Комментарий на книгу Руфь

Николай Старовойтов
<<Как ни мрачна была эпоха судей в истории израильского народа,но в ней встречаются и светлые стороны,показывающие,что свет истинной религии и добродетели ещё светил в этой ужасающей нравственной тьме,хотя лучи его,в посрамление самим израильтянам,иногда исходили от ненавистных для них хананеев.К этому именно времени... относится история одной женщины,получившей впоследствии громадное значение для истории народа и всего человечества.Это именно история Руфи>>[1]
Поместив в одной книге Судей столько жестокостей,безчестных поступков,её составитель вдруг словно опомнился.Ведь не случайно собрание этих мрачных саг заканчивается оптимистическим аккордом- маленькой новеллой о верной Руфи,подлинно художественным произведением,относящимся к эпохе судей.Идиллическая,насыщенная упоительной тишиной картина:косари во время жатвы,совместно вкушающие пищу,великодушные земледельцы,кроткие,любящие женщины- какой же это резкий контраст на фоне общей анархии,грубости и варварства!Автор новеллы о Руфи как бы хотел показать нам,что и в эпоху судей,вопреки всему,существовал обычный мир честных людей,которые среди общего хаоса сохранили чистоту нравов,простодушие и человеческое достоинство.

Книга Руфь:общее
Трогательный рассказ о прекрасной женщине в книге Руфь выступает как желаемое затишье после страшной жизненной бури,повествуемой в книге Судей.Здесь рисуется светлая картина мирной домашней обстановки во время анархии и безпорядка в стране.
За тысячелетие до этого Авраам был призван Богом и поставлен быть основоположником народа,чтобы в своё время из него произошёл Спаситель мира.В книге Руфь мы наблюдаем начало этой семьи в народе,из которого должен произойти Спаситель.Руфь стала прабабушкой царя Давида.В Ветхом Завете с этого места и времени уделяется достаточно внимания семье Давида.

Период времени
История,описываемая в книге Руфь,происходит во время судей (1:1),начинаясь в те дни,когда случился голод на земле Израильской (ср.Суд.6:4).Это было время безпорядка и распада,и на их тёмном фоне ещё ярче проступает это светлое явление,доказывающее,что несмотря ни на что,существовала ещё избранная элита,не склонявшая своих колен пред Ваалами и Астартами.

Составитель
Время составления-после эпохи судей (так как она,согласно ст.1:1 относится к прошлому),однако вероятно до рождения Соломона,так как родословная 4:18-22 заканчивается Давидом.Из этого можно заключить,что составитель был по всей вероятности современником Давида.
Как Талмуд,так и многие толкователи считают составителем пророка Самуила.Этот рассказ-не легенда,как считают многие.Кому могла бы прийти в голову мысль сочинить подобный эпизод,в котором не прославляется ни гордость царского дома,ни национальная гордость Израиля?Сочинителя совершенно не интересовало бы приписать героине подобную роль.Мы можем скорее предположить,что повествователем этой истории был человек,склонный выбрать то,что миру кажется неразумным и слабым.
В пользу древности составления книги говорят и нижеследующие аргументы.
В послевавилонскую эпоху описанные в книге Руфь обычаи уже вышли или выходили из обихода.
Право на оставленные на стерне колосья (2:2-3) было древней привилегией бедняков,вдов,сирот и путников,закреплённой ещё в Моисеевом Законе.Однако после того,как израильтяне стали селиться в городах и усилилась классовая рознь,этот старинный обычай (Лев.19:9-10;23:22) редко соблюдался.Пророки,в особенности Амос,Исаия и Михей,осуждали богачей за угнетение бедняков.<<Выслушайте это,алчущие поглотить бедных и погубить нищих>>,-восклицает Амос (8:4).Изображённые в книге Руфь идиллические общественные отношения,при которых земледельцы живут в патриархальной гармонии со своей челядью и полны сочувствия к бедным,уже тогда были анахронизмом.
Другой узаконенный обычай,описанный в книге Руфь,был ещё более старым.Мы имеем в виду так называемый левират,согласно которому брат умершего мужа должен был жениться на бездетной вдове (Втор.25:5-6).Руфь вышла замуж за Вооза в силу закона левирата,который продержался среди израильтян до l века до н.э.
Однако в послевавилонскую эпоху уже не существовало связанной с левиратом процедуры,предписывающей человеку,который не пожелал жениться,снять свой башмак в знак того,что он уступает права на вдову в пользу ближайшего родственника.Этот давно уже забытый формальный жест имел бытовое обоснование в те времена,когда было мало письменности и зафиксированных юридических актов.
Достоверность книги подтверждается родословной у Матф.1:5,где называются Руфь,Вооз,Овид и Иессей.

Содержание
Книга Руфь- возвещение о милости Божией.Он Господь вдов и сирот,начинающий с двумя бедными,одинокими женщинами особую историю,историю дома Давида,из которого впоследствии произойдёт Мессия,Спаситель Израиля.Кроме того Господь свидетельствует этим,что Он не связан кровью и расой,но что Его милосердие и всемогущество простирается на всех людей.
Архимандрит Никифор пишет: <<Руфь книга,-восьмая по порядку в числе Ветхозаветных книг и считается как бы прибавлением к книге Судей.В ней содержится жизнеописание благочестивой Моавитянки Руфи и её семейства (...) главная цель описания оной состоит в том,чтобы показать неусыпающий Промысл Божий над людьми верующими и уповающими на Господа.Действительно,история Руфи содержит в себе много трогательного и поучительного.Во всём семействе Елимелеха выражается примерное благочестие: кроткое обращение и снисходительность со стороны старших и почтительная покорность и полная привязанность со стороны младших.Не даром Ноеминь,прощаясь со снохами своими,говорила им: <<да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною>>.Нежная мягкость обращения и религиозность имели такое благотворное влияние на Руфь,что она оставила своё языческое заблуждение и приняла истинную веру семейства Елимелехова.Пришедши в Вифлеем без всяких средств жизни,они не ходят по улицам,чтобы вымогать себе милостыню;они своим честным трудом стараются приобретать себе пропитание.С другой стороны,внимательность богатого Вооза к бедной женщине и сердечная благорасположенность и готовность помочь ей в её бедности,и при этом какое кроткое и простое обращение его с своими слугами,какая простота в образе его жизни!Богатый и знатный Вифлеемлянин,он сам веет на гумне ячмень свой,и после трудов успокоивается не на мягком ложе,а там же на гумне подле скирда.Какая чистота и непорочность в поведении брачущихся,и какие добрые обычаи в обезпечении судьбы осиротевших вдов!И вот за то такие люди и получили особенное благословение Божие.От этого благословенного рода произошёл Давид-кроткий и богобоязненный царь избранного народа Божия.Для нас Христиан история эта,относящаяся собственно к Давиду,имеет ещё высшее значение,потому что все члены родословия Давида входят в родословную Господа нашего Иисуса Христа и здесь даётся нам видеть то безпредельное милосердие Господа,по которому Он приемлет в своё средство и порочных людей,и язычниц,потому что пришёл всех спасти>>[2]

Разделы
Избрание веры...........гл.1
Пребывание в вере...гл.2-3
Награждение веры....гл.4
Ключевое слово: выкуп

Символика
Ближний родственник,который не мог выкупить (3:12;4:6)- это указание на Закон,который не может ни спасти грешника,ни даровать ему жизни (Деян.13:38;Рим.8:3).
Вооз был готов выкупить Руфь,поскольку у другой родственник не был в состоянии сделать это.Христос пришёл,чтобы сделать то,чего не мог сделать Закон: избавление человечества.
Руфь,не принадлежавшая к избранному народу,является образом язычников-христиан (Рим.9:25-26).
Вооз был сыном иерихонской блудницы Раавы (Иис.Н.2:1;Матф.1:5).Из этого видно,что прабабушка Давида была моавитянка,а его прадедушка был полухананеем: неизраильская кровь при формировании избранного рода указывает,что Пришествие Христа будет для всех народов.

Три женских образа
Офра,мирская,сердце которой принадлежало её стране и её идолам.Она символизирует собой человека,предпочитающего славу и богатство этого мира духовному богатству Христа (ср.2 Тим.4:10).
Руфь,верная,верующая женщина,которая была готова покинуть родину и землю,чтобы следовать и служить Богу живому.Она представляет собой человека,который добровольно избирает Иисуса Христа.Такой человек обретёт всегда больше того,что он отдал (Мар.10:29-30;Фил.3:8;Кол.2:9-10).
Ноеминь,отпавшая и возвратившаяся,покинувшая на время землю своего Бога,чтобы жить во вражеской стране.Она символизирует собой человека,который сворачивает с доброго пути,но после испытания страданием в земле Моавитской (в мире) снова возвращается к Богу.

В восточном направлении от Вифлеема,на расстоянии 2 км,есть поле,которое называется <<Полем Вооза>>.На нём,как гласит предание,собирала колосья Руфь.Рядом с этим полем расположено <<Поле пастухов>>,где,по преданию,Ангел возвестил о рождении Христа.<<Поле Вооза>> было местом действия романа между Руфью и Воозом,началом семьи,из среды которой произошёл Христос по плоти.Через более чем тысячелетие <<Поле пастухов>> было избрано Богом местом небесного возвещения о явлении Христа на землю.
В Вифлееме,под православным храмом Рождества Христова есть помещение,в котором,по преданию,родился Христос.Предание гласит,что это помещение и это место было частью наследственного дома Давида,а до Давида- Вооза и Руфи.Итак,по этому же преданию,Вооз и Руфь начали жить на этом месте,где спустя более чем тысячелетие родился Иисус Христос.
В родословной записи (Руфь 4:17-22) говорится,что у Руфи родился сын Овид,от Овида родился Иессей,а от Иессея родился Давид,и это- главная цель книги Руфь.С этого момента повествование Ветхого Завета концентрируется вокруг Пришествия Царя царей,Который произойдёт из рода Давидова.

Примечания автора:
[1] Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета.М.:<<Книга Принтшоп>>,1990,стр.202-203.
[2] <<Библейская энциклопедия>> (автор-архимандрит Никифор),издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры,1990,стр.611.