Уникальность и порочность серии Княжеский пир

Марина Калюк
(Мой доклад на заседании КЛФ при ЦДЛ в 2001 году.)

В 1999 году в издательстве "Центрполиграф" была издана книга Юрия Никитина "Княжеский пир", давшая название целой серии, в которой на сегодняшний день вышло 11 романов 8 авторов. События, о которых повествуют книги, разворачиваются на территории Киевской Руси во время царствования князя Владимира Красное Солнышко и охватывают период до принятия христианства.
Сегодня многие издательства объединяют произведения разных авторов в серии, но "Княжеский пир" – уникальная серия. Она уникальна не только потому, что в нее вошли романы исключительно отечественных, в том числе и начинающих, авторов, не только тем, что описываемые в ней события происходят на территории и во времена, не затронутые до сего дня большинством писателей, пишущих в жанре фантастики, или тем, что действуют в ней герои, во многом знакомые по русским былинам, да и нечисть там тоже русская: домовые, кикиморы, русалки, лешие, - а не гномы, феи, эльфы. Она уникальна тем, что представляет собой нечто целое, единое, некий свод сказаний, рассказывающий о жизни людей, для которых такие понятия как Честь, Любовь, Долг, Дружба не являются пустым звуком, а имеют строго определенный смысл, и их соблюдение не имеет облегчающих обстоятельств типа: "Выпил много, сболтнул лишнего".
Недостаток "Княжеского пира" в его оформлении. Из книги в книгу публикуется карта территории, на которой разворачивается действие романов, но по ней трудно проследить маршрут действующих лиц, а сам он на карте не отмечен.
Лучшими в серии, с моей точки зрения, являются книги Дмитрия Янковского "Голос Булата" и "Знак Пути", причем последняя – вне конкуренции. Оба романа повествуют о приключениях Микулки и его друзей, владеющих волшебными мечами-кладенцами, с помощью которых они борются со злом.
Хочу подробнее остановиться  на романе "Знак Пути". Сие произведение начинается и заканчивается с коротких передышек в жизни героев, но между ними – сплошная вереница событий, которые непросто следуют одно за другим, подобно звеньям цепи, а переплетаются и накладываются друг на друга, одно тянет другое и разделить их, не нарушив целостности повествования и восприятия произведения читателем в целом, нельзя. В этой книге показана не только дружба весьма разных по характеру, возрасту, мировоззрению людей, большая, безграничная Любовь между мужчиной и женщиной, когда жизнь, благополучие ничто без любимого, настолько огромная Любовь к Родине, что собственная жизнь становится меньше разменной монеты при ее защите, ее спасении от врага, но и даны определения таких человеческих пороков как Трусость, Равнодушие, Жадность.
Весьма показателен и рассказ о жизни слепого волхва Жура, бывшего когда-то простым воином, мечтающим получить в наследство волшебный меч и не смеющим возразить властному и жестокому Громовику. Многие ли люди могут сказать, что если им предложат сделать что-либо неприемлемое для них, то они при любых обстоятельствах скажут "Нет"? Уверена, таких найдется немного. И тем важнее пример Жура, сумевшего стать из пусть невольного, но помощника сил Зла в лице Громовика, в их противника, в их врага. Жур был в ситуации, когда даже на то, чтобы просто уйти, уйти навсегда в сторону, требовалось не только одно желание, требовались еще и невероятные мужество и решительность, ибо Зло, найдя себе помощника, никогда его легко не отпускает, сражаясь за него до смерти, до его смерти, ибо всегда нуждается в слугах, которые будут нести его и выполнять его волю.
В этом повествовании также важен эпизод, в котором герои обсуждают различия в основе культур Руси и Запада, заключающееся в отношении к деньгам и труду и позволяющее носителям одной из них выжить в любой ситуации, в любом месте.
Одним из важных достоинств данного романа является отсутствие кровожадности у автора. Он не губит на страницах своей книги героев без надобности, без нужды не уничтожает рода. Каждая смерть у него обоснована и необходима, и при этом внимание читателей не заостряется на ней самой. Акцент сделан на том, что несет эта смерть, на ее близких и более отдаленных последствиях. Читатель не окунается с головой в страдания и муки героев, его держат немного поодаль. Рядом, но в стороне. Так, чтобы он мог все увидеть, почувствовать, осознать, но не "испытать на собственной шкуре". Это весьма ценно для людей впечатлительных или просто не потерявших способность чувствовать чужую боль, ибо им не надо защищаться от зла, показанного в данном произведении, так как об этом позаботился сам автор.
Главный недостаток – отсутствие продолжения.
Перейдем теперь к романам Владимира Перемолотова "Талисман власти" и "Паучья лапка". Оба романа рассказывают о жизни трех мужчин, на долю которых выпала охрана древнего талисмана Паучья лапка, сохраняющего в целостности государство, на территории которого находится. Временной разрыв между повествованиями – год.
Автор умело вплел в канву романов рассказы о жизни главных героев до описываемых событий, которые показывают, как важно бывает сохранить какой-либо талисман на территории Руси и как это трудно сделать. В книге показано как подобная обязанность меняет людей, их мировоззрение и отношение к жизни,  друг к другу.
Роман Евгения Адеева "Цена чести" показателен своей внутренней силой. Он не только повествует о том, как богатырь Велигой сдержал данное спьяну слово, но и как отложив его выполнение, спас Киевскую Русь от распада по вине зазнавшегося князя, едва не погибнув при этом, он также рассказывает о жизни воина Радивоя, голова которого и стала ценой, которую главный герой должен заплатить за свою честь. Жизнь Радивоя – это жизнь не просто великого от рождения воина, это жизнь человека, сумевшего сделать невозможное, побить богов, смести великие преграды и получить в награду за это бессмертие и честь быть вечным защитником Руси. Эта честь оказалась непосильной ношей для воина и, пытаясь отказаться от нее, он погубил свою дружину.
Книга также показывает, что дружба – это не только взаимопонимание и поддержка в любые времена, это еще и умение, и мужество выполнить любое заветное желание друга, даже если оно заключается в смерти.
"Ратибор Новгородец", написанный Александром Нуждаевым, показывает путь купеческого сына от способного не подлость по отношению к другу человека до героя, защитника Земли Русской, сражающегося всеми доступными ему средствами: и мечом, и колдовством. Роман показывает, как порой важно бывает узнать в добром попутчике злейшего врага, как важно уметь сделать дело до конца, особенно когда все и вся против и враг празднует победу.
Роман Дмитрия Сорокина "Оберег" – это еще одна версия встречи и любви Руслана и Людмилы и их противостояния со злым колдуном. В этот раз у влюбленных есть друзья и древний оберег, помогающий им в трудных ситуациях. Эта книга несколько слабее остальных и в основном из-за того, что автор заострил внимание не на действии, а на том факте, что время идет, а герой дела никак не сделает. К тому же байки, рассказываемые героями, выгладят чужеродными, плохо вплетены в сюжет произведения. Если бы не все это, то старый сюжет получил бы новую и увлекательную версию.
Выбор крестьянского парня Безымяна между Добром и Злом, описанный в произведении Максима Мелехова "Черная радуга", был очень труден, хотя и упал на сторону первого. Книга повествует о том, как сложно сделать выбор, как трудно отложить устройство собственной судьбы ради спасения чужих жизней, как меняется отношение героя к поступкам окружающих его людей с течением времени, когда он видит более отдаленные последствия этих поступков. Ярким примером того, что отдаленные последствия человеческих деяний важнее ближайших является судьба Сухмана Одихмантьевича.
Первый роман серии "Княжеский пир" не рекомендую читать людям впечатлительным, так как на его страницах гибнут рода, либо целиком, либо их последние представители, что имеет те же последствия, причем по глупости или из-за чьей-то жадности. Впрочем, одного из главных героев, Рагдая, автор вообще убивает дважды. Людям с крепкими нервами этот роман доставит большое удовольствие. Здесь не только много сражений, но и много смешных сцен. Эпизоды с попугаем Петькой – готовые анекдоты.
Второй роман Юрия Никитина из этой серии "Главный бой" ни столько описывает поход Добрыни, в котором тот надеется встретить обещанную древним богом смерть, сколько мужество, патриотизм, Любовь к Родине жителей Киева.
Жена изменяет князю, а их маленький сын в тайне от всех приносит себя в жертву огненному богу, который в результате оказывает помощь защитникам города. Сегодня этот пример не просто эпизод в книге, а образец для подражания.
Книга Василия Купцова "Последний леший", не в обиду автору, - одна из слабейших. Сюжет интересен и увлекателен, но, в отличие от остальных романов, изложен весьма путано. Тема, заявленная в названии, не является главной. Во-первых, книга не о последнем лешем, а о его поимке. Во-вторых, о лешем говорят в начале, вспоминают в середине пару раз и в конце, разобравшись как-то со всеми другими делами, наконец-то отправляются за ним. Зато о спасении и обучении Нойдака да возвращении Полины в мир живых после принесения в жертву Перуну – по полкниги на каждого.
К тому же в первой половине книги события описаны так, что порой разобраться какое из них случилось первым, а какое вторым, бывает довольно сложно. Из-за чего прочесть ее можно, только сделав над собой усилие. К тому же складывается впечатление, что главным героям князь – не больно-то указ. Добившись приказа от князя на поимку лешего, они очень не спешат его выполнить, а это идет несколько в разрез с остальными произведениями серии.
В отличие от первой, вторая половина романа – едва ли не чудо. События развиваются уже более последовательно, хотя связь между ними иногда нарушается. Сказки и истории о собственной жизни, рассказанные героями, идеально вписываются в канву повествования. Автор очень умело затронул тему дураков, сделав одним из главных героев Нойдака-дурачка и введя в произведение образ бога дураков Дурашки.
В своей работе "Русские боги Египта" И. В. Ташкинов дает такую трактовку слову дурак: "Очень интересное слово "дуРАк", этимология его представляется следующей: "д" – делать, "у" – умно, "РА" – бог, что означает – "делающий разумно для РА". Со временем это слово приобрело извращенный смысл: делаешь разумно для Бога, но не для себя, значит глупый, не разумный человек". Не знаю знаком ли автор "Последнего лешего" с такой трактовкой, но и в его книге, и в русских сказках дурак именно такой. Умным людям его поступков не понять, но именно за них он получает и царевну, и царство.
К большим размышлениям подталкивают и поимка лешего, и суд Рода над героями. Автор знакомит читателя с ситуациями, когда применение силы ведет к поражению, а отказ от намерений – к победе, когда милосердие становится выше справедливости.
Говоря коротко, если выбросить первые 200-250 страниц, а оставшемуся  дать другое название, то полученное в итоге будет не хуже, если не лучше, "Знака Пути".
15.03.2001 г.