Кусающийся холод

Сергей Демченко
     Начавшись в начале ноября ,снег шел уже месяц, практически каждый день, иногда понемногу , иногда обильный снегопад буквально заваливал дороги и дорожки.С первым же снегом начались и морозы, небольшие вначале ,они набирали силу к декабрю и с перых же чисел декабря перевалили за двадцать ,добираясь порой до отметки в тридцать и больше.Мороз вымораживает остатки влаги в воздухе ,которая постоянно висит в воздухе и медлено сыплется,создавая ощущение постоянного снегопада.

    Охота на оленя подходила к концу.В этом году мы имели возможность поохотиться на белохвостого в течении только двух ,таких коротких недель, потом же еще две недели оставались открытими в отдаленных районах Манитобы, куда добраться стало почти невозможно из-за обильных снегов.

   Пару раз выбирался в тайгу поохотиться и заодно насторожить ,а потом и проверить капканы на куньих.Оленя мало совсем ,далеко не так много как в прошлом году,это легко читается по немногочисленным пересекаемым мною следам,зато голодные волчьи стаи рыщут по лесу в поисках какой-нибудь поживы, проверяя все возможные места,обгладывая  оставленные удачливыми охотниками оленьи кости.Стая тропит меня на моей промысловой тропе,не проходя мимо ни одного капкана.Они не могут добраться до приманки, т.к. приманка находится в ящиках, с одной стороны закрытой сеткой, а свободный проход закрыт широко раскрытой пастью капкана-конибер,такого же ,вечно голодного и ккровожадного ,
как и волки,поэтому судьбу они не искушают.

   Очередное охотничье утро я в тайге.Мороз потрескивает в тонких деревьях,долетая до моего слуха через приоткрытые окошки наземной засидки.Это раскладная палаточка из плотной ,ветро-влагонепроницаемой ткани, камуфлированной окраски,хотя сейчас это неважно,всё кругом бело ,за исключением хвойников,на фоне которых я и расположился ,неподалёку от оленьей тропы.
  Тихо в лесу на рассвете..Ни птиц,ни белок ,даже ветер не нарушает тишины . Всё безшумно. Слышу только звуки усиливающегося на рассвете мороза: потрескивает моя засидка,от сжимающейся ткани, шуршит по крыше падающая ,вымороженная из воздуха влага.

  Первые вОроны пролетели, куркая и извещая всех обитателей о начинающемся дне.Холодное солнце,громадным огненным шаром показалось из-за дальнего леса. Лучи его ,запутавшись в морозной дымке , расползлись на востоке ,так и не достигнув поверхности земли.     Холодно.Мороз уже чувствуется в моих рукавицах и теплых сапогах.Уже два часа я в ожидании,но движений вокруг никаких.Решаю посидеть еще час , но мороз не дает мне исполнить задуманное ,буквально выдавливая меня из засидки.Рук и ног я уже почти не чувствую.

  Выбираюсь быстро на свет божий ,сворачиваю своё имущество. Сворачиваю, это красиво сказано , сгребаю окоченевшими руками, чтобы бросить всё в машину,благо машину оставил не далеко.

-“ Охота на оленя для меня закрылась в этом году.Совсем рядом насторожены мои капканы, проверю сейчас быстро и домой!”- радостно подумалось.
   Вещи в машину ,беру с собой рюкзак с промысловыми принадлежностями и мелкашку.
   -“Пока пройду по глубокому снегу ,согреюсь, а уж на обратной дороге отогреюсь в машине” – думаю про себя.

   Вот и первый капкан ,с идущей к нему двучеткой кого- то из куньих...Выпал из ящика , висит ,уходя цепочкой в снег. Подхожу с радостью,поднимаю...но пустой ,пролов скорее всего..Настораживаю,вставив в прорези ящика и снимаю предохранители...

   Оттолкнувшись с силой от ящика, капкан подпрыгнул ,впившись в мои пальцы ,как разъяренный   и голодный зверь. Силу удара смягчили шерстяные рукавицы, но с другой стороны , я бы , возможно ,смог бы избежать капкана без них, т.к. влажная шерсть рукавицы , моментально прилипла к дужке капкана,на долю секунды ,задержав мое движение,помогая этому хитроумному человеческому творению сыграть надо мной злую шутку.

  Два пальца моментально затекли и опухли, я пытался вытащить их ,но дуги держали крепко за первые фаланги указательного и среднего.Это был двухпружинный Конибер для куньих. Для того ,чтобы раскрыть его ,мне нужно было сжать обе пружины, защелкнув их на предохранительные крючки ,не позволяющие пружинам сжиматься до конца.


   Силы моей правой руки хватало ,чтобы сжать одну пружину, но я никак не мог защелкнуть предохранитель ,чтобы перейти на вторую.

   Между тем пальцы мои наливались болью,как только я отпускал пружину, чтобы перехватиться , мертвые челюсти капкана сжимали их сильнее и сильнее, липкая кровь проступила через рукавицу.

   Я отпустил одну пружину ,пытаясь сжать и защелкнуть вторую, но тут же почувствовал, что  хватка капкана усилилась,начала давить  еще и первая пружина,отпущенная мною.

   “Что делать?”- беспорядочно мечутся мои мысли ,но ни одной умной в голову не приходит.

   Попытаться отрубить тросик,держащий капкан за дерево и искать посторонней помощи?  Но где и от кого ее искать в тайге ,когда твои спутники голодные волки? К тому же я вряд ли смогу управлять машиной, т.к. левая моя в капкане , а правой я все равно должен держать пружину, т.к. две ,с хваткой бультерьера , точно откусят мои пальцы.
 
  Еще вариант ,отрезать пальцы ,предварительно перевязав кисть от потери крови...но это на крайний случай. Нож всегда при мне ,топорик в рюкзаке ,до которого я могу легко дотянуться..но опять же ,это только в крайнем случае,когда уж других вариантов не будет. Мне нужно освободиться самому, сжав поочередно пружины и поставив их на предохранители.

  С новой силой ,многократно увеличенной сознанием того, что мне нужно это сделать самому, сжимаю пружину ,выворачивая капкан и  раскачивая свободно вращающийся на пружине предохранительный крюк,пытаюсь набросить его на второе плечо пружины. Раз ! Второй ! Совсем немного не заходит!

  И “ О счастье ”- чуть не кричу я. Пружина защелкнута.Она безвольно повисла на дужках,как будто и не она только что бешено рвала мою плоть.
   Сжимаю вторую пружину. Каких -то долей миллиметра мне не хватает ,чтобы защелкнуть предохранитель и на ней.
 
  Я вижу в чем причина.Крепежные кольца пружины ,должны плотно зайти на крепежные кольца дужек капкана, но они упираются ,не давая пружине сжаться еще хоть чуть чуть.И это чуть чуть не дает хода крючку предохранителя.

  “Надо попытаться упереть во что -то, в ствол дерева ,например и придавить изо всех сил, но как застегнуть предохранитель? Для того чтобы это сработало ,плечи пружины должны сжиматься в плоскости перпендикулярно земле и крючек висеть сверху вниз зацепом.Нет не получится!”- пытаюсь анализировать я.

   Сжимаю пружину опять и опять , чувствуя боль уже и в правой кисти ,то ли от перенапряжения ,то ли вывернул пальцы от чрезмерных усилий..Жму ,что есть силы..и счастье улыбается мне ,кольца пружины находят свое место на кольцах дужек и предохранитель застегнут.

    Но в чем дело? Капкан не отпускает меня,злобно впившись в мою рукавицу ,с зажатыми в нее пальцами.

  Приморозились? Я ,конечно ,потел от чрезмерного напряжения и от страха остаться здесь, но не так уж сильно.
   Нож в ножнах. Хороший ,рабочий ,дагестанский нож, который мне верно служит не один десяток лет.

  Пытаюсь разжать дужки капкана ножом и вижу ,что они заклинили,зайдя одна за другую с одной стороны капкана.Еще усилие..и они поддаются  сразу же став вялыми и безжизненными,обвисшими в бессилии.

   В отдавленных пальцах болью пульсирует кровь ,отзываясь каждому удару моего сердца . Снимаю рукавицу. Первые фаланги двух пальцев багрово-синие, опухшие ,из под ногтей кровь. Шевелю ими и они шевеляться ,значит без переломов,хотя и болят нестерпимо.

  Теперь нужно заново насторожить капкан.

  Вставив кусок дерева в раскрытые дуги (на случай аварийной сработки, я же уже ученый), настораживаю    его без проблем и происшествий.Не знаю ,что произошло и почему он меня укусил первый раз..Скорее всего мои пальцы на долгом морозе ,утратили чувствительность и я не почувствовал момента сработки насторожки, а может просто его величество случай? Без сомнения одно, в тайге нужно быть крайне осторожным,ведь помощи здесь ждать не от кого.Кроме самого себя тебе никто не поможет.

 И только сейчас понимаю ,что я должен был сделать в этой ситуации в первую очередь – вставить деревянный клин между дужек,препятствующий дальнейшему сжатию их!

  Конибер это новые ,гуманные капканы,пришедшие на смену не гуманным ногоудерживающим. В зависимости о размера,они способны на месте убить любое добываемое животное размером от куницы  и до волка и рыси включительно. Мне повезло лишь потому ,что я использовал маленькие , куньи.Чем бы закончилась эта история в случае использования Конибера большего размера,остается только гадать.