Кто виноват в переселениях народов?

Андрей Иванович Ляпчев
В 1943-1944 годах по обвинению в массовом пособничестве гитлеровцам были насильно выселены со своей земли шесть народов: карачаевцы, калмыки, чеченцы и ингуши, балкарцы, крымские татары.
Кто виноват в трагедии этих народов?
На этот вопрос разные люди дают четыре разных ответа.
Ответ 1: Виноваты сами высланные народы. Обвинение было правильным, а наказание – справедливым.
Ответ 2: Виноват «коммунизм». Первое массовое выселение по этническому признаку было организовано большевиками ещё в 1921 году, при Ленине, а Сталин впоследствии всего лишь действовал, как «верный ученик» Ленина.
Ответ 3: Виноват Сталин, принимавший решения о выселениях, руководствуясь своими личными соображениями, никак не связанными ни с Лениным, ни с коммунистическими идеями.
Ответ 4: Виноват русский народ, так как, – по словам одного популярного советского философа, – «там, где русский – там и Сталин. Сталинизм – неотъемлемая черта русской натуры».
Задумаемся над каждым из этих ответов.
*****
В результате наступления германской армии на Кавказ в августе 1942 года гитлеровцами были полностью или частично захвачены Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, а также земли Кубани и Ставрополья. Оккупационный режим по отношению к калмыкам, мусульманам, кубанским и терским казакам, – у нацистов имелась «теория» о том, что казаки не являются частью русского народа, – был достаточно «либеральным» и какая-то часть местного населения действительно добровольно сотрудничала с фашистами. Точные цифры, «процент коллаборационистов» по отдельным народам и этническим группам, мне нигде не попадались. Вероятно, никто толком и не занимался подобной «арифметикой». Зато достаточно уверенно можно утверждать: когда в январе 1943 года началось наступление советских войск –  наиболее активные гитлеровские пособники поспешили уйти вместе с немцами. Остались люди, у которых не было оснований опасаться серьёзных обвинений...
Чечено-Ингушетия  вообще практически не была под оккупацией. В некоторых источниках упоминается о боях между красноармейцами и частями вермахта в пригороде Малгобека, но даже крайние сторонники ответа о «справедливом возмездии» не обвиняют местное население в каких-либо действиях, направленных против советских солдат...
С крымскими татарами сложнее. Оккупация Крыма продолжалась более двух лет. Оккупационный режим был покровительственным по отношению к крымским татарам и жестоким по отношению к русским. Крымская операция была проведена советскими войсками в период с 8 апреля по 12 мая 1944 года таким образом, что не только гитлеровские пособники, но и десятки тысяч их хозяев не смогли покинуть Крым. Нужно было расследовать степень участия крымских татар в преступлениях оккупантов... Но никакого основательного расследования не проводилось. К тому времени калмыки, ингуши и чеченцы, балкарцы и карачаевцы уже были выселены, притом, что доказательств «вины» этих народов имелось заведомо меньше... В Крыму ещё шли бои, а 11 мая 1944 года было принято решение Государственного Комитета обороны о тотальном выселении крымских татар. 18 мая началось выселение... Такая поспешность вряд ли объяснима желанием быстрее наказать преступников. Более того, как раз преступникам из числа крымских татар в этой жизни явно повезло. Во второй половине мая уже тепло и шансы выжить на поселении у взрослых людей достаточно велики. Другие народы выселялись в основном в холодное время года...
О какой «справедливости» здесь можно говорить?..
*****
Первое массовое насильственное переселение людей в советской России произошло 27 марта 1921 года. В этот день, – День поминовения Терского Казачества, – было выселено 70 тысяч терских казаков, кровно враждовавших с жившими по соседству ингушами и чеченцами...
Но как мы можем разобраться в трагедии 1921 года, если люди не могут придти к общему мнению даже о многих современных событиях?
Можно попытаться восстановить «исторический фон» того времени, основываясь на воспоминаниях современников. В конкретном случае я предлагаю обратиться к воспоминаниям воевавших в тех краях белых генералов Антона Ивановича Деникина (1872-1947), Петра Николаевича Врангеля (1878-1928) и Андрея Григорьевича Шкуро (1887-1947). Генеральские воспоминания дополнит ранняя автобиографическая проза писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). Осенью 1919 года он прибыл на Северный Кавказ в качестве военного врача деникинской армии, принимал участие в боях с чеченцами, потом, уже при большевиках, до мая 1921 года жил во Владикавказе... Все четверо «свидетелей» являются русскими великодержавниками и антикоммунистами, что в конкретном случае позволяет говорить о достаточной объективности выводов...
Что же сообщают эти свидетели об основных участниках тех событий?
Деникин утверждает, что «ингуши – наименьший по численности и наиболее спаянный и сильный военной организацией народ оказался, по существу, вершителем судеб Северного Кавказа. Моральный его облик определен был давно уже учебниками географии: "Главный род занятий – скотоводство и грабёж". Последнее занятие здесь достигло особого искусства. Политические стремления исходили из той же тенденции...» Однако некоторые другие утверждения Деникина позволяют предположить, что ингуши в этом отношении особо не отличались от других народов: «Гражданская война, бесчисленные фронты, разрушение железных дорог, общее разорение и кровавые счеты – все это произвело в крае небывалый хаос. Грабили все "народы", на всех дорогах и всех путников – без различия происхождения, верований и политических убеждений...»
Булгаков вспоминает об ингушах более лояльно:
«Прошелестело платье в соседней комнате. Зашептал женский голос:
– Сегодня ночью ингуши будут грабить город...
Слезкин дернулся в кресле и поправил:
– Не ингуши, а осетины. Не ночью, а завтра с утра.
Нервно отозвались флаконы за стеной.
– Боже мой? Осетины?! Тогда это ужасно!
– Какая разница?
– Как какая?! Впрочем, вы ведь не знаете наших нравов. Ингуши, когда грабят, то... они грабят. А осетины – грабят и убивают...»
Ещё лучше об ингушах отзывается Шкуро, воевавший против них, а потом ведший мирные переговоры в январе 1919-го года:
«Наиболее единодушной и целиком большевистской была Ингушетия. Еще со времен покорения Кавказа отчаянно защищавшие свою независимость, храбрые и свободолюбивые ингуши были частью истреблены, а частично загнаны в бесплодные горы. На принадлежавших им прежде плодородных землях расселили терских казаков, основавших на врезавшемся в Ингушетию клине свои станицы.
Лишенные возможности зарабатывать свой хлеб честным путем, ингуши жили грабежами и набегами на казачьи земли. Еще в мирное время пограничные с Ингушетией терцы не выезжали в поле без винтовок. Не проходило дня, чтобы не было где-нибудь стрельбы и кровопролития. Считая казаков угнетателями, а казачьи земли по-прежнему своими, ингуши безпощадно мстили терцам. Отношения создались совершенно непримиримые; дальнейшее сожительство было немыслимо. Нужно было либо уничтожить ингушей, или выселить казаков с бывших ингушских земель, вернув таковые их прежним владельцам.
Большевики по занятии ими Северного Кавказа, созвав во Владикавказе съезд представителей ингушей и казаков четырех терских станиц, приказали последним в месячный срок выселиться. Впоследствии, по очищении Северного Кавказа от большевиков, терцы вновь вернулись в свои станицы, но после неудачи Деникина были опять изгнаны...»
Шкуро считает, что в борьбе чеченцев и ингушей на стороне большевиков во второй половине 1919 года в значительной степени виноваты белогвардейцы:
«Назначенный командующим войсками Кавказа генерал Эрдели, воспитанник петербургских салонов, не имевший понятия о кавказских взаимоотношениях и обычаях, не сумел довести до конца удачно начатое мною умиротворение Ингушетии и Чечни. Там начались беспрерывные восстания».
(Для участия в подавлении таких восстаний и был отправлен на Кавказ Булгаков...)
О терских казаках никто из четверых «свидетелей» хорошо не отзывается, а Врангель, человек весьма суровый и несентиментальный, вспоминает:
«Освобожденный от красного ига Терек подымался. Станицы, через которые мы проезжали, кишели народом. Скакали спешившие на сбор к станичному правлению казаки. Шли в праздничных нарядах статные, красивые казачки. На околице одной из станиц мы встретили человек пять казачат с винтовками. Автомобиль завяз в грязи, и пока подоспевшие казаки его вытаскивали, я разговорился с казачатами:
— Куда идете, хлопцы?
— Большевиков идем бить, тут много их по камышу попряталось, як их армия бежала. Я вчерась семерых убил, — в сознании совершенного подвига заявил один из хлопцев, казаченок лет двенадцати, в бешмете и огромной мохнатой папахе.
Никогда за все время междоусобной брани передо мной не вставал так ярко весь ужас братоубийственной войны...»
...Вот на таком историческом фоне и произошло выселение части терских казаков в 1921 году...
Конечно, насильственные переселения – это всегда человеческие трагедии, это гибель людей. И я не могу и не хочу полностью оправдывать репрессивную политику большевиков по отношению к терским казакам. Но «смягчающие вину обстоятельства» у большевиков в 1921 году были. Была реальная проблема, требующая решения в очень жестких условиях. Не коммунисты создали эту непримиримую кровную вражду. Виноваты здесь и предыдущая политика царской власти и действия белогвардейцев. А у чеченцев и ингушей было всё-таки больше морального права владеть спорными землями...
*****
В ходе гражданской войны большинство ингушей и чеченцев оказались на стороне большевиков. Другие народы, «наказанные» Сталиным, были гораздо меньше втянуты в водоворот гражданской войны.  Те, кто сегодня старается раздуть вражду между крымскими татарами и русскими, утверждают, что ещё Врангель не мог справиться с сепаратизмом крымских татар. Это враньё. У Врангеля хватало других забот... Никакого особого «сепаратизма» и «русофобии» со стороны большинства крымских татар тогда не было. Различные правительства и парламенты на территории бывшей Российской империи в 1917-1920 годах исчислялись десятками. У большинства из них не было ни армий, ни поддержки народных масс. К числу таких политических «мыльных пузырей» относились и крымскотатарские Курултай и Директория. Деникин, пытавшийся показать историю того времени с позиций сторонника единой и неделимой России, о «татарском национальном вопросе» в Крыму рассказывает бегло, как о явлении менее серьёзном, чем, например, «украинский вопрос». Не было у крымских татар и особых трений с большевиками...
Между выселением терских казаков в 1921 году и выселениями 1943-1944 годов есть принципиальная разница. В первом случае очень многое объясняется «наследием прошлого», за которое ни Ленин, ни Сталин, ни другие большевики не несут ответственности. Во втором случае массовое насилие государства связано не с «прошлым», а с «будущим». С «возможным будущим», как оно виделось лично Сталину...
*****
Сталин боялся войн. Он помнил, как в 1905 году Россия проиграла войну Японии, помнил, как в 1917 году в результате военных неудач рухнула Российская империя, помнил поражение советской России в войне с Польшей в 1920 году... Всё это порождало страх, а от страха – жестокость. В 1930-е годы производятся так называемые «зачистки границ» или «очищения приграничных зон от подозрительных и ненадёжных элементов». Из западных приграничных районов СССР выселялись финны, немцы и поляки; из южных районов – курды и иранцы. Самая большая довоенная «акция» подобного рода: насильственное переселение в 1937 году более 100 тысяч корейцев из Приморья в Среднюю Азию. Со стороны Сталина здесь «ничего личного», простой страх перед возможной войной с Японией...
О массовых переселениях в 1930-е годы большинство людей тогда просто не знали. (Да и сейчас многие не знают.) Зато одним из «хорошо информированных» был глава НКВД Берия. Умный и беспринципный царедворец, он чувствовал, чем можно угодить хозяину. Поэтому Берия и «подбирал материал» в своих докладных на народы, которые с точки зрения Сталина могли быть «подозрительными и нежелательными элементами»...
Сталина иногда называют «недоучившимся семинаристом». (Почему-то этому факту придается серьёзное значение.) Но Сталина отнюдь нельзя назвать «недоучкой». Он много читал, старательно занимался самообразованием. В «книжной учености» Сталину не откажешь... А в книгах можно прочитать о многочисленных войнах, которые вела, к примеру, Турция, в том числе при поддержке и в коалиции с державами Запада. Где гарантия, что Турция в союзе с другими странами снова не нападет?.. С русской точки зрения подобные опасения могут показаться нелепыми: войны с Турцией ассоциируются в основном с военными победами под предводительством Румянцева, Суворова, Ушакова, Нахимова, Скобелева. Да и в Первую мировую войну русские войска под командованием Юденича сравнительно легко одерживали победы над Турцией... Но Сталин был этническим грузином, а история взаимоотношений Грузии с Турцией и другими мусульманскими странами и народами очень сильно отличается от русской истории. Отсюда и мысль «проредить» мусульманское население...
Пять из шести народов, обвинённых в «массовом пособничестве гитлеровцам», можно было, руководствуясь информацией, вычитанной из книг, отнести к потенциальным союзникам Турции. Например, Деникин в «Очерках русской смуты» мельком упоминает, что ингуши «старались завязать сношения с Турцией и искали турецкой помощи из Елисаветполя», а «осенью 1918 года Чечня установила близкие сношения с турецким командованием в Баку, которое через Дагестан оказывало чеченцам помощь оружием»... Карачаево-балкарский язык родственен турецкому языку... А крымские татары «вообще» когда-то были вассалами Османской империи! (Калмыки с турками никак не связаны, но «подозрительны» уже тем, что ведут кочевой образ жизни...) Подобные рассуждения могут показаться абсурдными, но высылка из Южной Грузии в ноябре 1944 года более 100 тысяч турок-месхетинцев, курдов и хемшинов свидетельствует в пользу моей версии.
*****
В какой степени русский народ несёт ответственность за деятельность Сталина и, в частности, за те преступления, о которых говорилось выше?
Вряд ли здесь можно дать объективный ответ, но, как думающий русский человек, я не могу отмахнуться от такого вопроса...
Я не считаю, что можно обвинять русский народ конкретно в сталинских этнических депортациях. Никакой выгоды для русских в этом не было, мотивы чужеродны, да и о самих фактах массовых переселений большинство русских узнавало «задним числом», если вообще узнавало. (Например, Указ президиума Верховного Совета РСФСР «О ликвидации Чечено-Ингушской советской республики и выселении ее населения» был опубликован в «Известиях» 25 июня 1946 года, через два года и четыре месяца после начала выселения.)
Но за то, что в стране был установлен жестокий деспотический режим, русский народ, безусловно, несёт ответственность. Беда не в том, что русский народ «обманывали» Ленин или Сталин. Беда в том, что в годы гражданской войны и после неё слишком многие русские люди с лютой ненавистью убивали друг друга, были лишены чувства солидарности, не желали идти на какие-либо разумные компромиссы с инакомыслящими, верили в то, что с помощью насилия можно достичь любых целей... (О причинах рассуждать не буду, убедительных рациональных объяснений не встречал.) В подобной духовной атмосфере установление деспотического режима – вполне закономерное явление. И если бы победили белогвардейцы – политический режим был бы не лучше... Между теми, кто мог реально придти к власти, не было разногласий о необходимости массового террора. Разногласия были только в том, кого именно следует уничтожать...
Я говорю о конкретном периоде в жизни русского народа и могу привести в подтверждение своих слов множество свидетельств русских людей, живших в то время. А разговоры о том, что «у русских всегда так» считаю проявлением глупости или невежества... (Но это уже к теме не относится.)


КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Авторханов А.Г. «Империя Кремля. Советский тип колониализма» – M.: ДИКА-М, 2001.
2. Авторханов А.Г. «Мемуары» – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1983.
3. Булгаков М.А. «Записки на манжетах. Ранняя библиографическая проза» – М.: Художественная литература, 1989.
4. Верт Александр «Россия в войне 1941-1945» – М.: Воениздат, 2001.
5. Врангель П.Н. «Записки. Ноябрь 1916 г. ноябрь 1920 г.» В 2-х томах – Минск: Харвест, 2002.
6. Деникин А.И. «Очерки русской смуты: Вооруженные силы юга России. Распад Российской империи. Октябрь 1918 – январь 1919» – Минск: Харвест, 2002.
7. Деникин А.И. «Очерки русской смуты: Вооруженные силы юга России. Заключительный период борьбы. Январь 1919 – март 1920» – Минск: Харвест, 2002.
8. Полян П.М. «Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР» – М.: О.Г.И. – Мемориал, 2001.
9. Шкуро А.Г. «Записки белого партизана» – М.: Вече, 2013.