Управление иллюзиями 46. ТАУМ. 3D адекватность

Захар Михайлов 2
               

                Дети заклинателей змей прекрасно
                знают повадки рептилий. С
                младенчества они видят вокруг
                себя кобр, лишенных способности
                жалить, поэтому когда вырастают,
                совершенно их не боятся.
                Падмакешфарпур, Индия. Автор
                фото: Adrian Fisk, Digital
                Railroad.;

                https://plus.google.com/+ngrussia/posts/DcLGEHYrTs6               



                Исследователи все больше
                приходят к мысли, что
                совокупность живых существ —
                это нечто качественно иное,
                чем принято было считать до
                сих пор. В специальной
                литературе появились термины,
                выражающие это иное понимание:
                «организм организмов»,
                «сверхорганизм», «диффузный
                организм». В работах советских
                исследователей В. И.
                Василевича и В. С. Ипатова мы
                встречаем термины
                «надорганизменные биосистемы»,
                «надорганизменные уровни
                организации живого».

                http://www.bibliotekar.ru/znak/489-2.htm

Трехмерное агентно-унификационное мышление (ТАУМ).

Отказ от объекта как внешнего - это первый шаг к разрешению множества психических проблем, вызванных иллюзорностью мира, формируемого организмом изначально для собственного выживания в среде, доступной ему посредством самого себя.

Отказ от объекта как внешнего не означает отрицание или какую бы то ни было оценку объекта. Речь идет о понимании того, что объект - это модель, собирательный образ, принадлежащий тому, кто этот объект наблюдает. Этот наблюдатель сам наполняет и означивает наблюдаемое. Он наполняет наблюдаемое своим собственными содержаниями, которых нет там, в объекте. Тем более это касается наблюдаемых людей.

Исследуя поведение людей человек в действительности исследует себя. А представляя себе их намерения и ощущения, на самом деле примеряет на свои объектю свои же собственные намерения и ощущения.

Но в отношениях с людьми возникают интересные эффекты, особенно тогда, когда наблюдаемый человек пытается навязать наблюдателю некие "параметры просмотра".

Поведение объекта может влиять на наблюдающего в силу конкретных содержаний, которые наблюдатель проецирует на этот объект. Конфигурация объекта - это конфигурация воспроизводимых в связи с моделируемым, но не доступным  фрагментом неизвестной, внешней для организма реальности.

Сам организм является частью среды, которую моделирует. И все его знания о самом себе в принципе ничем не отличаются от того, как он получает знания о "внешней" природе.

Организм человека - это неотделимая часть смоделированного мира. Таким образом, деление человеком этого мира на внешний и внутренний - условно и инструментально. Очевидно то, с какой целью оно проводится: чтобы выделить модель себя в модели мира и, в свою очередь, чтобы сохранить, позволить выжить тому, что в первом приближении считается собственным организмом. С другой стороны, когда первая задача выживания оценивается, как в той или иной степени решенная, то продолжается исследование, то есть расширение модели себя и природы. Параллельно этому происходит все большее закрепление способности выживания условного себя в полученной опять же условной модели внешнего мира.

Для разграничения есть прекрасная возможность - для большинства известных нам живых организмов имеются четкие (трехмерные) видимые очертания физических тел с достаточной жесткостью (опять же для выживания в преимущественной естественной среде). Жесткость - это способность конструктивных элементов сопротивляться деформации при внешнем воздействии.

Можно обозначить разные эффекты на данном пути человека. Эти эффекты вызваны разными соотношениями, фокусировками разных аспектов жизни. Но ничего не доступно  сознательному действию человека, пока оно не смоделировано и не представлено в доступной форме.

Двумерные оценочные суждения по типу "хорошо-плохо" не являются ориентационными, то есть применимыми для осознанных решений и действий. Такие суждения сопровождаются блуждающими, либо автоматически привязанными к объекту проекциями переживаний. Эти проекции зачастую становятся причиной неадекватности (неадекватной ориентации) и патологической зависимости от объекта.

Они применимы для простейших типов действий (ориентированных на выживание) таких, например, как бегство от объекта или преследование объекта. Как правило, поглощенность двумерным мышлением, которую еще называют суженным или туннельным сознанием, сопровождается гормональными сдвигами в организме, влияет на его внутренние процессы. В результате происходит цепная реакция. Интенсивное и беспокойное повторение навязчивых мыслеобразов вызывает учащенное сердцебиение и т.д.   

В этом смысле контакт между людьми, ситуация, судьба и т.д. не могут быть хорошими или плохими, но есть ориентационная модель (трехмерное мышление), предпосылка для целенаправленных и точных действий. Оценочными (двумерными) суждениями увлечен тот человек, чье личное понимание конкретной ситуации стремится к нулю, загоняя его в плоскость самолюбования, откуда и исходят его оценки, припудренные элементарными рационализациями.

Различные приемы трехмерного мышления используются многими людьми. Результаты применения таких приемов могут сопровождаться ощущением некого высвобождения. Способность многогранно представить ситуацию, удачно и находчиво шутить в напряженных ситуациях, быстро разрешать навязчивые состояния - некоторые из параметров трехмерного мышления, но только в том случае, когда, например, шутовство не является навязчивым состоянием психического замещения, а творчество не становится слишком импрессивным.

Двумерный мыслитель обычно импрессивен, поглощен образом самого себя. Его я-образ становится путеводящей осью всех его поступков, поэтому он тяжело переносит любые (не подразумевающие его великолепие умеренно либо ярко) шутки над составляющими этот образ фрагментами модели. 

Другой прием - это качественные, интеллектуально применимые аналогии. Такие аналогии помогают, например, отойти от навязываемого интеллектуальным агентом и вводящего в заблуждение фиктивного образа себя и "облегченного" контента своей деятельности. Например, применение к поведению человека терминов этологии помогает снять с его поведения ореол повышенной значимости. А использование программистской терминологии в этом самопсихиатрическом изложении в определенной степени служит его практичности.

Так или иначе в изначально двоичное, проблемное представление проблемы, мы добавляем новое измерение, адекватную грань, для начала обнаруживая, что проблема - это на самом деле уже не проблема, а ситуация. А ситуация - это ориентационная модель. А ориентационная модель - это уже почти действие. Но действие не просто навязчивое, а так или иначе точное.

Вот здесь и пригодится субъективное понятие интеллектуального агента. ИА - это понятие субъекта о субъекте без излишней объективизации. Например, как интеллектуального агента удобно рассматривать человека, искусно вводящего в заблуждение оппонентов насчет своего эмоционального состояния.

Когда агент ставит винительный падеж на свое эмоциональное состояние - его главная цель самого себя в ваших глазах объективизировать, зафиксировать так, чтобы в дальнейшем так или иначе пользоваться этим зафиксированным в вас образе.

Это происходит по принципу отражения: агент изображает из себя проблему, таким образом впечатывая это качество в целевого наблюдателя. Понятие "агент" поможет понять, что на самом деле такой изображающий человек даже очень активен и субъективен и посчитать его объектом будет серьезной ошибкой.   

Так же агентами используется сведение внимания на другие объекты, любые вещи, например, книги или конфеты, с целью отвода внимания от самого себя, как в принципе единственного активно значимого элемента исследования.

И, наконец, третий распрастраненный агентский метод - это объективизировать тебя в твоих же глазах. Предельно и всем своим существом оценочно-знаково он дает тебе знать, какой ты хороший, умный, добрый и т.д. оттого, что делаешь так-то и так-то. Подкинув тебе такую "куклу" агент удаляется без разъяснений. Ведь ты сам произведешь все грязную работу по доказательству и рационализации этой "теоремы". И затем, даже если не было сказано, что именно ты делаешь правильно, и в чем именно ты так хорош, ты сам угадываешь, и в этом угадывании необычайно искусен.      

Агенто-нификационность мышления - это понимание того факта, что главным активатором и производителем целевых образов ДТНП является сам человек. Сам для себя. Обычно человек вовлечен ровно настолько, насколько видит выгоду в объекте. В этом смысле ДТНП действительно "чистой воды невиновно".

Но адекватно представить весь тот паттерн, происходящий в эмоциональном общении одного человека с другим, будет практически невозможно без понятия ДТНП и его целевого вектора. Везде в таком общении, где мне не ясен мой собственный целевой вектор и критерий достижения этой цели, можно констатировать факт действия целевого вектора ДТНП.

Таким образом, все снова сводится к тому, чтобы принять объемлемость ДТНП, ее сверхперсональность. Принять то, что практически невозможно объективизировать, оказывается не просто. Но возможно. Без оценок и клише. Это реальное исследование.

В темной комнате с ядовитой змеей кривляться приходится не долго.
 

to be...