Побуждение к действию
Высшая задача таланта - своим произведением
дать людям понять смысл и цену жизни.
В.Ключевский
«Ух, ты-ы!.. Такой же, как у нас…» - встрепенулся душой поклонник живописи в зале музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве. «Хотя, постой, наш, пожалуй, будет, поменьше… Да, какая разница».
Посетитель подошёл ближе к полотну Антуана Воллона «Натюрморт», прочитал аннотацию к художественному произведению и стал внимательно его изучать.
Картина была средних размеров, до полуметра в длину и чуть меньше в высоту. На чёрном фоне, постепенно переходящем в едва заметный тёмно-коричневый цвет, был изображён грубый стол из толстых досок, такого же тёмно-коричневого цвета. Отличить стол от стены можно было только по слабым оттенкам. На столе установлены предметы - кувшин, большая плоская тарелка, в ней очень крупный лимон с толстой пупырчатой коркой и серебряная ложка. На заднем плане по чётким бликам угадывалась стеклянная сахарница с крышкой, на дне стеклянницы - несколько крупных, бесформенных кусков сахара.
Вот и весь набор. Просто, скромно, буднично.
Первая мысль, которая пришла в голову любителя изобразительного искусства, - началась вялая подготовка к чаепитию, но она, по каким-то причинам, приостановлена, очень многого недостаёт. Нет обязательного заварного чайника, чайницы с чаем, отсутствуют чашки и блюдца, есть лимон, но нет ножа, ложка почему-то только одна и большая, отнюдь, не чайная, вода в кувшине лишь подразумевается…
« Чаёвничать не придётся…»
Само собой разумеется, художник волен выбирать объекты, предметы для своей картины, он вполне мог поставить на стол вазу с цветами, а то и вовсе взгромоздить гуся или куропатку. Дело не в изображаемой натуре, важно добиться эмоционального воздействия на чувства зрителя, вызвать ассоциации, разбудить его мысли, мобилизовать дремлющий потенциал.
Центральный объект произведения - роскошный кувшин работы старых мастеров.
«Мы совсем недавно точно таким же пользовались, молоко, квас, брусничный сок держали… Не так давно мама кувшин старательно намыла и поставила в сервант. «Пусть стоит как украшение, - старинный фарфор, - вещь редкая, дорогая, - мало ли разобьёте, бабушкина память. Последнее время мама часто стала сниться, кувшин, да иконка - вот и всё, что от неё осталось, царствие ей небесное…»
«Надо же, какая неожиданная цепочка возникла в голове: художник, его картина, бабушкин кувшин, да я бездельник…»
В центре небольшого зала, была установлена банкетка для отдыха, детального изучения и осмысления живописных работ. Эти низенькие сидения, - установленные не во всех помещениях, - как бы подсказывали посетителю, - в этом зале имеет смысл задержаться. Любитель изобразительного искусства так и сделал, отошёл от работы мастера и присел.
«Художника нет на свете более века, а его произведение живёт, оказывает влияние на людей, заставляет думать, - это с чего бы я тут вдруг уселся, когда дел невпроворот, и всё надо до отъезда успеть сделать».
Шедевры подлинных мастеров погружают нас в глубокие раздумья, отрывают от мелочей беспощадной действительности, ставят главные, принципиальные, сложные вопросы, требующие разрешения.
Посетитель задумался над собственной жизнью.
«Почему картина так сильно на меня подействовала, и это не только из-за кувшина. Написана вроде небрежно, даже грубо: стол из досок, его трудно отличить от стены, лимон фантастических размеров… Скорее всего, правду говорят, что великое мастерство, похоже, на неумение. Запечатлён простой момент из прошлой жизни, а ощущение такое, словно полотно меня о чём-то строго спрашивает и даже, вроде как, порицает.
Кто я такой, как живу, что успел сделать?
Да ничего путного не успел, всё только собираюсь, а время-то тикает… Сколько ещё осталось, можно ли что-то поправить? Что будет после меня, уже без меня? Сейчас это трудно представить, тем более понять, осознать…
Что изменится? Вопросов - миллион, а ответ - один. Да ни хрена не изменится. Транспорт как ходил, так и будет ходить, магазины - работать, рестораны - готовить солянку, сборная - проигрывать…
Всё как всегда…
А твой уход, - да его ещё и не заметят, так, разве что единицы и то мимоходом, вскользь, ну, был ты, ну, не стало тебя, что дальше? А иной ещё дома перед ужином и руки потрёт: «Так-так, ты, значит, уже, - ну-ну, а мы вот пока-а ещё…»
Почему нам так близки произведения искусства прошлых веков? Потому что проблемы, с которыми сталкивались их творцы, почти не изменились, мы бьёмся над теми же проблемами. Всё то прекрасное, что они оставили нам, не только восхищает, радует и покоряет душу, но ещё заставляет задуматься над главным смыслом нашей беспокойной, суетной и короткой жизни, побуждает к действию.
Мужчина решительно встал, подошёл к аннотации, ещё раз внимательно перечитал текст, подумал: «Надо поставить перед собой чёткую цель, упорно идти к ней, и чего бы это не стоило, - достичь. Именно - достичь! Без борьбы, жизнь пустая трата времени. Всё, решено! Приезжаю домой, - на следующий же день покупаю аккордеон. Сколько можно собираться и откладывать? Сегодня приобрету всю необходимую литературу: самоучитель, этюды, пьесы, песенники всякие, - только найти подходящий магазин, и купить всё разом. Начну терпеливо и упорно осваивать инструмент. Юрченко как-то раз говорил, что научиться играть на аккордеоне легко, это играть потом на нём трудно как, например, на трубе. Ну, а если возникнут проблемы, а они обязательно возникнут, - не будем фантазировать и обольщаться - обращусь в музыкальную школу, куда ещё, к нему же и приду, мужик он порядочный - поможет…
Так что… На всё это мероприятие-предприятие даю, да-а-ю… - пять лет! Много, да, много, но, зато гарантия, - эти годы пролетят, просвистало больше…
А инструмент надо освоить так, чтобы исполнять по памяти произведения такого уровня, как, например, «Полёт шмеля» - классная вещь, в прямом смысле - классика. - будущий аккордеонист невольно расфантазировался… - Вот, положим, я сплю, что вполне естественно. Разбуди меня, этак часика в три-четыре ночи и скажи: - «Ну, что, Соня, так и плющишь репу, а слабо сыграть «Полёт шмеля». Я, как бы нехотя, встану, протру глаза, потянусь, возможно, даже зевну пару-тройку раз, - ночь ведь всё-таки. Возьму инструмент, неторопливо поправлю ремни, да как… вре-е-жу!.. - легко, изящно, виртуозно. Вот как надо научиться играть, - филигранно!»
Прошло немногим более четырёх лет…
В одном районном центре, - каких в России тысячи, - по случаю праздника Дня города в Доме Культуры состоялся большой сводный концерт. В нём, наряду с другими самодеятельными артистами, принял участие аккордеонист Егор Гладилин. Когда в напряжённой тишине он закончил своё выступление, переполненный зал на семьсот пятьдесят мест буквально взорвался громом аплодисментов, восторженные овации долго не стихали…
Музыкант-любитель представил на суд публики сочинение Николая Андреевича Римского-Корсакова «Полёт шмеля», - музыкальное произведение высшей категории сложности.