Как стать афористом? кухня создания афоризма

Герчиков Илья
 


 Меня часто спрашивают, как я ушел в афористику, как афоризмы сочиняются...
Ответы на эти вопросы можно почерпнуть из опубликованного на ПРОЗЕ.РУ известным писателем и журналистом ОЛЕГОМ ГОНОЗОВЫМ "Интервью старейшего писателя мира".
Под таковым он имел в виду, увы, меня...
Приведу выдержку из этого интервью,дающую ответ на вынесенные в заголовок вопросы.

Вопрос:
  -...Афоризм называют оригинальной мыслью, мудростью поколений, которая запоминается благодаря её краткости. Признанными  мастерами афоризма были Ларошфуко и Ницше,Иван Алексеевич Крылов и Фаина Раневская. Не страшно было вам после таких имён браться за этот нелёгкий литературный жанр?

Ответ:
  -Афористика, как и стихосложение, привлекает многих. Бывший завотделом юмора журнала "Урал"(Феликс Иванович Вибе), в своё время писал: "Отделы юмора периодических изданий получают целые тетради, исписанные афоризмами. Беда в том,что выбрать из них можно лишь ничтожную частицу здравого, а тем более, остроумного. Явный дефект такого рода авторов "авось попаду пальцем в небо".
 Что касается меня, то афористикой я занялся, подвигнутый на это сложное дело известным уральским писателем и моим истинным другом Марком Гроссманом.
Он, неожиданно для меня, обнаружил у меня задатки свойства мыслить и выражать свои мысли кратко и афористично. И первую мою подборку афоризмов в печати опубликовал, без моего ведома, в местной газете, со своим, весьма лестным предисловием. После этого я был вынужден, как говорится, оправдать его доверие.
Постепенно стало получаться что-то путное.
Хорошо сказал об афористах писатель- сатирик Александр Каневский: "Это великое
умение - расцвечивать жизнь, облицовывая её светящимися плитками..."и продолжил:
"У меня есть самый большой комплимент: "мозги набекрень" - это о них"...
Подозреваю наличие такой аномалии у себя.
 Давным-давно писал небольшие юмористические рассказики, публикуя их в местной печати и литературных сборниках. Но, перейдя на афористику, увлёкся ею всерьёз и,
надеюсь, надолго.

Вопрос:
 -Тогда, если это возможно, приоткройте кухню создания афоризма.
Ответ:
 -Создание афоризма я бы сравнил с изобретением. Подмечаешь явление,подлежащее описанию и начинаешь, сперва мысленно (иногда среди ночи) его рассматривать в разных ракурсах, набрасываешь эскиз. Затем его разрабатываешь и обрабатываешь,
отбрасывая лишние детали. Наконец что-то  проклёвывается.Читаешь жене, и если она
улыбнётся, а то и рассмеётся, значит афоризм не грех и опубликовать.
 Марк Гроссман мне как-то признавался: "Я старый, опытный писатель,член Союза писателей, секретарь областной писательской организации, автор 30 книг, а афоризмы сочинять не смог бы". Я стал публиковаться всё чаще и выступать в различных аудиториях со своими "шуточками"...


Полностью интервью - здесь же на ПРОЗА.РУ.
 Моим коллегам - афористам желаю всё новых интересных находок и публикаций!