О Сергее Безрукове и героях его фильмов

Екатерина Зверева
В одной из своих передач о жизни и творчестве актрисы Н. Фатеевой известный кинокритик, журналист В. Вульф вскользь упомянул об  особенностях ее натуры: мол, если какой-либо человек ей нравится, она начинает без меры им восхищаться. И в качестве примера был приведен Сергей Безруков, которого Фатеева ценит очень высоко. Далее Вульф комментирует: «Безруков, конечно, талантливый молодой актер, но он ведь еще не создал ничего монументального…» Думаю, что  после выхода в свет фильмов «Есенин» и «Мастер и Маргарита» слова критика потеряли актуальность. Сергей Безруков уверенно вписал свое имя в историю российского кинематографа.

Признаюсь, у меня было неоднозначное отношение к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Меня, учителя литературы и человека православного, всегда смущало, что приверженец гностической философии Булгаков выписал фигуру Воланда гораздо ярче, чем образ Иешуа, на которого подростки, мои ученики, практически не обращают внимания. Зато их завораживают проделки нечистой силы: шутки Коровьева и Бегемота, бал Воланда, полет Маргариты на метле. И на фоне всего этого внешнего эпатажа история Иешуа и Понтия Пилата отходит  далеко на второй план. Поэтому роман зачастую воспринимается читателями однобоко, а верующих православных вообще отталкивает. Литературной критики по поводу того, что Булгаков создал нечто вроде Евангелия от Сатаны, я начиталась вдоволь. И зерно истины во всем этом, на мой взгляд, есть: Воланд в романе выглядит действительно интереснее, сильнее и убедительнее Иешуа. Однако Сергею Безрукову удалось создать такой образ Иешуа, который по своей яркости и убедительности нисколько не уступает Воланду. Напротив. Герой  Безрукова воплощает в себе такую силу нравственности и духовного света, которая резко контрастирует с мистической силой Воланда и вызывает у зрителей искреннее  уважение и  восхищение. Чего стоит один только взгляд Безрукова-Иешуа! В нем все: непостижимая глубина, всепонимание и всепрощение. В нем сама Истина! Зритель понимает: вот за таким Иешуа действительно мог отправиться куда глаза глядят сборщик налогов Левий Матвей. И не только он… Роль Иешуа – это безусловная победа Безрукова-актера! Такого Иисуса мировой кинематограф еще не знал. В общем, для меня состоялось новое знакомство с произведением Булгакова «Мастер и Маргарита». Я по-новому увидела этот роман, избавилась от догм и предрассудков. Спасибо за это режиссеру Бортко и блистательной игре актеров.

О картине «Есенин» хочется сказать особо… Дело в том, что Сергей Есенин для меня – не просто поэт. Это личность, идущая со мной по жизни рука об руку. Мой отец родился в маленькой Рязанской деревушке близ городка Спас-Клепики, где учился Сергей Есенин. Свое детство я провела там и с молоком матери впитала бескрайний простор рязанских полей, неповторимую красоту русских берез, с таким восторгом воспетых поэтом, яркую синеву огромного неба… Вообще, я считаю, что такой певец природы, как Есенин, мог родиться только на рязанской земле. Кто сомневается, должен обязательно съездить в Константиново. Природа там уникальна. Она именно русская в лучших фольклорных традициях. Есенин на Рязанщине – национальный герой. Нет ни одного деревенского мужика, который не знал бы наизусть несколько строчек этого поэта и не гордился своим земляком. И я выросла с именем Есенина в сердце, а повзрослев, начала серьезно интересоваться личностью Сергея Александровича. Перечитала море литературы о нем! Он стал частью моей жизни. И, мне кажется, я научилась его понимать, чувствовать и даже видеть…
Не представляете, с каким трепетом я ждала выхода на экраны фильма «Есенин»! Очень боялась разочароваться. Но этого не произошло. Я действительно увидела живого Есенина – такого Есенина, которого всегда себе представляла: обаятельного, пылкого, искреннего, противоречивого и всей душой любящего Русь – Русь вне политики и власти, Русь как Родину, как частичку самого себя, Русь как средоточие загадочной русской души и прекрасной русской природы. Есть патриоты, которые не хотят жить вне своей Родины. Есенин же не просто не хотел – он не мог жить вне России, какой бы она ни была, какие бы силы не стояли у власти. Это ли не есть истинный патриотизм?

Хочу сказать спасибо Сергею Безрукову за то, что он сыграл роль Есенина с огромной любовью к своему герою. Он прожил эту роль. Наверняка прочитал множество материалов о жизни  поэта, иначе просто не смог бы так естественно, на таком эмоциональном накале показать нам живого Есенина. Даже манеру Есенина прочтения своих стихов актер изучил до тонкостей. Я могу об этом судить, потому что слышала записи живого есенинского голоса. Можно только представить, какую титаническую работу проделал Безруков, работая над этой ролью. И можно почувствовать, какую радость доставляла ему эта работа.

В фильме «Есенин» нет ни слова лжи. Не правы те, кто в процессе просмотра фильма восклицал: «Это неправда! Есенин таким не был!» Все сцены, даже порой безобразные, действительно имели место в жизни поэта. Пора перестать делать из известных личностей икону и «причесывать» их биографию. Есенин был живым человеком со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. Надо просто уметь видеть главное в любом человеке. А ГЛАВНОГО в Есенине было предостаточно. Он, истинный «гражданин села», имел душу ребенка и был искренен во всем – и в плохом, и в хорошем.

Но, на мой взгляд, фильму не хватает сцен, где Есенин ярче бы выступал как творческая личность,  как великий поэт, известный не только  скандальной славой. Сужу по отзывам своих учеников. Они восприняли Есенина как пьяницу и дебошира, который только посещал кабаки, хулиганил и менял женщин как перчатки. И когда, спрашивается, успевал стихи писать? Вероятно, авторы фильма предполагали, что зрители изначально должны быть знакомы с творчеством Есенина. Но, к сожалению, современное поколение – люди патологически не читающие (не буду сейчас рассуждать о причинах этого печального явления, слишком долгий получится разговор). И, как следствие, тотальная болезнь современного общества – невежество и безграмотность. Особенно ярко проявляется эта болезнь у подростков. Они практически ничего не знают о Есенине помимо того, что им показали в фильме. И в памяти большинства из них он останется прежде всего «хулиганом». А ведь под этой маской скрывалась глубокая, ранимая душа, которая страдала и болела от несправедливости, лжи, предательства, непонимания… И эта боль находила выход не только в пьянках.  Но мы практически не увидели Есенина вне скандалов и запоев. А ВНЕ всего этого Есенин был совсем иной – нежный, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый (поэзию он считал величайшим священным трудом и никогда не писал стихов в состоянии опьянения), хороший друг и невероятно заботливый брат и сын. Кроме того, поэт с детства много читал, был необыкновенно любознателен и проявлял величайший интерес к родному языку. Он был настоящим филологом. Все это -  другая, лучшая сторона его натуры! Вот такого Есенина в фильме мне не хватало…

Тем не менее нужно отдать должное создателям картины: выход на экраны телевизоров фильма «Есенин» - огромное событие в жизни российской культуры, попытка рассказать правду о личности великого поэта. Не обвинить и не оправдать его, а просто представить Есенина  таким, каким он был. И попытаться снять с него клеймо «самоубийцы», т. к. в смерти поэта действительно много загадочного и невыясненного.

Я, горячая поклонница творчества поэта, говорю огромное спасибо и режиссеру, и актерам. И, конечно, особая благодарность Сергею Безрукову за любовь к своему герою, за талант, за великий актерский труд, за трепетное сердце и глубокую душу!