Немного о гениальности

Галина Ларская
          Выписки из книги Отто Вейнингера "Пол и характер", глава "Даровитость и гениальность"

Нет гениального человека, который не был бы знатоком людей. Богато одарённый человек иногда сразу видит человека более простого, ограниченного и нередко бывает в состоянии тотчас дать ему характеристику. У богато одарённых людей выражение лица меняется чаще, чем у людей, менее одарённых. Сложные люди обыкновенно всякого человека понимают лучше, чем он сам себя.

Пониманию гениального человека и при том самому глубокому, доступно наибольшее количество вещей. Он состоит с большей частью вещей в очень  тесной связи. Его восприимчивость отличается особой утончённостью.

Гениальный человек всё знает, ничему не учась.

Существуют самые разнообразные таланты, но гениальность бывает только одна. Она может соединиться и проявить себя в любом таланте.

Гений живёт сознательнее всех.

Гении не были гениями во все моменты своей жизни.

Только лучшие люди пишут воспоминания о своей жизни. Составление автобиографии, если она написана под влиянием внутренних побуждений, всегда есть признак выдающегося человека.

Для великих людей прошлое и настоящее - одно и тоже.

Могучее чувство самого себя в пережитом прошлом возбуждает желание видеть и чувствовать себя и в будущем. Кому дорого прошлое, кто видит в своей жизни не одно только физическое существование, тот даром не отдаст её смерти. Отсюда у величайших гениев человечества первичное, врождённое стремление к бессмертию.

Память делает события независимыми от времени, она по самой своей сущности уничтожает время. Память освобождает человека от власти времени.

Человек должен быть назван гениальным тогда, когда он живёт в сознательной связи со Вселенной. Только гениальное есть истинно божественное в человеке.

Стоящий на высокой ступени человек, то есть тот, над которым приобрело власть вневременное "я", стремится повысить свою ценность перед своею моральною и интеллектуальною совестью. У него возникает потребность импонировать себе самому своим мышлением, поступками и творчеством.

Такое тщеславие представляет собой истинное тщеславие гения, который носит в себе свою цену и свою награду и который не придаёт поэтому значения мнению о нём других людей.

Не врываться в чужое уединение и не нарушать границ, которые человек очерчивает вокруг себя.

Гений страдает больше всех, потому что он страдает со всем и во всём. Но сильнее всего он страдает от своего сострадания.

Гениальность это величайшая гордость, величайшее несчастье и высочайшее блаженство, доступное человеку.

Только гениальный человек является целым человеком.

Гениален человек тогда, когда он этого хочет.

Гениальность тождественна с универсальной ответственностью.

Чем выше стоит человек, тем ниже он может пасть.

Гениальность есть преодоление небытия, темноты мрака.

Понять человека значит быть им самим.

Гениальный человек сложнее, богаче и он тем гениальнее, чем больше людей он в себя вмещает.

Вследствие строгой периодичности, проявляющейся у гения после ряда непроизводительных лет, у него наступают годы плодотворные, а затем опять бесплодные периоды, когда он совершенно забывает о себе и психологически (но не логически) оценивает себя менее, чем всякого другого человека. Его мучит воспоминание о минувшем периоде творчества. Его экстазы бывают сильнее, чем у других. Зато и упадок духа у него ужаснее, чем у кого-либо.

Фотография австрийского философа Отто Вейнингера.