Бессонница

Елена Багменко
Сижу с маленьким сыном на остановке в старой части города, где частные дома. Ждем автобуса. Автобуса нет минут десять. Но торопиться никуда не хочется – теплый летний вечер. Кроме нас на остановке молодая женщина. Про таких говорят: «Вся из себя!» Сын собирает грязь по скамейкам, я ему не мешаю. Надо же ему чем-то заниматься!
   В остановку входит неряшливо одетая помятая женщина неопределенного возраста. Садиться на скамейку. Тихо сидит минуты две. Потом вдруг обращается в пространство: «Вы меня осуждаете?»
   «Вся из себя» скривила губы и отвернулась, показав всем видом, что считает ниже своего достоинства с такой  разговаривать.
- Почему? – отвечаю я вопросом на вопрос.
- Потому, что я грязная и нерасчесанная.
- А почему вы грязная и нерасчесанная?
- Меня зовут «Бессонница», - интригующе заявляет она, явно ожидая моего следующего вопроса.
- А почему вас зовут «Бессонница»?
- Потому, что я по ночам по улицам брожу.
- Зачем?
- Я вон в том доме живу, - женщина показывает рукой за магазин, - только после того, как у меня муж умер, я не могу там находиться по ночам – страшно одной. Утром приду, посплю часа два, в огороде поковыряюсь… а к вечеру жуть берет – на улицу иду. Сначала у меня утюг сломался, я гладить перестала. Для кого? Мне в огороде, да ночью на улице перед кем красоваться?
Потом стиральная машина сломалась. Много мне одной надо? В тазике постираю. Опять зачем? Кто меня в огороде, да ночью на улице видит?
- Подождите, - перебиваю я, - а где ваши дети?
- Дети здесь в городе живут, и дочка, и сын. И внуки есть.
- А вам не приходило в голову, что вы еще могли бы пригодиться своим детям и внукам? Забирать внуков летом в деревню, вместе с ними мараться и вместе с ними мыться? Попросить сына отремонтировать утюг и стиральную машину?
- Когда мне пришло это в голову, было уже поздно! К тому времени я уже стала такой, как сейчас. Сноха меня такую грязную видеть в своей чистой квартире не хочет, внуков моих ко мне не пускает – чему такая научит. Дочь тоже всегда ругается. Надоели они мне. Не хожу я к ним! Вот шляюсь по ночам, потому и «Бессонницей» величают.
 - Вам нравится так жить?
- А я людей проверяю – будут со мной разговаривать или нет!
- Ну, и как?
- Не разговаривают! А ведь каждый может стать таким – это просто!
- То есть, вы специально стали такой, чтобы людей проверять?
- Ну, нет, конечно! Так получилось…
- Да, это просто! Позволить себе так распуститься, а потом еще и удобное оправдание себе придумать.  Вас можно понять, я бы тоже не смогла в доме одна ночью. Значит, продайте дом, купите квартиру. Или обменяйте на квартиру. Приведите себя в порядок. Станьте нужной сама себе! И зимой также бродите?
- И зимой брожу. Зайду, погреюсь и опять иду бродить.
- Это совсем не дело! Надо на что-то решиться! Надо что-то менять в своей жизни!
    Женщина задумалась, помолчала. Наконец, сказала:
- А знаете, спасибо вам! Я смогу. Чего это я так распустилась? Ведь не поздно еще?
- Никогда не поздно! Лет – то вам сколько?
- Пятьдесят.
- Всего?
- Ладно, пойду я. Вон ваш автобус идет!