Айтыс зовущий ввысь

Алма Джуманбаева
Два дня поклонники айтыса нашего маленького городка пребывали в эйфории. Ещё бы, прибывшие на состязание айтыскеры республиканского масштаба не обманули ожидании, продемонстрировав зрелищность, драматизм и, самое главное, искусное владение словом.
Когда я пришла за полчаса до начала айтыса, то пройти в зрительный зал Дворца культуры уже было невозможно – в проходах битком, дыша друг другу в затылок, стояли люди. Зрители были согласны провести пять-шесть часов на ногах, лишь бы им дали возможность услышать своих любимых айтыскеров – Рината Зайытова, Айбека Калиева, Маржан Есжанову, Айнуру Турсынбаеву, Айтакын Булгакова, Сару Токтамысову. Так что, организаторам даже пришлось установить в фойе большой экран, чтобы все могли наблюдать прямую трансляцию азартного песенного действа.
Так чем же завораживает айтыс? Бурлящими в душе эмоциями от стремительной, искусной речи акынов; их умением мгновенно парировать в ответ стихами, вызывая смех и восторженные аплодисменты зрителей; энергетикой зала, жаждущей правдивого слова, смелой критики. Ведь истинный айтыскер не взирает на должности, не кривит душой. Когда на него устремлены сотни пар глаз, он на подъеме, он вдохновлен.
По традиции каждое выступление айтыскеров начинается с оригинального приветствия публики, в котором полагается похвалить достопримечательности города или отметить известных людей этого края. Желателен и комплимент в адрес хозяев и организаторов праздника.
На этапе торе-айтыс соперники должны ответить на вопросы друг друга, обменявшись колкостями в шутливой форме.
«Если б брали во внимание весовую категорию
Не суждено б нам никогда в паре выступать...» --
с задорной улыбкой приветствовал стройный Ринат Зайытов Маржан Есжанову, женщину крупную, сильную, с чуством собственного достоинства.
Этап кайым-айтыс требует особой концентрации внимания и импровизаторского таланта. Айтыскер, предварительно поговорив с хозяевами края, изучив местные проблемы, должен крылатой ёмкой фразой высказать во всеуслышание ту правду, которую жаждет народ.
«Прежде чем, пыхтя,
Стремиться
В круг пятидесяти
Развитых стран,
Помогли бы пятидесяти
Обездоленным старикам...»

 
«Как бы, внедряя
Трёхъязычие,
Не внедрить бы
Косноязычие...»

 
«Грустно от того,
Что Казахстан
Порою напоминает
Машину, у которой колёса
всё крутятся,
да не едут никак»

 
«Когда парламент в руках
Партии одной,
По её желанию и яловая
Корова отелится...»

 
«В шахту спустилась
однажды я
И поняла, как тяжело
Достаётся хлеб
Братьям-шахтёрам
Моим».

Искусство айтыскера состоит не только в том, чтобы быть острословом и хорошо петь, необходимо ещё обладать артистизмом и харизмой. В чём особенно выделялась на сцене Жансая Мусина из Орала, так полюбившаяся зрителям. Выступая в паре со светловолосым Ирангайыпом Кузембаевым из Астаны, она пела:

«Э-э-э-й! Ира-ангайы-ы-ып!
Смотрю на тебя и не могу понять,
Отчего же ты такой
Рыжий подобно апельсину?
Что совсем не свойственно казахам.
Расположился солнышком подле меня
И купаешь в искристых лучах своих.
Может, ты потомок Петра 1?
А может, живой двойник
Того самого Золотого человека?»

А когда Ирангайып поинтересовался, отчего она всё сидит в девках, то Жансая «убила» своим ответом весь зал:

«Э-э-э-й! Красный костюм!
Так увидев меня, жигиты робеют,
Не в силах и двух слов связать.
А невеста я видная:
Глаза чёрные, что у верблюжонка,
Щёки подобно яблокам румяны,
Ноги стройные, как скалки,
Руки хваткие, как молоток.
Видно, придётся мне
Самой украсть жигита,
Хватит сил как бы ни сопротивлялся».

Отличился в айтысе и наш земляк Толеген Жаманов. Интеллигентная, уверенная манера исполнения, умение владеть ситуацией, контакт со зрительным залом принесли, конечно же, ему дополнительные баллы от жюри.
К тому же Толеген попытался оставить красавицу Асем в нашем городе, выдав замуж за своего родственника.
«Спрашиваешь, есть ли у него жильё?
Так в скором времени в Сатпаеве будут строить дома,
Надеюсь, аким выделит один для вас.
Спрашиваешь, какая зарплата у моего шахтёра?
Неплохая. Но над головой его висит кредит.
Но, надеюсь, не испугает тебя это обстоятельство,
У кого же из нас сейчас нет этого злополучного кредита?
А коли займёшь сегодня призовое место,
Вмиг покроешь весь долг,
А потом пригласишь к себе своих поклонников,
Почтенных здесь сидящих аксакалов,
И угостишь наурыз коже,
Помешивая его подобно Тогжан,
Потчевавшей кумысом великого Абая.
Дадим тебе в награду двухэтажный дом,
Чтобы больше не разъезжала по гастролям,
А заполнила его детьми».

На что девушка ответила ему:
«Люди добрые, скажу вам,
Только не смейтесь.
Не связывайтесь вы с этим кредитом.
Вот мой „будущий деверь“
Просит оплатить жениха кредит.
Не откажусь. Но боюсь как бы в довесок
Не заставили меня платить и ипотеку
За обещанный дом».

Накануне приезда к нам в город некоторые айтыскеры ездили во Францию по приглашению казахской диаспоры. По возвращении Айнур Турсынбаева поделилась своими впечатлениями от поездки:
«Хоть пятьдесят раз
взбирайся на Эйфелеву
башню,
не ощутишь прелести гор
Улытау...»
Так что, как говорят в народе, айтыс для казахов -- это театр, сценарий которого создаётся на ходу, вместе со зрителями, подбадривающими айтыскера смехом, возгласами, аплодисментами, теплом сердец и энергетикой.