Осенью сорок пятого

Тамара Арбатская
Маленькие эпизоды из воспоминаний о войне важны, как и большие романы о войне, 
ведь из этих маленьких рассказиков складывается картина, как Советская Армия шла

 к Победе. Иван Ильич Игумнов, 1912 года рождения, седой сухощавый старик с мохнатыми бровями и ясным взглядом, из села Усть-Озёрное, Борзинского района,

  участвовал   в боях с японскими милитаристами, в свободное время рассказал мне некоторые эпизоды, о  которых он не смог забыть. 
- Ночью девятого августа 1945 года, в нашей 278 дивизии зачитали приказ, что

 Советский Союз находится в состоянии войны с Японией. Четыре года мы ждали этого часа, четыре года стояли на восточных рубежах, мёрзли в окопах, иногда было

страшно, на границе нас было малое число, а японцев у границы «пруд пруди». Наш полк располагался возле села Соловьёвск, вокруг бескрайняя степь, пыль да песок,

 буйные ветра гуляли по безлесному пространству. И все же на нашем участке не было военных действий, а на западном фронте шли активные боевые действия против

 фашистских захватчиков. И вот начались бои. Довелось мне участвовать в боях за « Хайларские  укрепления, которые японцы особенно  тщательно укрепили. Наши роты шли в атаку под прицельным пулемётным и артиллерийским огнём и откатывались
 
обратно, вся долина покрылась трупами наших солдат, но мы вновь шли в атаку и отходили, так продолжалось до тех пор, пока не прилетела авиация. Славно поработала небесная канцелярия, разбомбили японцев,  ничего не оставили целым и

 мы вновь пошли на штурм, наконец победный. Танки стремительно мчались, из под гусениц   веером брызгала человеческая кровь. Земля не могла впитать её , и  она ручейками сбегала в более низкие места, речка из человеческой
 крови, разве такое забудешь? Никогда! Японцы умели воевать, помню, взяли с боем

 город, китайцев собралось много, встречали и радовались, что мы их освободили от японцев, вдруг отовсюду с чердаков начался пулемётный обстрел, по нашим. Пришлось разворачиваться и снова брать город. Японцы, в общем- то храбрый и смелый народ.

 Русские правда не хуже их, а во многом возможно и превосходили их, например своей непредсказуемостью в действиях, бывало, японец не ждёт нас, а мы тут как тут. Японцы боялись наших «катюш», ударит она по позициям противника, значит

 вперёд можно смело идти, сдавались они в плен ротами и полками. Правда к смертникам не подходи, сам взорвётся, и ты с ним взлетишь, приходилось думать, как их обезвредить. Тяжко всем пришлось, когда  шли по пустыне Гоби, солдат много

 погибло от нехватки воды, иногда на ходу падали и не вставали. Всякое было в этом переходе, что об этом рассказывать, вспоминать не хочется. Позже направили меня служить на склады. В свободное время с друзьями  часто ходили смотреть

 незнакомые места, интересовались, как жили люди в другой стране. В одном из китайских городов увидели буддийский храм, решили зайти, любопытство забрало. Шла служба, на нас покосились, но промолчали. Внутреннее убранство храма было

 богатым, всё сверкало позолотой, у нас даже в глазах зарябило. Присели на скамейку в задних рядах, стали наблюдать, как проходила служба, но вскоре  скучновато стало, не выдержал я, ткнул товарища под бок,
- Иди принеси дружок бутылку,- тот сбегал, принёс, показалось мало, сходили ещё.

 Я не помню, как вырубился и свалился под скамейку. От усталости наверно опрофанился. Просыпаюсь, ничего не могу понять, где я, что со мной и главное в храме никого нет. Двери закрыты. Стал стучать, стучу, стучу в дверь, никто не подходит, не отзывается. Потом подошёл патруль, спрашивают,
-Кто там?- обрадовался я, что к храму наши подошли, пришлось им сказать, как я

 сюда попал и из какой части. Солдаты из патруля попытались открыть двери и не смогли, приказали мне.
- Отойди от двери подальше, мы её сейчас взорвем.- Увезли меня в комендатуру, потом в полк. Наш полковник смотрит на меня,
-Иван, что ты натворил?- я ему всё обсказал.
- Да-а дела, - только и смог он произнести и задумался,
- Раз провинился, придётся тебе идти на гаупвахту, отсидишь три дня, согласен?

- Слушаюсь, товарищ полковник!- обрадовано выпалил я, с командиром у меня были хорошие отношения. Армия наша двигалась вперёд, наш полк всего несколько километров не дошёл до Жёлтого моря, японцы запросили мира. Война закончилась. И тут я получил первое ранение. По дороге двигалась артиллерия, лошади тащили пушки, одна из лошадей чего- то напугалась и понесла, я кинулся помогать, схватил

 лошадь за повод, но не удержался на ногах, упал, она потащила меня по земле и я потерял сознание. Очнулся в госпитале, в ноге боль нестерпимая, оказалось, сломал ногу. Подлечился и меня демобилизовали, вернулся в родные края. Работал в Борзе,

 по делам часто приезжал в село Усть-Озёрное, там встретил свою Наташу, вскоре поженились, детей вырастили, выучили. Моя Наташа лучше всех и жили дружно. Всё просто.- Немного рассказал о себе Иван Ильич, но из капелек образуются реки и моря, а из множества фронтовых  историй-  книги, для того, чтобы последующие поколения знали, как они  защищали Родину и равнялись на них.                Фото из интернета.