М. Ю. Лермонтов. 200 лет

Виктор Иванович Баркин
Два века любители Русской поэзии пытаются решить для себя, кто гениальнее из поэтов: А.С.Пушкин или М.Ю.Лермонтов? Особенно часу весов перевешивает то, что поэт Лермонтов прожил более чем на  десять лет меньше. Но до сих пор , хотя мы говорим, что «Пушкин это наше всё», в нашем сердце Лермонтов занимает не меньше места.
Лермонтов, как и Пушкин  получил изысканное, лучшее в то время в России, образование в пансионе при Московском университете. Неполная, как мы сейчас называем, семья, воспитание под большим влиянием бабушки, столбовой дворянки. Имение Тарханы (Никольское, Яковлевское) в Пензенской губернии, где он жил у бабушки, тем не менее, навсегда оставили у него светлые детские воспоминания.
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
С отцом у Лермонтова были отношения сложные, впрочем, как и у Некрасова, у Блока, да и у многих других поэтов. Возможно, отчасти, в этом кроется многолетняя душевная травма, прикрываемая показным бретерством с элементами садомазохизма.Из духовного завещания отца:
 "...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оные на что-либо вредное и бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доб­рое сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое во мне вни­мание..."
М.Ю.Лермонтов писал об отце:
НУжасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не только художники, но и близкие друзья, давнишние знакомые не могли запомнить его лицо, выделить основные черты характера.
 Осенью 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В студенческой среде Лермонтов не вращается, со студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем, кое-что из надежд и идеалов тогдашней лучшей молодежи находит отражение в его творчестве, например, в драме "Странный человек" (1831), главный герой которой, Владимир, - воплощение самого поэта.
В 1832 году поэт подает прошение об уходе из университета. Согласно наиболее достоверной версии, причиной ухода стали неприязненные отношения с некоторыми профессорами. Лермонтов едет в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение, однако ему отказались засчитать два года обучения в Москве и предложили поступить на первый курс. Лермонтова это не устроило и он под влиянием родственников поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», окунувшись в царивший в школе «разгул». В течение двух лет пребывания в школе им были написаны многие стихотворения ("Уланша", "Петергофский праздник", "Монго" и др.) и поэмы "Измаил-Бей", "Хаджи-Абрек". По выходе из школы, 22 ноября 1834, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Он бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин и «расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного».
Один из первых биографов и почитателей Лермонтова А.В.Дружинин писал о нём: « Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь среди деятелей русской литературы, которая, нечего скрывать, в то время представляла много искушений и много путей к дурному. События последнего, самого великого, самого плодовитого года в жизни знаменитого юноши почти неизвестны. Как человек, Лермонтов, может быть, в эту пору был незамечателен, а временами и грешен, — но как поэт, он, видимо, переживал эпоху необыкновенную (и, по всей вероятности, имевшую влияние на его характер). Он зрел с каждым новым произведением, он что-то чудное носил под своим сердцем, как мать носит ребенка, мотивы невыразимой, подавляющей скорби вырывались у его музы и смешивались с другими восторженно-сладкими звуками».
Замечательно говорил о Лермонтове его армейский приятель по Кавказу (со слов того А.В.Дружинина)Дорохов:
««Лермонтов, — рассказывал нам его покойный приятель, — принадлежал к людям, которые не только не нравятся с первого раза, но даже на первое свидание поселяют против себя довольно сильное предубеждение. Было много причин, по которым и мне он не полюбился с первого разу. Сочинений его я не читал, потому что до стихов, да и вообще до книг не охотник, его холодное обращение казалось мне надменностью, а связи его с начальствующими лицами и со всеми, что терлось около штабов, чуть не заставили меня считать его за столичную выскочку. Да и физиономия его мне не была по вкусу, — впоследствии сам Лермонтов иногда смеялся над нею и говорил, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. На каком-то увеселительном вечере мы чуть с ним не посчитались очень крупно, — мне показалось, что Лермонтов трезвее всех нас, ничего не пьет и смотрит на меня насмешливо. То, что он был трезвее меня, — совершенная правда, но он вовсе не глядел на меня косо и пил сколько следует, только, как впоследствии оказалось, — на его натуру, совсем не богатырскую, вино почти не производило никакого действия. Этим качеством Лермонтов много гордился, потому что и по годам, и по многому другому он был порядочным ребенком».
Да, бретер и вояка, дамский соблазнитель М.Ю. Лермонтов в душе был уязвимым ребенком, нежным, вдумчивым, одиноким, печальным. Детство, любовь близких людей, воспоминания о прошлом – определили судьбу поэта.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Свет, который он презирал, как и Пушкин, не видел в нём равного. Бомонд Петербурга , тем не менее пыжился и надувал щеки, гордился своим высоким, увы, выдуманным аристократизмом. Все эти столбовые, записанные в Бархатную книгу со слов людей достигших богатства и власти, были не знатнее Светлейшего А.Меньшикова или Светлейшего Г.Потемкина. Например, предок Пушкина, стрелец Пушка, писал, что его предки из Литвы, « выходец «из немец, муж честен», именем Ратша (Рача)...», а знаменитый флотоводец Ф. Ушаков посчитал себя потомком  Касожского князя Редеди!  Проверить все сведения о происхождении «знатных лиц», как мы понимаем, не представлялось возможным. Один А.С.Пушкин имел смелость назвал себя мещанином, хотя и гордился тем, что его предки выбирали царя Михаила Романова.
Знатность аристократов вообще сомнительна, при том разгуле нравов и красивой челяди при дворах обоего пола.  Например, есть версия, что царь Петр был сыном патриарха Никона, имеющего самое простое происхождение.  Русские же царицы вообще имели сотни любовников, и думаю, сами бы затруднились сказать, от кого родились их дети. У знатных помещиков же вообще можно сказать были целые деревни крепостных фактически графского или княжеского происхождения. Так что так называемое высокое происхождение весьма сомнительное, по сути. Увы! Не избежал мечты о родовитости и Михаил Юрьевич(Можно ли быть знаменитее его!),"предки его подают в Разрядный Приказ "Поколенную роспись", в которой они называют своим предком того шотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к "породным людям Английской земли", принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сына короля Дункана, с Макбетом. Фамилию Lermont носит также легендарный шотландский поэт-пророк XIII века; ему посвящена баллада Вальтера Скотта: "Thomas the Rymer", рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство фей и там получил вещий свой дар". Юная фантазия Лермонтова колеблется между этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также пленительной для него мечтой — о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию "своей", считает себя "последним потомком отважных бойцов", но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma, увлекается сюжетами из испанской жизни и истории (первые очерки "Демона", драма "Испанцы") и даже рисует портрет своего воображаемого испанского предка...
Лермонтова прославило стихотворение "На смерть поэта". Преждевременная гибель  после дуэли великого поэта А.С.Пушкина потрясла М.Лермонтова, а стихотворение - потрясло общество, даже глубоких консерваторов, как граф Бенкендорф, который просил царя простить поэта, и считать это наградой ему.
Но последовало наказание, и не только Лермонтову, но и его другу Раевскому. которого отправили в ссылку  на Север, в Архангельскую губернию.Поэта же - на Кавказ, в Нижегородский полк, в том же чине корнета.
М.Лермонтов писал Раевскому: "Милый мой друг Раевский. 
Меня нынче отпустили домой проститься. Ты не можешь вообразить моего отчаяния, когда я узнал, что я виной твоего несчастия, что ты, желая мне же добра, за эту записку пострадаешь. Дубельт говорит, что Клейнмихель тоже виноват... Я сначала не говорил про тебя, но потом меня допрашивали от государя: сказали, что тебе ничего не будет, и что если я запрусь, то меня в солдаты... Я вспомнил бабушку... и не смог. Я тебя принес в жертву ей... Что во мне происходило в эту минуту, не могу сказать — но я уверен, что ты меня понимаешь и прощаешь и находишь еще достойным своей дружбы... Кто б мог ожидать!.. Я к тебе заеду непременно. Сожги эту записку. 
Твой — M. L.
Кавказ, Петербург, Москва, Кавказ и т.д. - вся жизнь в пути. Когда и как мог он творить, написать столько гениальных произведений?
Можно ли удивляться кончине поэта на дуэли? И дуэль ли причина смерти? Известно, что Мартынов утверждал, что он даже не целился, а сделал выстрел неожиданно, возможно, инстинктивно, услышав выстрел рядом, и, которые слились в один эхом в горах.Имело место, скорее всего, заказное убийство, и думаю, что скорее всего, без политической подоплеки, как писали ранее. Не буду говорить о медицинском заключении(оно ужасно), где можно понять, что убойная сила оружия, убившего Лермонтова была гораздо сильнее, чем обычный дуэльный пистолет того времени. Например, пуля, убившая Лермонтова(её не нашли), в несколько раз была "убойнее" пули, убившей А.С.Пушкина. Пуля была скорее всего из ружья, винтовки, иначе как бы она смогла пройти навылет: руку, ребра правой и левой половин груди, легкие, сложные элементы одежды. Известно и недоумение и раскаяние "убийцы" Мартынова, который считал эту дуэль более демонстративной, что известно по многим мемуарам  того времени.
В эксперименте, убойная сила дуэльных пистолетов того времени уступала немного пистолету ТТ, но и в том случае, никак не могла произвести того разрушающего действия.
 Писатель Паустовский вспомнил историю, рассказанную ему потомками одного отставного солдата того времени.
«Прошло ещё несколько лет и волей случая мне довелось услышать ещё одно семейное предание. В Пятигорске служил солдат, зарекомендовавший себя отличным стрелком. И как-то раз его вызвал к себе полковник. Он сообщил парню, что завтра на горе Машук на дуэли будет стреляться государственный преступник, который непременно должен погибнуть.
Полковник объяснил, где ему следует спрятаться, чтобы застрелить преступника во время поединка. Солдат, не привыкший обдумывать распоряжения командиров, согласился и сделал всё так, как ему было велено. Уже на следующий день он был переведён в другой гарнизон, а ещё спустя какое-то время досрочно демобилизован и отправлен домой, на Кубань.
Исполнив приказ, стрелок не испытывал угрызений совести, к тому же он всю жизнь был неграмотным и не имел никакого понятия о русской поэзии. И только когда ему пошёл восьмой десяток лет, он неожиданно узнал от своей внучки историю гибели Лермонтова. Старик крепко задумался и, спустя несколько дней, сделал неожиданное признание: «А ведь, выходит, внучка, что это я твоего Лермонтова-то застрелил!» и поведал ей о своём тайном задании. Как вы уже, наверное, догадались, эту историю я услышал от потомков того самого солдата».
Случайна ли гибель М.Ю.Лермонтова? Нет, не случайна. М.Ю. был пророком, а пророков, как известно, убивают....