Полемика

Александр Раков
«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих за­падных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдаёт за святых!)», — писал свт.Игнатий (Брянчанинов)*. Почему мы вдруг вспомнили это высказывание? Поводом послужило грядущее событие, которое взбудоражило весь православный мир: в 2016 году состоится Всеправославный собор, проведение которого подготавливалось 50 лет. Что касается возможного положительного развития во взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью, многие представители РПЦ указывают на наличие общих для христиан угроз — секуляризации, размывания в обществе традиционных семейных ценностей, угрозы христианскому присутствию в Ближневосточном регионе. И поскольку эти вопросы требуют немедленного решения, то нельзя  ждать годы или десятилетия, пока будет достигнуто единство и согласие по другим темам. Но среди «других тем» — вопрос о филиокве, т.е. схождении Святого Духа, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате папы римского — его непогрешимости. Поэтому участники конференции «Экуменизм — конфессия Нового мирового порядка» призывают не допустить созыва собора 2016 года и считают, что Русская Православная Церковь должна выйти из Всемирного совета церквей. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, выслушаем мнения по этому поводу Председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона и председателя Собора православной интеллигенции священника Алексия Мороза.

ГРЯДУЩИЙ СОБОР — НЕ ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ

30 сентября в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези начала работу специальная межправославная комиссия по подготовке Всеправославного собора. Цель — редактирование принятых ранее проектов документов Святого и Великого собора Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. РПЦ на данном собрании представляет делегация, возглавляемая председателем ОВЦС МП митрополитом Волоколамским Иларионом.

Обращаясь к членам комиссии, митрополит Иларион подчеркнул, что «грядущий собор не может называться Вселенским, не может ставиться в один ряд с теми Семью Вселенскими Соборами, на которых зиждется вся наша святая православная вера». Вместе с тем он выразил пожелание, чтобы Всеправославный собор, подготовка которого продолжается уже более 50 лет, стал «событием, которое объединит наши Церкви, поможет уяснить общие позиции по некоторым проблемам современности». Владыка отметил, что РПЦ «придаёт большое значение процессу его подготовки» и считает важным делом работу специальной комиссии, которая будет пересматривать ранее подготовленные документы, ибо необходимо «внесение серьёзных изменений». В частности, при работе над документами, затрагивающими вопросы межхристианских отношений, необходимо учесть происшедшие за последние десятилетия «изменения в целом ряде протестантских общин, которые являются членами Всемирного совета церквей: многие из них встали на путь либерализации вероучения и нравственного учения, со многими из этих общин мы сейчас практически прекратили диалог». Документы собора должны свидетельствовать, что участие православных христиан в работе межхристианских организаций «основывается на нашей твёрдой уверенности, что только Православная Церковь является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью», — сказал владыка Иларион.

Митрополит Иларион высказал сожаление, что на заседание комиссии не приглашены представители Православной Церкви Чешских земель и Словакии, и выразил надежду на пересмотр этого решения приглашающей стороны, без чего невозможно надлежащее исполнение постановления Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Стамбуле (2014) о принятии всех решений в ходе подготовки Всеправославного собора на основе согласия делегаций всех равноправных автокефальных Поместных Церквей. РНЛ

НЕ ИГРАЙТЕ НАШИМ СПАСЕНИЕМ

— Отношение к грядущему — восьмому по счёту — Вселенскому собору у всех Святых Отцов было крайне отрицательным. Достаточно вспомнить проповеди прп.Кукши или прав.Ионы из Одессы. В своих пророчествах они говорят об апокалипсисе грядущих времён, одна из черт которого — созыв некоего собора, на котором будет объединение католичества и Православия. Но как может произойти такое объединение? Как объединить ложь и Истину Божию? Вот если бы католики отверглись своих заблуждений, отказались от своей догматической лжи и приняли истину православного учения — конечно, тогда мы с радостью соединились бы с ними в единую Православную Церковь. Но в том-то и дело, что Католическая Церковь хочет формально соединиться с Православной Церковью, сохранив свои ложные убеждения, да ещё чтобы Православная Церковь признала их как равночестные и равноспасительные. Мы живём в пред-апокалиптическое время и ясно видим, что идёт секуляризация — обмирщение нашей Православной Церкви по западному образцу. Пример — возникновение епархиальных футбольных команд, мирское пение в храмах и прочее, когда храмы превращаются в концертные или лекционные залы и теряют своё мистическое значение. Но ведь сказано: «дом Мой домом молитвы наречется…» (Мф.21,13). Церковь — это Божий дом, где посредством молитвы налаживается связь с Богом, и ничего иного там происходить не должно. А ныне смешиваются два пласта бытия — духовный и душевный. И когда вместо молитвенного предстояния пред Господом в храме проходят культурные мероприятия — это душевная работа, когда задействован не духовный ум, а человеческий рассудок. Нельзя смешивать духовное, молитвенное богообщение с культурным общением, даже если оно несёт христианские элементы. Для этого есть клубы, воскресные школы.

Другой пример обмирщения нашей Церкви — стремление настроить как можно больше храмов, вне зависимости от их нужности в том или ином месте, стремление золотить купола, приобретать богатое внутреннее убранство, оставляя молитву на потом. И за это дают церковные ордена! Подумайте, церковные ордена даются не за духовный подвиг, не за то, что человек живёт высокой духовной жизнью и ведёт свою паству к Богу, а… большей частью за строительство, то есть за внешнее… Церковными орденами также награждаются банкиры, внёсшие богатое пожертвование или способствовавшие строительству храма. Певцов награждают церковными орденами. Или вот недавно наградили церковным орденом г-на Зюганова. Но коммунисты всегда ненавидели Православие, Бога, устраивали кровавые гонения на верующих и по-прежнему верны заветам Ильича!.. И уж если мы в храмах устраиваем мирские песнопения, почему нас так возмущают девицы из Pussy Riot? Они пошли лишь чуть дальше, указуя путь, которым мы идём.

— Видела передачу, где протестанты скакали в храме, хлопали в ладоши и пели: «Христос — хороший парень». Нас ждёт такое?

— Многие наши клирики, пастыри входят в различные экуменические движения, допускают католиков и англиканцев служить у себя в храмах, говорить проповеди, читать Евангелие… Народ насторожен: почему людям, которых наши святые называли еретиками, отступниками, ибо они исказили учение Христово так, что живя по такому искажённому учению невозможно спастись, теперь позволено столь много?

— Но православные, наблюдая это, не уходят из храма и не выводят вон, взяв под белы руки, господ еретиков. Стоят и слушают.

— Вот это — самое страшное. Мы привыкли к модному слову «толерантность». Мы должны быть терпимы к гомосексуалистам, к лесбиянкам, наркоманам, инославным священникам в наших храмах. Но почему мы должны терпеть зло? «Ревность по Доме Твоем снедает меня» (Пс.68,10), — восклицает псалмопевец. Он готов умереть за Господа, за истину Его. А мы спокойно смотрим и терпим, когда при нас совершается вероотступничество. Ириней Лионский и другие святые пишут, что если при тебе еретик хулит Бога — зауши его. Не послушает — изгони прочь. Не терпи надругательства над Богом твоим, не потерпи, чтобы в храме твоём происходило искажение веры. Увы, ослабела вера у православных христиан: равнодушие, холодность, преступная терпимость, безответственность разрастаются, как раковая опухоль.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

До XIX столетия Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь считали друг друга еретическими. В XIX—XX веках мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах. На Втором Ватиканском соборе Православные Церкви стали рассматриваться как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящимися в общении с Римом. А в декабре 1965 года в Риме и Стамбуле состоялось подписание Декларации об отмене анафемы 1054 года, означавшее, что Константинополь, обходя истинные причины отпадения католицизма от Церкви Божией, стал рассматривать себя и Рим как единую Церковь, что сделало возможным молитвенное общение. Официальный диалог между католиками и православными был открыт в 1980 году. Само вступление православных в диалог означало мораторий на использование термина «еретик» в отношении Католической Церкви.

— Значит ли сие, что мы не имеем права называть католиков еретиками? Может быть, такая позиция будет даже наказуемой?

— Во-первых, мы стоим на позициях Святых Отцов — свт.Игнатия (Брянчанинова), свт.Феофана Затворника, свт.Григория Паламы, прав.Иоанна Кронштадтского… Могут ли Святые Отцы быть наказуемы? Мы — с нашими Святыми Отцами. А если кто-то придерживается другого мнения — это его личная трагедия, какой бы пост он в Патриархии ни занимал. Подчеркиваю — трагедия, потому что если святой говорит, что католик — еретик, а ты говоришь: «Нет, он не еретик», — значит, ты противоречишь мнению Святых Отцов. И либо ты имел откровение свыше и обрёл бо;льшую святость, чем наши святые и святые древних времён, либо ты находишься в состоянии прелести и, глубоко ошибаясь сам, вводишь в заблуждение других. Но сказано: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18,6).

И не надо перекладывать ответственность за происходящее на кого-то другого. Мол, пусть за это отвечает Патриарх, митрополит, священник, который это предложил. А ты? Ты же христианин! С тебя Господь лично спросит. Вспомним 45-е Апостольское правило: «Епископ, пресвитер или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо яко служителям Церкви — да будет извержен». Конечно, могут принимать очень строгие прещения в отношении тех, кто думает иначе. В настоящее время в Церкви выстроена очень жёсткая система иерархии, и всякий инакомыслящий священник может поплатиться: оказаться за штатом, а в худшем случае его могут лишить сана. И люди, боясь потерять место своего служения, молчат, а о своём несогласии с происходящим говорят в тесном кругу. Однако я знаю много архиереев, священников и монашествующих, которые настроены по-православному, считают католиков еретиками и ни на какие соглашательства и объединение с ними не пойдут, ибо понимают, что это уже вопрос духовной жизни или смерти. Отступление есть предательство Христа, Истины Божией.

Мне говорят: «Ну зачем вы так жёстко? Надо всех любить, и католиков тоже, надо дружить с ними». Отвечаю: «Люби грешника, но ненавидь грехи его. Да, я могу общаться с католиками — епископами, пастырями — и не испытываю к ним вражды, как христианин. Ну, заблуждается человек в догматическом учении, в этом его несчастье, ведь он губит свою жизнь, — надо за него помолиться. Но когда дело касается догматики и сослужения — здесь я их лжи не приемлю. И путь, который предлагает нам Католическая Церковь, считаю гибельным, ведущим в ад. Здесь недопустимы никакие компромиссы, а толерантность преступна».

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В результате Второго Ватиканского собора произошло сближение Папского престола и Вселенского Патриархата. Ватикан сформулировал свою экуменическую концепцию, которая позволила ему перейти к «диалогу» с другими религиями, сохраняя в полной неприкосновенности положение о примате власти понтифика. А в результате подписания Декларации 1965 года Константинополь объявил Католическую Церковь «сестринской» и признал папский примат.

— Но если Вселенский Патриарх ведёт себя таким образом, то он, на мой взгляд, не является не только архипастырем, но даже православным христианином. Он — экуменист, служил с католиками, сослуживал папе римскому, в синагоге молился с главным раввином. Это человек всеядный. Он сам себя подверг всевозможным каноническим прещениям. И вот под руководством этого человека будет проходить Восьмой Вселенский собор? Так какие же решения напринимает такой собор?

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

На Стамбульском совещании Предстоятелей Православных Церквей в марте 2014 года Патриарх Варфоломей изложил две ключевые идеи. Во-первых, все решения, которые принимались на всеправославных встречах и конференциях по вопросу отношений с неправославными в течение 50 лет, рассматриваются как обязательные канонические нормы, критика которых противозаконна (!). Во-вторых, поскольку предпочтение должно отдаваться проблеме единства внутри Церкви, то для недопущения отклонения от принятых норм и во избежание расхождений необходим регулирующий орган — наднациональная синодальность… Таким наднациональным органом и станет Всеправославный собор, который состоится в 2016 году? А за ним последуют другие?

— Мы с вами знаем, что давно идёт направленное действие на разложение Православия изнутри, чтобы лишить его соли. А если соль потеряет силу, к чему она будет годна? Сила Православия — в стоянии Истине. И не зря верующие боятся: а не произойдёт ли скрытно от православного народа отступление, не будет ли соглашения, в результате которого выяснится, что и мы поминаем папу римского, как Константинопольская Церковь, признавшая Католическую Церковь сестрой, а её Таинства — равнозначными и равночестными. Но признание Таинств Католической Церкви равноспасительными — это только первый шаг, вторым станет общее служение. Но народ-то этого не понимает, иначе поганой метлой погнал бы таких иерархов. Наше время — время экуменизма, вероотступничества, многие иерархи подмяты масонством.

— Участники конференции «Экуменизм — конфессия Нового мирового порядка» призывают не допустить созыва собора 2016 года, а также считают, что РПЦ должна выйти из Всемирного совета церквей. Но ведь тогда мы не будем в курсе происходящего и не сможем возвысить свой голос за правду и Истину Божию.

— Очень правильный призыв. Нечего нам делать во Всемирном совете церквей. Вспоминается один курьёз, случившийся на Всемирном совете церквей. Как-то на одной из встреч местные колдуны-аборигены развели свой магический «очистительный» огонь, через который должны были пройти все. И наше священство, чтобы показать широту своих взглядов и «культуру», прошли через этот огонь. Мелочь?.. Но неприятно.

Что касается нашего голоса… Кому и что мы должны говорить? Каким церквам? Православная Церковь Христова — одна: мы исповедуем «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А различные христианские номинации, особенно протестантские, — это всевозможные секты. А у нас есть наши православные собрания. Вот недавно в Александро-Невской Лавре прошло собрание представителей всех Поместных Православных Церквей, в том числе Греческой, Румынской, Болгарской… по вопросу сект. И представители всех Церквей чётко и недвусмысленно говорили об опасности экуменизма, о засилье сектантства, об опасности разложения Православной Церкви изнутри. Так что у православных есть возможность собраться и обсудить важные церковные вопросы.

— Но если кто-то из священства и мирян ратует за проведение собора, а кто-то — против, не ждёт ли нас очередной раскол?

— По поводу созыва собора — нет. Пока собор не прошёл, пока не принято никаких решений — сопротивляться нечему. Мы же говорим о том, что предположительно может быть. Вот если на соборе примут примат папы, узаконят женатый епископат, ликвидируют монашество, примут католическое учение об исхождении Святого Духа и т.д. — этого бо;льшая часть народа, которая живёт Духом Святым, не примет. Тогда возможен раскол, и церкви опустеют. Поэтому православным людям нужно крепко молиться, чтобы тайные беззакония не совершились, чтобы не произошло отступничество от веры православной, чтобы Господь умудрил наших иерархов и вложил в их сердца Истину Божию, дабы стояли они в ней до смерти, и даже смерти крестной.

Записала Ирина РУБЦОВА
*Свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч.: в 7 т. СПб., 1886. Т.4. С.476.

Вселенские соборы — это собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, которые созывались для опровержения еретических лжеучений, авторитетного изложения догматов и решения канонических вопросов. Православная Церковь признаёт семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси Евтихия); Константинопольский II (553 год, «О трёх главах»); Константинопольский III (680—681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев).