Насилие-оскал поколения

Исар Дорфман
Эти заголовки из газет и других СМИ в Израиле ещё 2-3 года назад можно было бы назвать кричащими, а сейчас насилие в нашем обществе превратилось в обыденное явление, в рутину, не вызывающую ни особенного удивления, ни - что самое страшное - особенного возмущения.

Исар Дорфман,  01.05.08


"Отец в течение нескольких лет насиловал свою десятилетнюю дочь".


"Водитель зарезал другого водителя из-за спора по поводу  места парковки машины".


"Несколько семиклассниц, напившись, избили свою одноклассницу, тушили об неё сигареты и заставляли заниматься оральным сексом". 


Эти заголовки из газет и других СМИ в Израиле ещё 2-3 года назад можно было бы назвать кричащими, а сейчас насилие в нашем обществе превратилось в обыденное явление, в рутину, не вызывающую ни особенного удивления, ни - что самое страшное - особенного возмущения.


И хотя тенденция к росту насилия прослеживается во всём мире и Израиль  не является в этом плане исключением из правила, нам от этого не легче. Ведь мы уезжали в начале 90-х из бывшего Союза в еврейскую страну с надеждой на личную безопасность для нас и наших детей, несмотря на перманентное состояние войны, в котором находится государство Израиль со своими соседями с момента своего образования в 1948 году. 


Мы и представить себе не могли, что наши дети станут частью той среды, в которой пышным цветом расцветут наркомания, насилие, бездуховность и социальная апатия.


Человек быстро привыкает и к хорошему, и к плохому. Вот и мы, современные израильтяне, быстро привыкли и смирились  с возросшим уровнем насилия в обществе.


Много лет назад я прочитал одну притчу. В одной стране  жили уродливые люди. И чем уродливее был человек, тем более красивым он считался в глазах людей, населяющих эту страну. На конкурсах красоты побеждала самая уродливая девушка. И если случайно в эту страну попадали обычные люди, то чем красивее был человек, тем  более уродливым он считался в глазах жителей этой страны.


Современное телевидение зомбирует нас своими ложными ценностями, предлагая смотреть бесконечные сцены насилия или назойливую рекламу ненужных нам вещей. Умение расталкивать всех локтями и перешагивать через головы  других людей в погоне за своими сиюминутными желаниями, а также наличие круглого счёта в банке нам выдают за высшие достоинства человека.


Уродливое общество с уродливыми ценностями всех своих членов превращает в моральных уродов.


Это о нашем времени и о нашем поколении много лет назад мудрецы Талмуда писали: "Пней а дор, кмо пней а келев" - "Лицо поколения, - как морда собаки", то есть, непроницаемо для стыда. Наглость становится обыденным явлением и уже не вызывает общественного осуждения.


Кто виноват и что делать? 


Этот извечный русский, - а сейчас, наверное, и еврейский - вопрос не может не волновать любого здравомыслящего человека.

Уже более ста лет психиатры, криминалисты, философы и общественные деятели ведут общественную дискуссию о причинах насилия, о том, что делает человека преступником.


Так, например, итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо ещё в 19-м веке разработал теорию врождённого преступника, согласно которой преступниками не становятся, а рождаются.

А отец современного психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что вытесненные в подсознание, нереализованные сексуальные  желания и фантазии являются причиной склонности человека к насилию.


Современные криминалисты могут назвать вам с десяток причин, вызывающих рост насилия в современном мире. Это и общий кризис, вызывающий обострение социальных противоречий, и рост потребления алкоголя и наркотиков, и правовой нигилизм общества, и недостаток средств на строительство новых тюрем и увеличение штата полиции, и прочая и прочая.


Виновных много, но что практически делать, чтобы  решить проблему раз и навсегда, никто однозначно не говорит.

Опираясь на исторический опыт, можно с уверенностью сказать, что насильственными методами - усилением репрессивного аппарата, ужесточением наказания – никто и нигде ещё с насилием не справился.

 


А ларчик просто открывался. 


Врачи говорят, что правильный диагноз - залог успешного лечения. Когда нам перечисляют с десяток причин, ответственных за рост насилия, логично предположить, что мы двигаемся в неправильном направлении, ведь у каждой болезни есть только один диагноз.


Каббала, наука 21-ого века, основы которой заложил наш праотец Авраам, указывает нам на причину насилия. Это эгоизм. 


Постоянный, неудержимый рост эгоизма на протяжении всей  истории человечества, проявляется в немотивированных вспышках насилия не только по отношению к другим людям, но и по отношению к животным, ведёт к наплевательскому отношению к природным ресурсам. Разве не насилием по отношению к природе является массовая вырубка тропических лесов в Южной Америке? 


Возросший эгоизм, когда каждый тянет одеяло на себя, не считаясь с мнением других людей, дезорганизует общество, что приводит к росту терроризма, религиозной и национальной нетерпимости, разрушает семью, которая испокон веков была основой общества.


И хотя человеческое окружение, как нам это раскрывает каббала, является одним из факторов сильнейшего влияния на развитие человека, именно  эго человека, является первопричиной всего зла в мире.


Ну, хорошо, - скажет читатель. Автор статьи нам много страшилок уже порассказал, но где же выход, в чём позитив? Ведь если нет решения проблемы, если нет лекарства, то лучше не замечать проблему и спрятать, как тот страус, голову в песок.


Но выход есть! В книге "Зоар" о нашем поколении, которое в своём бесстыдстве разврата и насилия, упало дальше некуда, говорится, что именно в нашем поколении каббала раскроется всем желающим и не понадобится, как в прежние времена, строгий отбор достойных ею заниматься и клятвенные заверения не применять полученные знания во вред другим.


Наше поколение, имеющее "морду собаки", является в то же время и поколением Машиаха (от ивритского слова "мошех" - вытягивает.)

Машиах - это духовная сила, которая раскрывается нам во время чтения каббалистических текстов, поднимает нас над нашим эгоизмом и "вытягивает", выводит из материального мира в духовный мир, - к вечности, совершенству и гармоничному существованию в единой объединяющей душе - Адам а Ришон, - функционирующей на альтруистической основе, вне рамок пространства и времени нашего материального мира. Эта общая душа наполнена бесконечным наслаждением и абсолютным знанием - наполнена светом Творца.


Действия Машиаха позволяют на практике реализовать древний каббалистический принцип "возлюби ближнего, как самого себя". И тогда ни о каком насилии не может быть и речи. Ведь так же, как человек в здравом уме не занимается членовредительством, так и любой из нас, осознав, что на духовном  уровне мы все являемся частичками одной системы, не станет вредить ближнему.


Такое осознание вселяет надежду на то, что Израиль модели 2008-го года близок, как никогда, к будущему без насилия и войн.