Побуждение к действию

Алексей Доронин 2







                Высшая задача таланта  -  своим произведением
                дать людям понять смысл и цену жизни.
                В.Ключевский






«Ух, ты-ы!.. Такой же, как у нас…»   -  встрепенулся душой  поклонник живописи в зале музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве. «Хотя, постой, наш, пожалуй,  будет,  поменьше…   Да, какая разница».

Посетитель подошёл ближе к полотну Антуана Воллона  «Натюрморт», прочитал аннотацию к художественному произведению и стал внимательно его изучать.

Картина была средних размеров, до полуметра в длину и чуть меньше в высоту. На чёрном фоне, постепенно переходящем в едва заметный тёмно-коричневый цвет, был изображён  грубый стол из толстых досок, такого же тёмно-коричневого цвета. Отличить стол от стены можно было только по слабым оттенкам. На столе установлены предметы  -  кувшин, большая плоская тарелка, в ней  очень крупный лимон с толстой пупырчатой коркой и серебряная ложка. На заднем  плане по чётким бликам угадывалась стеклянная сахарница с крышкой, на дне стеклянницы  -  несколько крупных, бесформенных кусков сахара.

Вот и весь набор. Просто, скромно, буднично.

Первая мысль, которая пришла в голову любителя изобразительного искусства,  -  началась вялая подготовка к чаепитию, но она, по каким-то причинам, приостановлена, очень многого недостаёт.   Нет обязательного заварного чайника, чайницы с чаем, отсутствуют чашки и блюдца, есть лимон, но нет ножа, ложка почему-то только одна и большая, отнюдь, не чайная, вода в кувшине лишь подразумевается…

« Чаёвничать не придётся…»

Само собой  разумеется, художник волен выбирать объекты, предметы для своей картины, он вполне мог поставить на стол вазу с цветами, а то  и  вовсе взгромоздить гуся или куропатку.  Дело не в изображаемой натуре, важно добиться эмоционального  воздействия на чувства зрителя, вызвать ассоциации,  разбудить  его мысли, мобилизовать дремлющий потенциал.

Центральный  объект  произведения  -  роскошный кувшин работы старых мастеров.

«Мы совсем недавно точно таким же пользовались, молоко, квас, брусничный сок держали…  Не так давно мама кувшин старательно намыла и поставила в сервант. «Пусть стоит как украшение,  -  старинный фарфор,  -  вещь  редкая, дорогая,  -   мало ли разобьёте, бабушкина память. Последнее время мама часто стала сниться, кувшин,  да иконка  -  вот и всё, что от неё осталось, царствие ей небесное…»

«Надо же, какая неожиданная цепочка возникла в  голове:  художник, его картина,  бабушкин кувшин, да  я бездельник…»

В центре небольшого зала,  была установлена банкетка  для отдыха,  детального изучения и осмысления живописных работ.  Эти низенькие сидения,  -  установленные  не во всех помещениях,  -  как бы подсказывали посетителю,   -   в этом зале имеет смысл задержаться.   Любитель изобразительного искусства так и сделал, отошёл от работы мастера и присел.

«Художника  нет на свете более века, а его произведение  живёт, оказывает влияние  на  людей, заставляет думать,  -  это с чего бы я тут вдруг уселся, когда дел невпроворот, и всё надо  до отъезда успеть сделать».

  Шедевры подлинных мастеров погружают нас в глубокие раздумья, отрывают от мелочей беспощадной действительности, ставят  главные,  принципиальные,  сложные вопросы, требующие разрешения.

Посетитель задумался над собственной жизнью.

«Почему картина  так сильно на меня подействовала, и это не только из-за кувшина.  Написана вроде небрежно, даже грубо: стол из досок, его трудно отличить от стены, лимон фантастических размеров…  Скорее всего, правду  говорят, что  великое мастерство, похоже,  на неумение.  Запечатлён  простой   момент  из  прошлой жизни, а ощущение такое, словно полотно меня о чём-то строго спрашивает и даже, вроде как, порицает.

Кто  я  такой,  как живу, что успел сделать?

Да ничего путного  не успел, всё только собираюсь, а время-то тикает…  Сколько ещё осталось, можно ли что-то поправить? Что будет после меня, уже без меня? Сейчас это трудно представить, тем более понять, осознать…

Что изменится? Вопросов  -  миллион, а ответ   -  один.  Да ни хрена не изменится. Транспорт как ходил, так и будет ходить, магазины  -  работать, рестораны  -  готовить солянку, сборная  -  проигрывать…

Всё  как всегда…

А твой уход,  -   да его ещё и не заметят, так, разве что единицы и то мимоходом, вскользь, ну, был ты, ну, не стало тебя, что дальше?  А иной ещё  дома перед  ужином  и  руки потрёт: «Так-так, ты, значит, уже,  -   ну-ну,  а мы  вот пока-а ещё…» 

Почему  нам так близки произведения искусства прошлых веков? Потому что проблемы,  с которыми сталкивались их творцы, почти  не изменились, мы бьёмся над  теми же проблемами.  Всё то  прекрасное, что они оставили  нам,  не только восхищает,  радует и покоряет  душу, но ещё заставляет задуматься над главным смыслом нашей  беспокойной,  суетной  и  короткой жизни,  побуждает к действию. 

 Мужчина решительно  встал, подошёл к аннотации, ещё раз внимательно перечитал текст, подумал:   «Надо поставить перед собой чёткую  цель,  упорно идти  к ней, и чего бы это не стоило,  -   достичь.  Именно  -  достичь!  Без борьбы,  жизнь пустая трата времени. Всё,  решено! Приезжаю домой,   -  на следующий же день покупаю аккордеон. Сколько можно  собираться и откладывать? Сегодня приобрету  всю необходимую литературу:   самоучитель, этюды, пьесы, песенники всякие,   -   только найти  подходящий магазин,  и  купить всё разом.  Начну терпеливо и упорно осваивать инструмент.  Юрченко как-то раз говорил, что научиться играть на аккордеоне легко,  это играть потом на нём трудно как, например, на трубе. Ну, а если возникнут  проблемы, а они  обязательно возникнут,  -   не будем фантазировать и обольщаться  -   обращусь в музыкальную школу, куда ещё, к  нему же  и  приду,  мужик он порядочный  -  поможет…

Так что…  На всё это  мероприятие-предприятие  даю, да-а-ю…    -   пять лет! Много, да, много, но,  зато   гарантия,   -  эти  годы  пролетят,  просвистало  больше…

А  инструмент надо освоить так,  чтобы исполнять по памяти произведения такого уровня, как, например,  «Полёт шмеля»  -  классная вещь, в прямом смысле  -  классика.   -  будущий аккордеонист невольно расфантазировался…  -    Вот, положим,  я сплю, что  вполне естественно.  Разбуди меня,  этак часика  в три-четыре ночи и скажи:  -  «Ну,  что, Соня,  так и плющишь репу,  а слабо сыграть «Полёт шмеля».  Я,  как бы нехотя,  встану,  протру  глаза,  потянусь,  возможно,  даже  зевну пару-тройку раз,  -  ночь ведь всё-таки.   Возьму  инструмент, неторопливо поправлю ремни,  да как…  вре-е-жу!..  -  легко,  изящно, виртуозно.   Вот как надо научиться играть,  -  филигранно!»


Прошло  немногим более четырёх лет…

В одном районном центре,  -  каких в России тысячи,  -  по случаю праздника  Дня  города  в  Доме Культуры состоялся  большой сводный  концерт.  В нём,  наряду  с другими самодеятельными артистами,  принял участие аккордеонист  Егор  Гладилин.  Когда  в напряжённой тишине  он закончил своё выступление,  переполненный зал на семьсот пятьдесят мест буквально взорвался громом аплодисментов,  восторженные овации долго не стихали… 

Музыкант-любитель  представил на суд публики  сочинение Николая Андреевича Римского-Корсакова  «Полёт шмеля»,   -   музыкальное произведение высшей категории сложности.