Церковь озабочена гламурным Православием

Александр Раков
Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассуждает о проблеме так называемого облегченного Православия.

По словам представителя Церкви, вызов так называемого православия-лайт, или гламурного, глянцевого православия, предусматривающего затушёвывание и приспособление христианских идеалов к реалиям современной жизни и общественным установкам, может стать главным вызовом для верующих в ближайшие десятилетия. Отец Всеволод пишет, что во время дискуссии на одном из телеканалов ему напомнили про феномен православия-лайт — «модного, не выбивающегося из ряда трендов и брендов, популярных среди городских обывателей. Не тревожащего совесть, не вступающего в противоречие с житейскими установками нормального современного человека, включённого в «мир сей» и боящегося чем-либо всерьёз противоречить установкам его граждан — особенно тогда, когда те начинают мелко трястись за земную жизнь, имущество, здоровье, формальный, внешний мир и прочие твердые ценности». Чаплин считает, что для православных христиан «вызов этого «православия» — не просто облегчённого, а выхолощенного, оскоплённого, лишённого соли земли, — может стать главным в ближайшие десятилетия, если только Господь не переломит ход истории так, что обо всяком глянце и гламуре люди забудут в одно мгновение». «Христианский идеал, — считает Чаплин, — прямо противоположен обывательскому, что ясно следует из Евангелия. Назорейство, странничество, монашество, мученичество, христианское воинство, проповедь апостолов, равноапостольный подвиг христианских правителей, не побоявшихся переломить волю языческих толп, да и само Евангелие начиная с Нагорной проповеди — всё это никак не помещается в рамки спокойной и сытой частной жизни, глобальной манипулятивной «демократии» или «самодовлеющего» рынка. В рамки общества, главная заявленная цель которого — торговать и потреблять».

«Очень важно не забыть христианского идеала, не дать размыть и заболтать его, быть верными ему в слове и деле. Ведь если человек проживает жизнь в духовной спячке, забывая Бога, полагаясь только на собственные силу, разум, власть, имущество, лучше было бы ему не родиться, и уж тем более лучше было бы ему пережить что-то, что эту ложную самоуверенность разрушит, даже если это будет страдание. Испытания — даже испытания страданием, болезнью, войной, лишением материальных благ, разрушением мирской «гармонии» — очень часто не есть зло, и именно потому они посылаются или попускаются Богом. …Нам нужно больше держаться евангельской правды и правды святых, а не рассказов о том, как якобы весело и беззаботно жить христианину в окружении модных вещей, милых людей, приятных фраз, «успокоительного» искусства, всеобщей толерантности и прочего духовно расслабляющего болота — может быть, лишь с лёгкой приправой из воскресного благочестия, состоящего не столько из участия в литургии, сколько из приятного времяпрепровождения на приходе, из пустых разговоров и взаимных похвал», — заключает представитель РПЦ.