День радости или скорби?

Александр Раков
Надо ли христианину носить траур, когда кто-нибудь из близких умирает? Не день ли это радости для верующих?

Жизнь человека на земле ограничена двумя датами: днём рождения и днём смерти. С первым днём мы входим в бытие этого видимого мира, а с днём смерти покидаем этот мир и переходим в иное существование — загробную жизнь. В этих двух самых важных моментах жизни каждого человека участвуют его родные и близкие. Часу рождения предшествует боль матери — самого близкого и самого любимого существа, но когда ребёнок уже родился, мать «уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16,21). В радости матери участвуют и все остальные родственники. В момент завершения жизни на земле, в момент исхода из этого мира в мир иной и умирающий, и его родственники исполнены чувством скорби и печали, так как мы отделяемся от своих милых и дорогих. Оба эти чувства — и радость в час рождения и прихода в этот мир человека, и скорбь в час исхода в мир иной, — по Святому Писанию, вполне естественны и нормальны. Только крайние проявления этих чувств не одобряются Святым Писанием. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели…» (1Фес.4,13), — пишет св.апостол Павел солунским христианам в отношении умерших родственников. Не запрещается скорбь, потому что она естественна (и Христос плакал о Лазаре), но запрещается крайность — скорбь безнадёжная, как это было у язычников, которые не знали о воскресении из мёртвых. Для них смерть была расставанием навеки.

Для христиан всё не так, ибо они знают о Воскресении Христовом и о всеобщем воскресении в последний день, во время Второго Пришествия Христа: «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4,17). Христиане, веруя по Святому Писанию, что тела наши суть храм живущего в нас Святого Духа и что по смерти наше тело готовится воскреснуть прославленно и нетленно, чтобы соединиться с безсмертной душой во время Второго Пришествия Христова, всегда своих умерших хоронили с почестями. Перед погребением их омывали и облачали в красивую одежду, полагали во гроб и покрывали белым покрывалом. Апостол и Евангелие, читаемые на отпевании, исполнены утешительных слов о воскресении мёртвых и будущей жизни. После отпевания покойника несут на кладбище с пением «Святый Боже», где его погребают лицом к востоку ради ожидания Господа Иисуса Христа — «Востока с высоты», когда придёт судить живых и мёртвых. Среди обычаев, сопровождающих погребение наших родных, Церковь благословляет подаяние милостыни нищим, поминальную трапезу и добрые дела в память об умершем.

В отношении траура (чёрной одежды) существуют различные обычаи у разных народов. Но смысл их один: с одной стороны, так выражается любовь и привязанность к дорогому нам человеку, а с другой стороны — печаль о разлуке с ним… Такой образ выражения печали не противоречит христианскому учению и вере во Всеобщее Воскресение и Вечную блаженную жизнь. Так это понимали и многие святые Православной Церкви. Так, по смерти великих святых их духовные чада часто безутешно плакали от постигшей их скорби. А св.Иоанн Лествичник в своей «Лествице» пишет: «Все оплакивающие умерших одеваются в чёрное» (Слово 7-е о Плаче).

Мир вам и радость от Господа через надежду и Воскресение.

Епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский Артемий