Вчера...

Дебора Вишневская
«Когда перед нашим взором смутно возникают тайны бытия — небо, бездна, жизнь, могила, вечность, — все сущее воспринимается нами как нечто недоступное, запретное, огражденное от нас стеной. Когда разверзается бесконечность, все двери в мир оказываются запертыми»
В Гюго

Вчера день был теплым, двадцать градусов. Яркое солнце и почти все деревья еще зеленые, лишь кое-где можно было увидеть оранжевую листву. Вчера исполнилось ровно пять лет, как умер отец моей подруги. И мне надо было вместе с подругой и ее мамой поехать на дальнее кладбище. Оно было за чертой города. А сорок шестой квартал, четвертый ряд был в конце самого кладбища. Хотя, что значит в конце? Границ не было видно, а город ушедших в мир иной, к сожалению, рос. Вот такое сильное земное притяжение.

Черный базальт и серыми штрихами портрет. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения, черточка, которая вместила в себя всю жизнь и дата смерти. После того как мы убрали сухие цветы, мусор, подброшенный ветром с соседних могил, мы сели у памятника и смотрели на портрет дяди Коли, а он молодой и красивый улыбался нам. Говорили тихо, немного всплакнули, а когда стали собираться, мама подруги подошла к памятнику и погладив портрет мужа и тихо сказала.

- Забери меня к себе.

В ее глазах было столько тоски. Она вздохнула и показав рукой на место рядом с памятником, сказала.

- Вот тут и место есть.

На табличке ряда было написано «семейные» Значит, место было и для нее. Когда подруга взяла ее за плечи, она добавила.

- Ему же скучно одному.

Приехал водитель и подруга пошутила.

- Везите нас скорее отсюда, мы еще живые.

А водитель был юмористом и ответил.

- Смерть всегда настигает нас живыми. Конечно, сюда приходят сами ненадолго, а вот привозят навсегда.

Всю оставшуюся дорогу домой мы молчали, изредка вздыхая. Меня подвезли к подъезду, и мама подруги взяла меня за руку.

- Спасибо, что ты была с нами.

Что тут можно было ответить, я обняла ее и поцеловала. Вечером, после душа, завернувшись в плед, я вспомнила маленькое кладбище на Балке. Мне было пятнадцать лет. Я бродила по этому кладбищу совсем с другим чувством, разглядывала заброшенные могилки, читала надписи.Яркое солнце и юные годы рисовали особую картину бытия, грусть не коснулась меня.

Прошло время и это кладбище снесли. Сразу же на его месте построили красивую спортивную школу.

Вот так… Мы все временные созерцатели вечности.


Р.S.А ее немного позже похоронили рядом с мужем.
Вчера исполнился ровно год со дня ее смерти.
"Вчера" остается в нашей памяти.