В Аргосе на медном столбе

Вольфганг Акунов
ABRAXAS

Царевна Даная /1/
Сидела, стеная,
В АргОсе на медном столбе
И руки ломала,
И слёз проливала
Ручьи по несчастной себе.
Одежды срывала
И вниз их бросала,
РвалА на себе волосА,
Судьбу проклинала
И взор устремляла
С мольбою она в небеса.
Вдруг видит девица,
Что с неба струится
Поток золотого дождя -
Обильное семя
Любимого всеми
Богов олимпийских вождя.
Покорная богу,
Упругую ногу
Даная, в колене согнув,
Рукой охватила
И очи смежила,
В потоке златом утонув.
И девушке мнится,
Что к ней с колесницы
Зевес - ослепительный бог -
Склонился - и щедро
Посев в её недра
Бросает, кропя и лобок
И нежное лоно
Струёй золочёной
Данае, и чрево, и грудь.
И девушка тает,
И млеет, и знает,
Что семя пробьёт себе путь.
Косматые тучи
КронИон могучий
Сгустил. Упоительный миг!
Из груди девичьей,
Похожий на птичий,
Пронзительный вырвался крик.
Но и в лихорадке
Пленительной схватки
С дождём, разбудившим в ней страсть,
Акрисия дочка
Всю думала ночку,
Как бы со столба не упасть.


ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Царевна Аргоса - Даная, в древнегреческой мифологии - дочь Акрисия, царя Аргосского, и Евридики (или Аганиппы). Отсюда прозвище Данаи - Акресида (дочь Акрисия). В микенских текстах встречается схожее по звучанию с именем Данаи имя некоего божества(?): da-nwa. Даная упоминается в поэме Гомера «Илиада» (XIV 319).

Поскольку Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом (а по другой, более экзотической, версии - посадил дочь на высокий медный столб) и приставил к ней служанку. Глава олимпийского пантеона (согласно представлениям древних эллинов, их боги обитали на вершине горы Олимп, под которой обычно понималась носившая это имя гора в северной греческой области Фессалии, хотя гор под названием "Олимп" в европейской и малоазиатской Греции всего насчитывалось целых восемь - так, например, "Олимпами" назывались четыре вершины многоглавой горы Иды в малоазиатской области Троаде; впрочем, и гор под названием Парнас в эллинском мире насчитывалось не менее четырех!) Зев(е)с Кронион (сын Крона, свергнутого им и превращенным в бога времени Хрона, или Хроноса), пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил её. От Зевса у Данаи родился сын Персей. Когда Акрисий услыхал в подземелье голос ребёнка, он приказал казнить служанку, а Данаю заставил объявить, кто отец ребёнка. Не поверив ей, когда она назвала отцом золотой дождь, он заключил её с ребёнком в ящик и приказал бросить ящик в море. Некоторые считают, что её на самом деле соблазнил родной дядя - Прет (Пройт), брат-близнец Акрисия, враждовавший с ним всю жизнь (началась эта вражда еще в материнской утробе), построивший, при помощи одноглазых великанов-киклопов (циклопов) крепкостенный град Тиринф (древние греки считали, что столь мощные фортификационные сооружения могли возвести лишь великаны, ибо стены - толщиной до 8 и высотой до 16 метров! - и башни - толщиной до 11 метров! - Тиринфа были сложены из гигантских, размером 2 х 3 метра и толщиной более 1 метра, каменных блоков, причем пол банного помещения, в котором обитатели цитадели мылись и умащивались, был образован одной гигантской каменной плитой весом в 20 тонн; такую кладку называют киклопической иди циклопической) и впоследствии убитый сыном Данаи героем Персеем. Если верить версии о том, что Даная зачала Персея от силой овладевшего ею Прета, то выходит, что Персей убил своего родного отца, приходившегося ему одновременно двоюродным дедом (а затем был, в свою очередь, убит сыном Прета, Мегапенфом). Медный чертог в подземном доме, где держали Данаю, показывали в Аргосе.

Волнами ящик принесло к острову Серифу, царь которого, Полидект, вскоре воспылал страстью к Данае. Освободившись от его преследований благодаря сыну своему Персею, она вернулась в Аргос.

По италийскому сказанию, ящик с Данаей и Персеем прибило волнами к берегу Лациума (области латинов). Здесь Даная вышла замуж за Пилумна и вместе с ним основала город Ардею. Поэтому Турн, царь рутулов, потомок Пилумна, называется в поэме Вергилия «Энеида» потомком древних героев Аргоса и Микен. Гибель Турна  - потомка греков-аргивян, разрушивших, под предводительством царя Микен Агамемнона, город Трою (именуемых в «Илиаде» Гомера не только аргивянами и ахейцами, но также данайцами - то есть, потомками Данаи) - от руки высадившегося в Италии троянского героя Энея, племянника последнего царя Трои - «копьеносца Приама» - следует, таким образом, понимать, как месть аргивянам-данайцам за разрушение Трои.

Даная - действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Тянущие невод», трагедии Софокла «Даная», трагедий Еврипида, Ливия Андроника и Гнея Невия «Даная».

Заточение девушки на период полового созревания в тёмном изолированном помещении имеет многочисленные этнографические параллели (см. Дж. Дж. Фрэзер, «Золотая ветвь», глава 60).

В честь Данаи назван планетоид (астероид) Даная, открытый в 1860 году.