На Монпарнасе

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Роберт Фальк «Париж» (музеи России: http://www.museum.ru/alb/image.asp?7966 )


В Париже Фальк вёл независимый образ жизни. Он мог ночь напролет просидеть в парижском кафе или на танцах в «Куполе». "Купол" стал модным на Монпарнасе с появлением негритянской музыки. Фальк мирно сидел за столом и разговаривал с соседями о политике и ценах на картины.

На самом деле,это была важная часть его жизни: завязывались знакомства, кое-кто покупал картины, что было немаловажно.

А вообще, Париж конца 20-х - первой половины 30=х  годов ХХ века имел особый колорит. Ната Гольдина в статье Роберт Фальк: „Главная моя беда, что я художник“ опубликованной в Глобальном еврейском ON-LINE центре (www. jewish. ru), 25. 07. 2001), пишет

«Русский Париж в конце 20-х — начале 30-х годов — в эпоху „вольного зарубежья“, по выражению В. Набокова, — был столь блестящ, что многие из тех, кому пришлось уехать из России, жили „в вещественной нищете и духовной неге“, словно не замечая самих французов.

В столице Франции собирались „сливки“ уцелевшей русской культуры — из Москвы, Петербурга, Киева, многих других городов. <…> «вращавшиеся в русском эмигрантском кругу, имели счастье быть знакомыми с русскими философами Н.А. Бердяевым, Б.П. Вышеславцевым, Г.П. Федотовым, постоянно бывать на литературных вечерах поэтов и писателей эмиграции».

И далее:

Роберт Фальк, живя в самой гуще парижской модернисткой художественной тусовки и не очень-то там преуспевая, — как и все русские, за исключением Шагала, - вывел несколько правил, важных для житейского успеха в чужеродной среде:

«Важно, кто тебя оценивает. <…> если тебя положительно оценивает французский критик — отлично! Если хорошо отозвался иммигрант из России, давно живущий в Париже — хорошо. А если свой, но неизвестный, „неудачник“ — это хорошая здоровая двойка“. <…>

<…> Чтобы продвигать себя на арт-рынке, надо <…> не только писать картины, но и сидеть в кафе. То есть не то чтобы сидеть и закусывать, а сидеть и выжидать знакомых собратьев по палитре, заводить знакомства среди критиков и галеристов, приглядывать себе маршана-покровителя. <…>

За редчайшим исключением никогда почти рядом не идут — одаренность чувств (это ведь и есть способности к искусству) и одаренность к практике. Почти правило, что художник, начинающий высказывать способности практического порядка, начинает также опускаться вниз».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/09/23/435