Сказка про Юсуфа-башмачника

Олдер Мао
-Заходи, заходи дорогой! Гостем будешь! Мулла знаешь, как говорит? "Гость в дом-Аллах в дом, Великий и Милосердный!" Ну и что,что ты в него не веришь столь чисто и преданно, как дервиш или муфтий? Главное, чтобы он верил в тебя! Что привело тебе под мой смиренный кров,готовый рухнуть от радости при твоем появлении?
Такими, ну или примерно таким словами меня приветствовал старый башмачник Юсуф. Его будка испокон веку, вот на полном серьезе - с начала 1970 года, стоит на Малой Грузинской. Не веришь-сходи,погляди на нее и на него. Они даже чем-то похожи. Оба низкие,коренастые. Только он в ней живет,а не наоборот. Седая шевелюра, очки и добрая, всепонимающая улыбка много повидавшего человека. И руки. Первое,что бросается в глаза-руки. Они как у старого волшебника, перевитые венами, с мозолями и пятнами от реактивов,которыми Юсуф красит кожу. Руки мастера.
-Ай,дорогой,что так долго не заходил? Как жена,как дети,здоровы ли твои достославные отец и матушка?
Вот откуда он помнит-знает, что у меня и кто у меня?! Я ж не живу в этом районе, почитай уже лет так пятнадцать!
В ответ хитрый прищур и фраза в стиле-"люди ходят туда-сюда, вести разные носят. Как не знать!"
-Ты проходи,проходи, чай пить будем, разговоры разные разговаривать. Хочешь обо мне, старом и седом, хочешь о тебе-молодом и красивом?
-Да не в настроении я, Юсуф, чаи распивать. Нету его,настроения- растерялось,подевалось в толчее дней осенних да в толпе людей неправильных и злых.
Юсуф даже руками выплеснул от эмоций:
-Вуй мэ,зачем так говоришь?! Нету людей злых, нету неправильных! Люди есть свет, отраженный от Его благости! Это ты  так видишь их - злыми, не добрыми! А почему-если твоя душа лишь зеркало, но отражает не свет,а тьму-значит с душой твоей проблемы,дорогой! Ее отполировать надо, почистить-помыть, пыль дум пустых с нее вытереть. Сиди здесь, сейчас приду. Чай вон пей, пахлаву кушай! Сейчас все будет, старый Юсуф знает, как тебе помочь!
Пробормотал все это скороговоркой и шмыгнул куда-то за занавеску,что отгораживала уголок комнаты.
Ну, а мне чего? Посижу, чайку попью,благо он действительно хорош. Старый чайник из "поющей" глины-в такой кипяток когда нальешь-он "петь" начинает. Так тоненько-тоненько журчит,словно родник в лесу. Такая же старая, в незатейливом восточном орнаменте , пиала. Пахлава знатная-видно,что привозная-в столице сейчас такую не купишь.  Тут руки любящие свое дело видны-тесто мешали с любовью к делу, орехи клали с любовью к едоку, мед настоящий, а не из сахара схалтуренный.  В общем-знатная пахлава. Десять минут пролетели, потом еще десять прошли, следом еще пять проползли черепахой укуренной. Нету Юсуфа. Встал,пошел за занавеску-вдруг плохо старому человеку? И за занавеской нет Юсуфа! Что за мистика в век пост-соцреализма? Вроде и не курил ничего,только чай пил-а человек исчез. Из комнаты 2х2 с одной лишь дверью-исчез!
-Ага, испугался? Ну ничего,ничего - малость задержался старый Юсуф. Думаешь,что до Самарканда путь близкий? Пока туда-сюда, пока там поговорил,тут поглазел на чудеса разные-вот и задержался Юсуф.
Обернувшись назад, гляжу в честные глаза этого любителя дешевых розыгрышей.
-Юсуф, я все конечно понимаю,но...
-Все понимать лишь Всевышний может!
-Пусть так,но...
-Ай, не о том говоришь,дорогой, совсем не о том! Ты погляди, чего тебе старый Юсуф принес! Славные, сшитые по твоей мерке, из настоящей кожи-ботинки. Таких больше нигде не делают-только в Самарканде, старый Михраб их еще шьет. Надень,дорогой,примерь!
Ох, мать моя женщина, теперь еще и ботинки эти мерить. Ну померю, померю-не смотри на меня так, душа-человек. Ну и чего мы имеем? Встали,походили,сели. Ботинки, как ботинки, ничего особого. Только снимать их ну вот совсем не хочется. Шаг шагнул-как ветром умылся,другой-словно в небо звездное глянул. И душа успокоилась. Проблемы? Проблемы остались,только волновать перестали. Ну есть проблемы -чего  истерить-то? Их решать надо и все.
-Юсуф,скажи, сколько я тебе должен?
-Ай,гляжу понравилась обувка,дорогой. По сердцу пришлась,по душе! Да сколько не жалко,дорогой,истинную их цену только Мехраб знает, а с ним я сам расплачусь. У тебя всё равно такой монеты нет-бухарские динары,почитай уже лет сто никто не чеканит. Как ушел последний эмир,так и перестали. Ты,главное носи их, не ставь в шкаф-пока носишь их,будет у тебя на душе все хорошо. А как проблемы свои все решишь-отдай их  в лавку старьевщика,что на Беговой. Знаешь ведь,да? Ну вот и договорились! Мир тебе добрый человек, да будет путь твой прям как стрела и чист,как гладь озера ранним весенним утром!
Отдав старому башмачнику все,что нашел в кошельке, я вышел из его лавки. И долго еще смотрел мне в след улыбающийся Юсуф, последний из Меняющих Суть в этом забытом всеми богами городе.
Я это вот к чему веду все-вам ботинки хорошие не нужны? Нет, те,что продал мне Юсуф я давно отнес старьевщику. Но он может сшить обувь и для вас. Лишь надо только до него дойти. Его лавка все там же-на углу Малой Грузинской и Тишинки. Заходите, вас там ждут.