтобы Лука не отметил этот кардинальный момент,столь существенный для его принципиальных целей,если он продолжает ограждать права и практику эллинского благовестия систематическими ссылками на косность и противление Израиля.Для Дееписателя характерна сосредоточенность на проблемах,важных для христиан до 70 г.: сосуществование в христианских общинах евреев и бывших язычников,возможность для язычников становиться христианами не совершая обрезания,выполнение христианами из язычников диетических законов иудаизма.Богословский язык и вообще богословие Деяний "примитивны"- этим несколько неудачным термином обычно обозначают то,что они были характерными для Церкви лишь на самом начальном этапе её развития.Так,например,титул "Христос",т.е.Мессия (Помазанник),очень быстро стал восприниматься христианами из язычников как собственное имя,однако в Деяниях это всё ещё титул.Иисуса в Деяниях называют ;;;; ;;;; со значением "слуга Божий" а не "Сын Божий".Христиане именуются "учениками",словом ;;;; ("народ") обозначаются евреи,а не христиане,на которых как на новый народ Божий,начиная с Посланий Павла переходит это обозначение.Воскресенье в Деяниях- первый день недели (Деян.20:7),как и в Евангелиях,а не день Господень (;;;;;;; ;;;;;,dies Dominica),как его стали называть,начиная с Откровения Иоанна.По вышеуказанным причинам законно утверждать что писания Луки вышли раньше падения Иерусалима[219].За долго ли до этой даты (70 г.н.э.)?-можно скорее приблизиться к искомой грани по соображению с тем,постулируют ли писания Луки к смерти Павловой?Если бы Деяния были написаны позже заточения Павла в Риме,то было бы неправдоподобно,чтобы Лука не упомянул результата суда над Павлом,так как в этой книге много места уделено описанию тюремного заключения Павла (Деян.21-28).Абсолютно непостижимо и недопустимо,чтобы благовестнически преданный ученик ограничился констатированием,что Апостол Павел проповедывал в Риме и учил о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно (28:31),когда Луке было бы известно,что уста Павловы были скованы смертными узами в Римской столице именно за миссионерскую деятельность (нужно ещё иметь в виду,что древние "жизнеописатели" любили сосредоточиваться на последних годах своих героев и часто в особенности на их смерти[220].Это психологически немыслимо и невероятно в виду бодрого тона дееписательской речи,которая явно внушает,что двухлетие закончилось благополучно,открывая более отрадные перспективы освобождения.По этим резонам принимаю,что книга Деяний издана до смерти Павла[221] в начале 60-ых годов[222]-около 64 года[223].Такая датировка книги Деяний оправдывается и некоторыми общими соображениями заслуженного профессора д-ра Н.Н.Глубоковского касательно новозаветной письменности,которая в своём достоинстве обеспечивалась лишь апостольским происхождением,потому что только апостольство уполномачивало на благовестничество[224].Цитирую Николая Глубоковского по его работе "Св.Апостол Лука,Евангелист и Дееписатель"-София (Болгария),1932,стр.172:"Христианское предание прекрасно понимало то принципиальное неудобство,что некоторые произведения составлены не "самовидцами" и посему старалось оградить их санкционирующим одобрением последних,когда второе Евангелие утверждалось согласием Петра,а труды всех трёх синоптиков-благословением Иоанна Богослова.Эта апробирующая надобность без сомнения,ещё яснее сознавалась и живее чувствовалась во время издания новозаветных писаний- среди ожесточённых волнений ещё не сформировавшихся христианских общин.Не даром же св.Павел,не смотря на неисчислимые миссионерские тяготы,тщательно устранял своих помощников от активного участия в его литературных сношениях и всегда действовал здесь от своего личного имени.Поэтому уместно и законно допустить,что и "второе слово" к Феофилу было обработано под надзором великого Апостола языков.Он безошибочно предвидел своё отшествие ко Господу и,конечно,передал эту грустную весть не одному Тимофею (2 Тим.lV,6 сл.) и единственный его "соузник" Лука (lV,10) знал об этом в точности.Приближение этой тяжёлой катастрофы естественно вызывает неотложную потребность оглянуться назад и воспроизвести все "подвиги доброго течения" апостольского,сохранить их для потомства в назидание и побуждение к соответствующему подражанию.С этой точки зрения книга Деяний,удовлетворяющая данным запросам,в совершенстве совпадает с известною нам благовестнически-пастырскою попечительностию св.Павла о христианских братьях и приобретает авторитет последнего апостольского завета." В Риме св.Апостол Павел более двух лет содержался под домашним арестом.Вероятно,на суде его оправдали.Согласно церковному преданию,потом он проповедовал в Испании;в Послании к Римлянам,несомненно подлинном,Павел сообщает,что собирается в Испанию и по дороге заедет к ним на некоторое время.Он повторяет это дважды,что доказывает серьёзность его намерения (15:24,28).Сумел ли Павел привести в исполнение свой план поездки в Испанию?Это представляется весьма вероятным,и тут можно сослаться на вполне авторитетного свидетеля-на святителя Климента,(третьего) епископа Римского.Он написал послание Коринфской церкви от имени Римской церкви,но не от своего собственного имени,без всякого намёка на папскую власть,так как папство пришло позже.В этом письме свт.Климент рассказывает о пребывании в Риме Петра,а о Павле сообщает,что тот <<достиг окраины Запада>> (5:17).<<Окраиной Запада>> называли в ту пору именно Испанию.Запись о поездке Павла в Испанию нашли также в одном из документов ll-го века,обнаруженных в 1740 году в Милане крупным итальянским историком Лудовико Муратори.Любопытно,что свт.Климент намекает на то,что Павел был приговорён к изгнанию.Этот вид наказания применялся в Риме очень широко,а одним из мест ссылки была именно Испания.Почему же не сохранилось никаких следов пребывания Павла в этой стране?Объяснением может служить бурная история Пиринейского полуострова,уничтожившая эти следы:набеги варварских племён,хаос после падения Римской империи,длительное господство мавров.Сведения 2 Тим.1:8,16-17;2:9;4:6-8 содержат указание на то,что Павел был вторично арестован в Риме и что на этот раз он не надеялся на оправдание.Друзья уже не окружали его,как прежде.Он был почти один,с ним оставался лишь Лука. Как римского гражданина,Павла приговорили к обезглавливанию и казнили в пяти верстах от Рима у Остийской дороги (Евсевий,"Церковная история",ll,25).И ещё:в Деяниях отсутствуют упоминания о важных событиях,произошедших между 60 и 70 гг.,-в первую очередь о преследовании христиан при Нероне в 64-65 гг.,об убийстве "брата Господнего" Апостола Иакова в 62 г. и о событиях Иудейской войны,закончившейся падением Иерусалима в 70 г. (и крепости Масады,близ Мёртвого моря,в 73 г.) И ещё: отношение римского государства к Церкви: в Деяниях всячески подчёркивается безпристрастно справедливое отношение римских властей к христианам,что плохо согласуется с написанием  Деяний после жестоких преследований христиан при Нероне: в Апокалипсисе,написанном позднее Деяний,Рим представлен в виде одетой в багряницу великой блудницы,упившейся кровью христиан (Откр.17:1-6).Архаичность словаря и богословия,а также сосредоточенность Деяний на тех проблемах,которые были актуальны для Церкви на самом раннем этапе её существования,вполне объяснимы на фоне примечательной верности Деяний своему драматическому времени,т.е.тому,когда происходили описываемые события.Это относится,в частности,к деталям географическим (границы римских провинций менялись постоянно,так что в середине l века они отличались от границ в конце этого века,см.,например,W.M.Ramsay,St.Paul the Traveller and the Roman Citizen (London,1900),109-114) или социальным (A.N.Sherwin-White,Roman Cociety and Roman Law in the New Testament (Oxford,1963),особенно 172-181).
Настоятель кембриджской англиканской церкви д-р Джон Робинсон в толстом томе специального сочинения на тему <<Передатировка Нового Завета>> пришёл к чрезвычайно смелым выводам.В ходе своих исследований он пришёл к заключению,что весь Новый Завет был написан до падения Иерусалима (70 г.н.э.)[225].

(Продолжение следует...)

Примечания автора:
[210] Генри Геллей.Библейский справочник.Пер.с англ.-СПб.:Христианское общество <<Библия для всех>>,2002,стр.559.
[211] Библейская Энциклопедия.Российское Библейское Общество,1996,раздел <<Книги Библии>>,стр.102.
[212] <<Список христианских писаний,составленный в Риме,относится к концу ll в.Он обнаружен в 1740 г. итальянским исследователем Муратори и называется обычно <<Каноном Муратори>>.В нём нет начала,но можно понять,что в него включены новозаветные евангелия:автор списка специально оговаривает,что четыре евангелия согласны друг с другом.В списке упомянуты деяния всех апостолов в одной книге (автор тем самым отвергает деяния отдельных апостолов,имевшие хождение во ll в.)>>-Свенцицкая И.С.Тайные писания первых христиан.-М.:Политиздат,1980,стр.21.
[213] Сохранившийся текст тёмен и,чтобы стать вразумительным,нуждается в значительном количестве эмендаций.См.подлинный текст и один из вариантов его реконструкции в The Beginnings of Christianity,eds.F.J.F.Jackson,K.Lake,Part l,Vol.all,London 1920-1933,p.210,см.также H.Lietzmann,Das Muratorische Fragment und die monarchianischen Prologe zu den Evangelien (Berlin,1933-2),s.7.В последнее время была предпринята попытка обосновать более позднюю дату написания Фрагмента Муратори (lV в.),см.A.C.Sandberg,"Canon Muratori:A Fourth-Century List",Harvard Theological Review 66 (1973),1-41.См.критику Сандберга в E.Ferguson,"Canon Muratori: Date and Provenance",Studia Patristika 18.2 (Kalamazoo,Ml,1982),677-683 и развитие его аргументации в G.M.Hahneman,The Muratorian Fragment and the Development of the Canon (Oxford,1992).
[214] J.Regular,Die antimarcionitischen Evangelienprologe=Aus der Geschichte der lateinischen Bibel,6 (1969);см.также E.Haenchen,The Acts of the Apostles: A Commentary,англ.пер.с 14-го немецкого изд. (Philadelphia: The Westminster Press,1971,10 сл.) Текст см.в Regul,op.cit.,16 (перепечатан в A.Huck,H.Greeven,Synopse der drei ersten Evangelien (Tubingen,1981-13),X.
[215] Принято считать,что исходный текст был написан по-гречески,см.,однако,A.Ehrhardt,"The Gospels in the Muratorian Fragment",Ostkirchliche Studien 2.2.1953= The Framework of the New Testament (Manchester,1964),11-63,который считает,что исходным текстом этого фрагмента был латинский.
[216] Так в оригинале.В связи с тем,что в тексте имеется много ошибок,что какая-либо информация об особой юридической компетентности Луки в источниках отсутствует и что не ясно,почему Павлу понадобился в качестве спутника именно законник,это место подвергалось многочисленным исправлениям: litteris studiosum ("сведущий в литературе")iteneris sui socium ("спутник в путешествии").
[217] Адамантий говорит о 72-ух учениках,именно это число стоит в половине важных для конституции текста рукописей Луки 10:1 и 10:17;см.подробнее Metzger B.A Textual Commentary on the Greek New Testament:A Companion Volume to the United Bible Societies" Greek New Testament (Forth Revised Edition),Second Edition (Stuttgart:Deutsche Bibelgesellschaft,1994),126 сл.,а также главу "Seventy or Seventy-two Disciples" в книге того же автора Historical and Literary Studies,Pagan,Jewish and Christian (Leiden/Grand Rapids,1968),67-76.
[218] R.Lipsius,Die apokryphen Apostelgeschichte und Apostellegenden,2,2 (Braunschweig,1884),361.О любопытном преломлении предания о Луке как живописце в древнеболгарском памятнике "Компиляция апокрифов попа Иеремии",где в пересказе легенды об Авгаре последний посылает в Иерусалим купца Луку,который впоследствии становится Апостолом и Евангелистом,чтобы написать портрет Христа,см.:Е.Н.Мещерская,Легенда об Авгаре-раннесирийский литературный памятник.М.,1984,стр.93 сл.
[219] Так.напр.известный протестантский богослов Prof.Ad.Harnack,Neue Untersuchungen zur Apostelgeschichte und zur Abfassungszeit der synoptischen Evangelien (Leipzig,1911),S.81.
[220] См.у Prof.James Moffatt,An introduction of the New Testament (Oxford,1927),p.629.
[221] Prof.Ad.Harnack,тамже,S.81,86.
[222] Prof.Ad.Harnack,тамже,S.63ff;его же Die Apostelgeschichte... (Leipzig,1908),S.219-221.
[223] Гонение 64 г. не застало Павла в Риме.Он снова обошёл свои восточные церкви (см.Титу 1:5 и 3:12; и 1 Тим.1:3).
[224] Ср.Prof.Ad.Harnack,Die Apostelgeschichte,S.15.
[225] Robinson J.A.Redating the New Testament.London,1976.