Девочка и лес

Алексей Веприцкий
 Маленькая девочка шла одна по зимнему лесу и ей было очень страшно.Вдруг сейчас из-за деревьев выбежит  серый волк и съест её. Холодно сегодня. На руках у девочки шерстяные варежки, которые ей подарила тётя Галя,а на ножках валеночки. Их , эти валенки, ей купил в сельмаге дедушка. Сейчас руки у неё мерзли, а ногам было жарко.
Летом они ходили с дедушкой Васей по тропинке через этот лес в село Кленовка. Там в магазине дедушка покупал хлеб,крупу,масло, а ей, своей маленькой внучке Леночке вкусные- превкусные,сладкие- пресладкие конфеты. Однажды  в магазине они увидели белые красивые валеночки и дедушка купил их внучке на зиму.
Снег скрипел  у девочки под ногами. Она слушала этот скрип и тихонько плакала. Ей было до боли  в сердечке жалко дедушку. Дедушка остался в доме один, неживой.
...Зимой дедушка любил спать на печи, а Леночка уютно укладывалась к нему под бочок. Дедушка очень интересно рассказывал ей о своём далёком детстве, или сказки ей придумывал и, под тихий его голос, девочка засыпала и ей снились счастливые сны. Утром , когда она просыпалась деда рядом не было. Он уже топил печь , готовил завтрак , управлялся по хозяйству. Хозяйство у него небольшое,десяток кур да пёс Бернар. Бернар большой и лохматый.Летом он исчезал , а зимой жил у деда во дворе. Пёс этот приблудный. Как- то зимой вышел дед из сеней, смотрит,а на крыльце сидит собака и, поджавши хвост, скулит жалобно, протяжно и  негромко. Старик пожалел животное; отогрел в избе, накормил. Будку тёплую во дворе сколотил ему и Бернаром назвал. В будке Бернар перезимовал, а весной исчез. Погоревали дед с внучкой скукой по Бернару, да с временем и забыли о нём. Но в начале следующей зимы Бернар объявился. Дед обрадовался  и вынес ему миску жирных щей с косточкой. Пёс восторженно, с коротким взвизгиванием скулил и, пока  по человечьи встав в полный свой рост и, облокотившись передними лапами о дедову грудь,не облизал всё его лицо, к еде не приступил.
Девочка любила Бернара и он отвечал ей взаимностью. Когда он видел девочку, глаза его  излучали, казалось,человечью радость. Девочка вскарабкивалась на мягкую,лохматую спину Бернара, а умный пёс бережно катал её по двору. Дедушка сидел на крылечке, курил и, глядя на них , тихо смеялся.
В ту зиму Бернар не пришёл.Дедушка ждал его. Он подолгу простаивал на крыльце, опять курил и все всматривался в сторону леса, но Бернар так и не появился.
....Дедушка,а почему ты его Бернаром назвал?
- Давным-давно, когда я ещё пацанёнком был, отец мой привёз с ярмарки щенка. Щенок вырос и стал большим лохматым псом. Отец его Бернаром звал, потому, что голодный , обнищавший в годы революционного лихолетья голодный барин, у которого папа мой выменял породистого щенка за мешок картошки,сказал, что того щенка так зовут, Бернаром. Наша собака на того Бернара шибко похожа, вот я так и назвал.И долго потом растолковывал дед любопытной малышке что такое "революционное лихолетье"доступным для неё языком...
...Идёт девочка по лесу, вспоминает про то, как дедушка всегда ласково разговаривал с ней, какие интересные сказки рассказывал и книжки ей читал и ещё вспоминает, как у Бернара на спине каталась,а дедушка сидел на крыльце и  смеялся. От воспоминаний этих милых, хороших, слёзы на щеках её высохли и страх пропал.И ещё один разговор с дедушкой вдруг припомнился ей
-Дедушка, а где мои папа и мама?
-Они уехали очень далеко.
-А что они там делают, в этом "далеко"
Старика вопросы девочки застали врасплох. Врать ребёнку ему было противно и он отвечал с некоторой досадой:
-Не знаю, что они там делают, работают наверное.
- А скоро они к нам приедут?
-Когда вырастешь, станешь большой, тогда приедут обязательно.
-Долго ждать,- вздыхал ребёнок.
Знал конечно дед, Василий Иванович, что живут где то на белом свете и мать кукушка и папа негодяй и совесть их нечистая спит непробудным сном... до поры до времени.
У Василия  Ивановича в Кленовке жила кума, Татьяна. С мужем её , Михаилом, царство ему небесное, они как братья были, в войну  партизанили в одном отряде и, случалось жизни друг другу спасали. Четыре года назад осиротела Татьяна , помер её ненаглядный Миша.  Из далёкого сибирского местечка прилетел на похороны отца крестник Василия Ивановича,Санька.Помнил Василий Иванович Саньку пацаном голопузым , а теперь, поди ж ты , солидным человеком крестник стал, он военный, и звание у него серьёзное, полковник. Нынче никто из земляков его Санькой не зовёт , а почтительно  Александром Михайловичем  величают. Леночке в ту пору годик минул, второй пошёл. На поминках она тихонько сидела у деда на коленях и с любопытством таращила  свои синие глаза на незнакомых ей людей.
Вышли мужики из горницы, покинув невесёлое поминальное застолье, в сени покурить, на улице шибко морозно, конец декабря, на крылечке курить, застудишься. Василий Иванович оставил девочку на попечении женщин , тоже вышел и, пока сворачивал самокрутку, магазинного курева не признавал, приметил, что крестник с странным любопытством смотрит на него.
-Крёстный, что за ребёнок у тебя появился?
-Внучка.
Удивился Александр Михайлович. Знал он,  прожил крёстный с супругой своей, доброй и сердечной Дарьей Петровной долгую, счастливую жизнь, но Бог им деток не дал.Когда старушка умерла десять лет назад, то остался Василий Иванович один на всём белом свете. Старик свернул цигарку, прикурил, затянулся крепким, терпким самосадом и, выдохнув дым стал рассказывать:
-Эдак год назад , зимой, шёл я по лесу. Погода стояла безветренная, солнечная и морозная. Я получил пенсию и возвращался из Кленовки к себе домой, на хутор, слегка навеселе. Раньше то я , как пенсию получу на почте в Кленовке, к бате твоему обязательно заходил и мы маленько выпивали под разговоры всякие о жизни... И тот раз я    к Михаилу зашёл. Выпили мы как обычно четвертушку.Эх! Не знал и не чувствовал я тогда, что так скоро остановится его сердце.
Тут дрогнул голос старика и показалось всем,что он сейчас заплачет, но справился старик с собой и помолчав недолго продолжил свой рассказ окрепшим голосом:
- Вот иду я по тропке лесной с хорошим настроением с душой радостной и безмятежной, вдруг слышу писк какой-то неясный, непонятный. Тут душенька моя в смутном предчувствии свернулась в махонький тревожный комочек.
Мужики про курево забыли, слушали заинтересовано.
-Остановился я , прислушался, а писк этот жалкий с перерывами в секунду всё повторялся и повторялся. Двинулся я на звук, от которого у меня мурашки по коже ползли и с трудом различил я комочек белый обочь тропинки моей лежит. Подошёл я близко и увидел свёрток из одеяльца  и стал я его разворачивать, руками неверными, трясущимися. Развернул, а там, боже ж мой, дитёнок махонький-махонький, грудной. Пищит он беспрерывно и розовый ротик его открыт  исторгая звук тонкий, тоскливый, безысходный, а глазенки его смотрят по взрослому умоляюще. Так и зашлось у меня моё старое сердце. Там чуть рядышком не лёг я и не помер от жалости...
Завернул я одеяльце обратно, подхватил ребёночка и быстрее, быстрее домой. Бежал, бежал и глядите не упыхался. То бывало шагов пять быстрых сделаю и задыхаюсь, а тут ...
Прибежал я домой, положил ребятёнка на кровать и печь скорее растапливать стал. Пока в Кленовке я находился изба выстудилась. А дитё будто почувствовало заботу человеческую затихло.
Натопил когда, одеяльце и пелёнки развернул. Девочка оказалась. Открыла она глазёнки глянула на меня, словно с обидой, и опять заплакала.Что делать? Обратился к соседке Галине. Нас всего двое стариков на хуторе нынче живём. У неё две козы в сарайке от хозяйства остались.Рассказал я Галине как девчушку в лесу нашёл и домой принёс. Заохала она,запричитала, кинулась козу свою яловую доить. Нацедила она молочка, вскипятила, остудила. У Галины, к счастью, бутылочка с соской нашлась, от внучки ейной осталась.Так чмокала деточка с аппетитом и от наслаждения едой глазки закрыла... Всю бутылочку высосала. Насытившись она открыла глазёнки свои васильковые взглянула на нас с Галей благодарно и заснула. Спала долго.
Мужики слушали повествование старика сосредоточенно, молча, глаза друг от друга прятали и опять за цыгарки хватались.
Думал, думал я, куда дитя девать? Решил до весны у себя оставить, а там видно будет.У Галины тогда,на счастье наше, коза яловая оказалась и всю зиму молока понемногу давала. Я тем молочком девчушку поил. Она таким не капризным, спокойным и весёлым ребёнком оказалась, постоянно мне улыбалась и песенки пела агу-у-у, агу-у-у. А я верите-нет, помолодел с ней и хвори  мои куда-то делись, и уход за малышкой не в тягость мне, а в радость.Прошла зима, пришла весна, а потом и лето наступило, но не стал я  никуда заявлять и отдавать в приют сиротку.Прикипела к ней душа моя и, кажется, никого я так не любил, как люблю мою названую внучку.В сельсовете, по свойски, обещают метрики ей выписать...
Мужики разошлись. Остались в сенях двое, Василий Иванович и его крестник. Курили молча. Наконец насмелился старик и сказал крестнику:
-Недолог мой век.Не успею я внучку до самостоятельности вырастить.Помру когда,возьми, Саня, сиротку к себе.
Промолчал полковник.
...Идёт девочка по   по лесу , вдруг слышит за спиной частый и лёгкий скрип чьих-то шагов. Обернулась она испуганно и раздался средь деревьев радостный голос её:
-Бернар, миленький!
Пёс подбежал к ней,положил лапы на хрупкие плечи ребёнка и всё лицо её облизал своим тёплым, шершавым языком, а девочка с улыбкой, с восторженной нежностью обнимала своего лохматого друга.
...Однажды летом, когда пришли они с дедушкой в Кленовку он сказал ей: "Вот здесь,внучка,находится наша местная власть,- и указал на большой дом против магазина,- ежели  что случиться  со мной или помру я, вот сюда иди, в сельсовет. А девочка сказала деду : " Ты никогда, никогда не умрёшь, я знаю!"  Слова деда сильно расстроили её  она заплакала и старик еле-еле успокоил малышку.
...Бернар остался на улице,а девочка пошла в дом где находилось сельское начальство.
В большой комнате, куда кое - как отворив тяжёлую дверь протиснулась девочка за столом сидело двое дядек и играли в шашки. На ребёнка они не обратили никакого внимания. Девочка молча смотрела на них и слышала:
- А я вот так тебе врежу.
-А я вот эдак.
- А вот тебе дамочка, сударь.
Наконец тот, что сидел лицом к двери, большой и усатый мужик заметил малышку и спросил рассеяно:"Тебе чего здесь надобно, дитятко?"
-Мой дедушка умер.
-Какой ещё дедушка? - переспросил сельский руководитель напряжённо вглядываясь в шашечную доску.
- Дедушка Вася,на хуторе который.
Теперь к ней обернулся другой дядька, маленький и лысый, тот, что сидел к двери спиной, поинтересовался скучным голосом:
- Василий Иванович Пикарев?
-Да, мой дедушка умер.
Девочка молча плакала не утирая слёз.
Не обращая больше никакого внимания на ребёнка, руководящие дяденьки думу думали:
-Как-то похоронить надо безродного старика,- сказал усатый.
-На какие шиши,- удивился лысый,- в кассе тридцатник валяется, а надо людей подрядить могилу выкопать, поминки организовать, что б всё по человечески...
Сидели мужики думали, чесали затылки.
Первым оживился лысый :
-Слушай, Федотыч,он же участник войны.Партизанил, боевые награды имеет, так пусть его военкомат и хоронит.
- Ну чёртушка, ну умная ты голова,- с облегчением затараторил усатый, хватаясь за телефонную трубку,- не зря я тебя к себе секретарём определил. Оправдываешь ты моё доверие,оправдываешь.
Девочка шла по сельской улице. Бернар плёлся следом за ней и жалостливо поскуливал. Пёс чуял, что теперь его маленькая хозяйка никому не нужна и от того собачья душа его мучилась печалью.
А навстречу девочке шла молодая и очень красивая женщина. Её весьма заметная привлекательность не выражалась какими-либо натуралистическими красками, но в общем симпатичном рисунке её лица в нём, при внимательном рассмотрении, угадывалась яркая красота не физическая, но духовная.
- Девочка, ты куда идёшь без папы и мамы?
- Папы и мамы у меня нет, а иду я к дедушке. Он не живой.Он остался один и ему там плохо одному. Я буду с ним, пока его не похоронят.
-Можно я с тобой пойду к твоему дедушке?
-Девочка всмотрелась в глаза склонившейся к ней тётеньке, они были синие,ласковые, добрые.
-Можно,- сказала девочка и почувствовала в своём маленьком сердечке любовь к этой незнакомой красивой женщине.
- По деревенской улице в сторону леса шли трое. Высокая, статная женщина держала за руку маленькую девочку. На шаг сзади них свернув хвост колечком и изредка радостно взлаивая семенил умный пёс Бернар.

1992г.Камышин-Красный Яр.






 

,