Дневниковые записи 1995-1996 г. Чечня Глава 3

Айза Барзанукаева
  Из четырех школ меньше всего пострадала наша, "четвертая", школа: выбиты лишь стекла. Но вид у нее далеко не школьный: окна забаррикадированы мешками, наполненными  песком, на крыше (прямо над актовым залом) установлен пулемет, нацеленный на наши дома, тарахтит мотор походной кухни, солдаты от безделья играют в ножик - бьют по входной двери...Моя школа - и не моя школа. Сейчас там хозяйничает СИЛА по чьей-то злой воле. Не подступиться. И даже не сметь посмотреть в ту сторону. А ножиком - словно по сердцу... А я-то, глупая, думала, что мы, учителя, соберемся в первый же день возвращенья здесь, во дворе школы. Что даже договариваться не нужно будет: всех потянет сюда. Но - посторонним вход воспрещен! Это мы, "сеятели разумного, доброго, вечного", сегодня здесь лишние, нет, даже не лишние, а чужие. Поэтому и обходим с опаской это место.
А оказалось, что нужно было бояться не только этих солдат, но и своих доморощенных мародеров: как только солдаты покинули стены школы, так сразу полчища варваров-грабителей из близлежащих домов ринулись в школу и... - начался грабеж. Несли все: и столы, и стулья, и книги, и мебель в разобранном виде, и клеенку, содранную со стен классов, и старый гниющий линолеум с пола... Ужас! До чего может упасть человек и потерять человеческий облик, когда он, в приступе "золотой лихорадки", подобно джеклондоновским героям, старается нахапать как можно побольше! Взывать к совести таких людей в такие моменты их жизни невозможно: никакими увещеваниями их не проймешь!
И осталась после такого нашествия наша школа, как израненная птица, немая, безголосая, безжизненная, напоминая собой заброшенную свалку. СтОит ли удивляться после такого вандализма чему-нибудь? И откровенно циничные надписи, оставленные российскими солдатами, читаются почти без душевной боли: "Самый лучший чеченец - это мертвый чеченей", "Чеченцы, учитесь жить без войны", "Аргун взят 23.03.95г." и т.д. и т.п. и приблизительно в 99 случаях - непечатными словами. Да-а, этих солдат тоже когда-то где-то какие-то учителя учили добру, красоте, наукам...
Неужели в каждом из нас  заложено самой природой стремление к плохому, злому, низости? А иначе - откуда все это - это варварство, этот вандализм, эта жестокость? Может, видя все это, ощущая вокруг себя эту атмосферу пошлости, людской подлости, и сказал Ф.Достоевский, что "красота спасет мир"? По крайней мере, желая этого и надеясь на это. Красота человеческих отношений, красота внутреннего мира человека, красота человеческих поступков - вот что, наверное, имел он в виду.
И вот эту растерзанную школу отобрали у нас. Вернее, мы несколько дней чистили кабинеты, потом нас "отфутболили" в здание кувейтского лицея, затем мы добились возвращенья назад. Сколько дней потеряли впустую, чистя чужие помещения! Уже наши дети смогли бы худо-бедно начать занятия, чтобы за май, июнь и июль ускоренно пройти учебный материал. Правда, из-за нестабильности ситуации некоторые хотят переждать 9 мая и только потом переехать: боятся боевых действий, вернее, провокаций. А нам ехать некуда: Сержень-юрт обстреливается, да и надоело мотаться туда-сюда. Хоть и заявляет З.Яндарбиев, что до сих пор был организационный момент и война только теперь начинается по-настоящему, в его пустую браваду никто не верит.
8 мая из приемника "жигулей" услышала марш "Проводы славянки". Раньше  звуки этой мелодии действовали на меня совсем не так, как сейчас... Раньше этот марш как бы подстегивал, подтягивал, заставлял ощущать торжественность, приподнятость, ликование и т.д.  А сейчас... Трудно определить словами, но осталось чувство чего-то утраченного навсегда. Что-то сродни тому чувству, что я испытала, когда узнала, что в аэропорту им.Шейха Мансура в Грозном поставлен памятник российским "воинам-освободителям". А ведь я никогда не была лояльна к дудаевскому режиму. Сколько должно быть вероломства с российской стороны, чтобы я и подобные мне (не согласные с режимом Дудаева) относились столь негативно к политике России в отношении к Чечне! Не потому ль я по сегодняшний день не смогла заставить себя посмотреть в лицо ни одному российскому солдату? Для себя я решила, что, наверное, больше преподавать русскую литературу не смогу. Я понимаю: ни Пушкин, ни Толстой не виноваты. Они тут ни при чем. И тем не менее...
Я никогда не смогу говорить о героизме русских солдат, о патриотизме советских солдат с тем чувством и с тем вдохновением, с каким я говорила. А когда тобой что-то не выстрадано, тобой не прочувствовано - об этом невозможно говорить с душой. А иначе - я не смогу. Уроки литературы - это прежде всего уроки нравственности. Теперь я понимаю русских мальчишек военной поры, которые всегда не любили учителей-русских, преподающих немецкий язык. Язык врага. Пусть не совсем это так. Но в какой-то степени аналогично.   
Постоянно думаю об одном: чтО чувствует Надежда Васильевна, когда читает о Чечне в газетах или смотрит ТВ? Ведь как никто другой россиянин, она следит за здешними событиями и из своего далека болеет нашей болью, сопереживает нам: она всегда была нашей совестью. А сейчас ей совестно и больно за свой  некогда единый народ. Видела б она сейчас наш Грозный! Тот красивый, ухоженный город, куда она приезжала в мае 1986, в котором не была 20 лет и которым она так искренне восторгалась! Сейчас его не узнать! Остались одни лишь обломки и каркасы высотных зданий. Зияющие глазницы окон домов, почерневшие от копоти и дыма стены, провалившиеся потолки-полы, срезанные осколками и бомбами стволы деревьев... Жуткая картина! А некоторых домов вообще не осталось. Нет  "Океана", "Чайки", старого моста через Сунжу у детского универмага, культпросветучилища... Ни одно здание по пр.Авторханова (бывш.Ленина) не пригодно для жилья. Ни одно. Даже Берлин в кинофотодокументах сохранился лучше.
С тяжелым чувством невосполнимой утраты возвращались мы с Хавой из Грозного. Казалось, эти деревья смотрели с немым укором на нас: почему мы не смогли защитить их? Даже обрубленные, искалеченные, не имея ветвей и верхушек, они тянулись к Жизни. Странно и страшно было смотреть на них, что-то неестественное было в их обличье. Хава поняла, в чем дело: "Мама, посмотри: эти листья распустились на стволах, так как ветвей нет".
(продолжение следует)