Апология на книгу Иисуса Навина. Часть 3

Николай Старовойтов
Затем А.Гук сообщает,что один опытный учёный в Копенгагене сообщил ему,что имел некоторую догадку,насчёт падавших с неба <<больших камней>>,приведших в замешательство Аморреев.Он предполагал под камнями хвост или известную часть большой планеты,которая подошла на соответствующее расстояние к Земле.Этот учёный высказал своё убеждение,что,если бы было предпринято исследование на указанном месте,то были бы обнаружены камни метеорного происхождения.
Мы имеем здесь,пожалуй,объяснение всего чудесного события.
Известно,что небесные тела обнаруживают свойство взаимного магнитного притяжения,и не будет безосновательно предполагать,что приближение большой кометы в сфере влияния Земли могло,в значительной степени,быть препятствием к воздействию солнца на Землю.
Могло ли здесь иметь место контр-притяжение?-думаю,-говорит А.Гук,-ни один учёный сказать нам этого не может.Но,во всяком случае,замечательно то,что этот дождь метеорных камней,-которые отлично могли бы быть хвостом какой-нибудь огромной кометы,-должен был совпасть с нарушением в процессе вращения Земли вокруг её оси.
Учёный Мануил Великовский также не без основания утверждает,что прошедшая вблизи Земли комета,стала планетой Венерой.Он свидетельствует,что древние индусские документы,а также египетская письменность,знавшие о существовании планет и относящиеся к четвёртому тысячелетию до Рождества Христова,не упоминают о Венере.С другой стороны,вавилонские записи,относящиеся к тысячному году до Р.Х.,говорят о появлении новой планеты,как о <<ярком светиле,присоединившемся к другим светилам>>.С этого времени в астрономических трудах начинает фигурировать планета Венера.
Всё же для таких вещей,какие описаны в книге Иисуса Навина,астрономия требует фактов,и история подтверждает,что это действительно,имело место.
Проф.Тоттен в Америке очень тщательно исследовал этот предмет,с астрономической точки зрения,и результаты опубликовал в математическом вычислении.Оказывается,что не больше,чем,однажды,солнце,луна и Земля находились в положениях,подобных описанным в книге Иисуса Навина.Работая над своими вычислениями,обхватывающими время от наших дней до времени Иисуса Навина,профессор находит,что невозможно не придти к заключению,что целые сутки,в двадцать четыре часа,были прибавлены к мировой истории.
Е.Мандер,учёный при Королевской Обсерватории в Гринвиче-этом замечательном центре астрономической науки и исследований,также опубликовал работу на этот предмет.Он определил время дня,когда это чудесное явление имело место,обнаружив точное место,на котором Иисус Навин должен был тогда находиться.
Но это ещё не всё!Нужно обратить внимание на построение библейского текста:<<стояло солнце среди неба,и не спешило к западу почти целый день>>.Вычисления профессора Тоттена устанавливают,что,хотя к мировой истории как-то прибавились точно двадцать четыре часа,однако,ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут,как и сказано в Писании-<<почти целый день>>.
Следовательно,для требуемых астрономическими вычислениями,упомянутых двадцати четырёх часов не хватает ещё сорока минут.Тут мы опять имеем образец точности свящ.страниц Библии.В 4-й книге Царств,гл.20:8-11,мы читаем,что по просьбе царя Езекии Господь дал знамение через пророка Исаию,-тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней.<<Десять ступеней>> равняются как раз сорока минутам,эти то сорок минут и пополняют с точностью до минуты,таинственно наросшие в истории нашей планеты двадцать четыре часа,о которых говорит профессор Тоттен.
Посмотрим теперь,что говорит история об удлинённых сутках Иисуса Навина,-говорит учёный А.Гук.
Есть три древних восточных народа,которые сохранили их исторические данные,-это:греки,египтяне и китайцы.Все они имеют легенды об одном необыкновенном длинном дне.Грек Геродот,который назван <<отцом истории>>,за 480 лет до Рождества Христова рассказывал,что некоторые египетские жрецы показывали ему записи об удлинении суток на много больше,чем двадцать четыре часа.В древних китайских записях прямо утверждается,что это событие произошло в царствование императора Ио,и в китайских родословных списках указано,что этот император царствовал в Китае во время Иисуса Навина.
Лорд Кингсбороу,предпринявший специальное обследование первобытных индейцев в Америке,устанавливает,что мексиканцы, которые достигли высокой степени цивилизации,задолго до того,как Америка была открыта европейцами,-имеют легенду,что солнце <<стояло неподвижно>> целый день,и это было в том году,который они называют <<семь кроликов>>.Год же <<семи кроликов>> соответствует точно тому времени,когда Иисус Навин с израильтянами завоёвывал Палестину.
Таким образом,мы имеем независимые друг от друга доказательства истинности библейского повествования,не подлежащие никакому сомнению,-от греков,египтян,китайцев и мексиканцев.Утверждение такого хора свидетелей нельзя не принять за абсолютно последнее слово.
Это же подтверждают,-говорит учёный М.Великовский,-финляндские,японские,перуанские и другие легенды.
<<Однажды-сообщает А.Гук,-одно лицо сказало мне,после моей лекции об этом предмете:<<что касается этого феномена,я должен подчиниться приговору науки,но я не могу допустить,что всё это случилось только по молитве одного человека>>.
Пожалуй,это может смущать и других.Поэтому,я пользуюсь случаем,чтобы отметить,что чудо это проливает свой замечательный свет на тайну действующей молитвы.
Бог,конечно,знал от начала,что это событие должно было произойти,но Он также знал и то,что Иисус Навин должен был молиться.Иисус Навин будучи в общении с Богом,как <<споспешник>> Его (2 Кор.6:1) был побуждён молиться так,что его планы оказались согласованными с предначертаниями Бога.Молитва была звеном между Иисусом Навином и величественным явлением,которому Бог только что намеревался дать место.Если бы Иисус Навин не был в связи с Богом,он,возможно,приготовил бы свои войска для ночной атаки,и,в этом случае,удлинённый день был бы для него гибельным.
Вокруг нас совершаются дела Божии,и одно какое-либо из Его безчисленных средств Он всегда может приспособить к любой нашей нужде (Филип.4:19).Бог совершает это не путём изменения Его премудрых планов,а посредством побуждения нас (если мы <<водимы Духом Божиим>>-Рим.8:14) к тому,чтобы мы приспособляли наше заблуждающееся <<я>> и изменяли наши неразумные действия,соответственно предопределённым и Божественно-совершенным намерениям Творца.Тогда мы получаем ответы на наши молитвы.Опыты доказали,что люди,наиболее полно отдающиеся Богу и с живой готовностью отказывающиеся от своих планов,ради планов Божиих,-всегда получают ответы на свои молитвы,и ответы эти почти граничат с чудом>>.-Так говорит большой учёный,археолог,профессор Артур Гук>>[17].
Но и это ещё не всё!Наш известный учёный и ревностный православный христианин,член-корреспондент Академии наук РБ,профессор Виктор Вейник сказал:<<В наших опытах на принципе управления ходом времени основаны так называемые безопорные движители,которые,нарушая закон сохранения количества движения,двигаются <<под действием внутренних сил>>[18].Библейское управление временем в грандиозных масштабах позволило замедлить прохождение солнца по небосклону>>[19].Профессор Вейник создал около 30 действующих двигательных систем,предполагающих без реактивного двигателя создание у объектов силы внутри себя[20].
<<Чудесная остановка солнечного и лунного движения во очию всех свидетельствовала о присутствии с Израильтянами Господа,точно также как сверхъестественное полное солнечное затмение при распятии Спасителя видимо свидетельствовало о том,что страждет Царь,Господь и Владыка всей твари[21].
После сего осмелится ли кто отрицать,что Всемогущий Творец и Царь всей твари может творить всё,что угодно Его святой воле,повелевать всею природою,изменять законы естества оной,ради премудрых целей Своего Божественного домостроительства?[22]>> (архимандрит Никифор).

Апологетический комментарий: Лахис и Давир
Разрушения Лахиса и Давира упоминаются в Иис.Н.10:32,39.
Лахис.Археологическая экспедиция Уэлкома (1931-) обнаружила в Лахисе большой слой золы времён Иисуса Навина.
Давир (Кириаф-Сефер,Телль-Бейт-Мирсим).Здесь Объединённая экспедиция Ксенийской семинарии и Американской школы в Иерусалиме в 1926-1928 гг. обнаружила глубокий слой золы,древесного угля и извести,с признаками сильного огня и с другими доказательствами культуры,относящимися ко времени Иисуса Навина.Нижний слой относился ко временам хананеев,а верхний ко временам израильтян.

Апологетический комментарий: Асор
<<А Асор он [Иисус Навин] сожёг огнём>> (Иис.Н.11:11).Профессор Гарстэнг обнаружил во время раскопок Асора золу от этого пожара и много черепков,свидетельствующих о пожаре во времена Иисуса Навина (В 1956 году экспедиция Иерусалимского университета наткнулась на развалины Асора.Крепость была расположена к северу от моря Галилейского и насчитывала около сорока тысяч жителей.).
В письменах из Телль-Эль-Амарны,адресованных фараону во времена Иисуса Навина египетским посланником из северной Палестины,говорится:<<Да воспомянет,мой господин царь,что Асор и его царь пережили>>.
Согласно книге Иисуса Навина,последний захватил и сожёг Асор (Иис.Н.11:10-11).Но в книге Судей поражение царю Асорскому наносит группа израильских племён по призыву пророчицы Деворы (Суд.4-5).Объяснение этому кажущемуся противоречию таково: Иис.Н.11:13 гласит:<<Впрочем,всех городов,лежавших на возвышенности,не жгли Израильтяне,кроме одного Асора,который сжёг Иисус>>-поэтому Асор был возрождён,ведь <<Асор же прежде был главою всех царств сих>> (Иис.Н.11:10).

Апологетический комментарий: кажущиеся противоречия
Внимательно прочитайте сообщение
Подчас всё,что нужно,чтобы разрешить кажущиеся  противоречия,-это внимательно прочитать сообщение и поразмышлять над полученной информацией.Именно так обстоит дело с сообщением о захвате Иерусалима Израильтянами.Иерусалим был назван среди городов,которые получил в наследство Вениамин,но мы читаем,что колено Вениамина не смогло захватить этот город (Иис.Н.18:28;Суд.1:21).Кроме того,мы читаем,что колену Иуды тоже не удалось захватить Иерусалим,-как будто этот город был частью наследства колена Иуды.В конечном счёте Иуда захватил Иерусалим и сжёг его (Иис.Н.15:63;Суд.1:8).Однако в Библии также написано,что спустя сотни лет Иерусалим захватил Давид (2 Цар.5:5-9).
На первый взгляд всё это может показаться очень запутанным,но в действительности никаких противоречий здесь нет.Граница между владениями Вениамина и Иуды проходила по долине Енномовой,прямо через древний город Иерусалим.Город,получивший впоследствии название Город Давидов,действительно находился на территории Вениамина,как и записано в книге Иисуса Навина 18:28.Но,похоже,часть Иевусейского города Иерусалима лежала также и в долине Енномовой,занимая таким образом часть территории Иуды;поэтому Иуде тоже пришлось воевать против Хананеев,живших в этом городе.
Вениамин не сумел захватить город.Иуда однажды захватил Иерусалим и сжёг его (Суд.1:8-9).Но,очевидно,войска Иуды пошли дальше,а некоторые из прежних жителей снова завладели городом.Позднее город стал очагом сопротивления,подавить которое не могли ни Иуда,ни Вениамин.Таким образом,Иевусеи оставались в Иерусалиме до тех пор,пока сотни лет спустя город не захватил Давид.
Второй подобный пример-ср.Иис.Н.10:42 и 11:18-как видно из контекста,эти слова относятся к разным областям Палестины и разным царям.

Ен-Ганним
В конце XlX века архимандрит Никифор в своей <<Библейской энциклопедии>> пишет:<<Ен-Ганним (источник судов):а)(Нав.XV,34) город на равнинах колена Иудина; б)(Нав.XlX,21) город колена Иссахарова,отданный левитам и отождествляемый с настоящим г.Дженин,на ю.оконечности равнины Ездрилонской.Обильные и прекрасные ручьи с чистою,свежею водою,протекающие через город и превосходные сады в окрестностях удивительно согласуются с библейским наименованием города>>[23].

Различные точки зрения
Иногда те,кто записывал Библию,рассматривали одно и то же событие с разных точек зрения или по-разному представляли свои сообщения.Учитывая такие различия,можно легко разрешить другие кажущиеся противоречия.Примером этого служит стих Чис.35:14,где Моисей говорит о территории к востоку от Иордана как об <<этой стороне Иордана>>.Иисус же Навин,говоря о земле к востоку от Иордана,называет её землёй <<за Иорданом>> (Иис.Н.22:4).Какое же из утверждений правильно?
Правильно и то и другое.В согласии с сообщением книги Числа,Израильтяне ещё не перешли Иордан и не вошли в Обетованную землю,поэтому для них восточный берег был <<этой стороной>>.А Иисус Навин уже перешёл Иордан.Теперь он был на западном берегу реки,в земле Ханаан.Поэтому для него восточный берег был <<за Иорданом>>.

Главы 23-24.Прощальное слово Иисуса Навина
Иисус Навин получил из рук Моисея записанный Богом Закон (Тору-Пятикнижие)(Иис.Н.1:8).К этой Книге он добавил ещё свою книгу (Иис.Н.24:26).Он очень разумно пользовался <<книгами>>,подобно Моисею (Втор.31).Он вписал в <<книгу>> раздел земли (Иис.Н.18:9).Он читал для народа <<книгу>> Моисея (Иис.Н.8:34).У горы Гевал он написал <<на камнях список с закона Моисеева>> (Иис.Н.8:32).
Главным содержанием прощального слова Иисуса Навина было увещание хранить себя от идолопоклонства.Хананейское идолопоклонство было такой эстетической комбинацией религии со свободным удовлетворением плотских страстей,что только люди особой силы воли могли устоять и не поддаться искушению.

Гробница Иисуса Навина?
<<После сего умер Иисус,сын Навин,раб Господень,будучи ста десяти лет.И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи,что на горе Ефремовой,на север от горы Гааша>> (Иис.Н.24:29-30).Септуагинта (древнейший перевод Ветхого Завета на греческий язык-lll век до н.э.) добавляет любопытную подробность:в гробницу его вложили каменные ножи,которыми в Галгале обрезали Израильтян.Так вот,в 1870 году в одной из могильных пещер,обнаруженных в том же районе,найдено было изрядное количество каменных ножей.Не исключено,что эта пещера является гробницей Иисуса Навина.

Апологетический комментарий: Причины уничтожения хананеев
Бог дал израильскому народу определённое повеление уничтожить хананеев (Втор.7:2-5).Иисус Навин принялся за это дело с великим усердием,и Бог,проявлением великих чудес,помогал ему в этом.На самом деле Сам Бог побеждал за них.
В раскопках около Гезера Р.А.С.Макалистер,представитель Палестинского исследовательского фонда,в 1904-1909 гг.,в ханаанском слое,предшествующем поселению израильтян и датируемом 1500 г.до н.э.,нашёл руины <<высоты>>,храма,в котором совершалось поклонение идолам Ваалу и Ашторет (Астарте).
Эта <<высота>> занимала площадь 45 на 35 м,окружённую стеной,где совершались религиозные празднования.Внутри было поставлено 10 необработанных столбов,высотой от 1,5 до 3,5 м,перед которыми совершались жертвоприношения.
В руинах под этой <<высотой>> Макалистер обнаружил множество кувшинов с останками детей,которые приносились в жертву Ваалу.На костях сохранились явные следы огня.Это место представляло из себя своеобразное кладбище для новорождённых.
Другой ужасный обычай назывался <<жертвоприношение при основании>>.Когда начиналась постройка нового дома,то в жертву Ваалу приносился младенец,тело которого позже замуровывалось в стену для счастья всех живущих в доме.Многие из этих детей были обнаружены в Гезере,а также и в Мегиддо,и других местах.
Также под руинами этой <<высоты>> Макалистер обнаружил большое количество стенных изображений Астарты с грубо увеличенными половыми органами для разжигания плотских страстей.Так хананеи своими аморальными обычаями <<украшали>> религиозные служения перед идолами и приносили первородных младенцев в жертву этим божествам.
Из этого видно,что большая часть Палестины представляла из себя Содом и Гоморру в большом,национальном масштабе.Поклонение Ваалу,Ашторет (Астарте) и другим хананейским божествам сопровождалось самыми аморальными и греховными оргиями,и их храмы были притонами всякой мерзости.
Можно ли удивляться тому,что Бог повелел израильтянам уничтожить хананеев?Имела ли право такая мерзкая и аморальная цивилизация на сущеествование?Здесь содержится один из исторических примеров Божьего правосудия над нечестивой страной.
Многие археологи,ведущие раскопки в Ханаане,удивляются тому,что Бог не уничтожил этот народ гораздо раньше.
Божье повеление уничтожить хананеев,кроме Божьего правосудия и воздаяния за их нечестие,состояло ещё в том,чтобы предохранить израильтян от идолопоклонства с его мерзкими обычаями.Бог избрал израильский народ для одной определённой цели:чтобы от них произвести Христа и дать всему человечеству Весть о том,что в мире есть один истинный и живой Бог.Когда Израиль впадал в идолопоклонство,то этим аннулировалась всякая цель его национального существования.Уничтожение идолопоклонства по всей стране было Божьей мерой предосторожности для Израиля.Иисус Навин положил в Израиле хорошее начало.Если бы только израильтяне продолжали такой образ жизни,то о многом в наше время можно было бы сказать иначе.

Примечания автора:

[17] Составлено протоиер.Серафимом Слободским гл.образ.по кн.<<Достоверность Библейских чудес>> А.Гука и др.//<<Закон Божий>> Минск:<<Православная инициатива>>,2000,стр.200-203.
[18] См.:Вейник А.И.Термодинамика реальных процессов.Минск:<<Наука и техника>>,1991,стр.413-446.
[19] <<Православное слово>>,Волгоград,1993,N1(8).
[20] <<Царкоунае слова>>,Минск,1996,N12.
[21] <<Библейская энциклопедия>>(автор-архимандрит Никифор),издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры,1990 (репринтное воспроизведение московск.издания 1891 года:<<Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия>>),стр.26.
[22] Там же,по тому же вопросу,-стр.339.
[23] Там же,стр.237.