Красивый мужчина

Элеонора Касымова
(Из сборника рассказов "СТАРОСТЬ")

Какой же небольшой  промежуток времени  требуется современному  человеку для   эволюции! Эта мысль пришла в голову, когда я с бывшими однокурсницами сидела в ресторане по случаю дня рождения нашего  старого преподавателя, которому исполнилось 80 лет. Язык не поворачивается сказать о нем:  «Этот худой старик уже не внушал страха,  трепета, как  в студенческие годы, когда  появлялся в аудитории...».

Во-первых, несмотря на возраст и старческую худобу, он  не походил на старика. Во-вторых, трепет все же остался.  И не от незнания его предмета по древнегреческой литературе (куда подевались все эти знания!), а от понимания того, что перед тобой сидит мастер. Мастер своего дела, мастер науки, мастер жизни. А МАСТЕРА не стареют.

Мы говорили на разные темы. Меньше всего было воспоминаний. Вчера, прошлое ушло. Хотелось поговорить о сегодняшнем, узнать оценку происходящему. МАСТЕР ненавязчиво излагал свою точку зрения на происходящие события, на перемены в людях.  Я слушала его с удовольствием и приходила к мысли, что со времен древнегреческого поэта-сказителя Гомера мало что поменялось, вместе с тем, как  много поменялось. Мысль посетила в тот момент, когда увидела за соседним столиком красивого мужчину. Именно красивого, в современном понимании. Волнистые волосы частично зачёсаны назад. На лбу челка, придающая лицу игривость. Челка обильно обрызгана лаком, потому, как  не лежала, а возвышалась надо  лбом. Красивый разрез глаз, черных, как смоль. Ресницы, словно веера, порхали под бровями, как у куклы Барби. А брови! Словно еще в утробе матери кто-то старался над их рисунком. Нос. Ровный, утонченный. Слегка припухлые губы.  Хотелось бы верить – природные. Слащавая красота, современная мужская красота.
Красивый мужчина сидел, выпрямив спину. Казалось, он ни на минуту не забывал, что ровная спина – одно из правил манерности, которому, судя по всему, он следовал. Улыбался во весь рот, обнажая красивый ряд белых зубов. Он  с обожанием смотрел на свою спутницу, но было заметно отработанное параллельное зрение – видеть всех и все вокруг одновременно. Он знал, что красив. Он знал, что на него смотрят женщины. Он держал себя, как держат хрустальную вазу с водой, боясь неловкого движения.

МАСТЕР поймал мой взгляд. Он тоже обратил внимание на красивого мужчину.

-Н-да, - протяжно сказал он, продолжая рассуждать на интересовавшую нас тему. – К сказанному, об  ускорившейся человеческой эволюции,  могу добавить  свое наблюдение. К сожалению, мужчины теряют свой статус. Статус настоящего мужчины.
Поворот темы нас, женщин, конечно же, заинтриговал. О каком статусе говорит МАСТЕР?

-Мужчина стремится к внешней красоте…

-Разве это плохо? – почти одновременно спросили мы.

-Плохо. Очень плохо. Мужчина должен быть красив не лицом, а характером, внутренней силой. Соответственно стремиться к внутренней красоте.

- Помню, когда была маленькой, - подхватила  я тему, - слышала, как  соседки, сидя на скамеечке возле подъезда, обсуждали мужчин. Одна из них сказала - мужчина должен смотреться чуть лучше обезьяны. У него другие задачи. Я не поняла сказанного, но фраза врезалась в мозг надолго. Почему-то представила мальчика из соседнего двора, который мне нравился,  обезьяной. И … сразу «разлюбила». Видимо,  женщин, в любом возрасте, все же привлекают красивые мужчины.

МАСТЕР посмотрел на меня с сожалением в глазах. Дожила мол, до серьезных лет, так ничего не поняла. Нет, нет, я многое видела, много чего почерпнула из жизни. Красивый мужчина, к примеру, чаще плохой муж. Красивый мужчина – ненадежный друг. Наконец,  красивый мужчина – внутренне одинок. Это субъективное мнение, но в пользу сказанного свидетельствует жизнь.
Я еще раз взглянула на мужчину за соседним столиком, дабы удостовериться в сказанном. Он перехватил мой взгляд и еле заметно улыбнулся краешками губ. При этом продолжал что-то говорить своей подруге. Его всевидящие глаза на какое-то мгновение  сфокусировались на мне.  Флирт на расстоянии обещал интригу. Не знаю, как отреагировала бы, если бы было 20-25 лет.  Думаю, так бы и отреагировала – на 25. Тщеславие – предательская  штука!
МАСТЕР, на то он и МАСТЕР, уловил дуэль глазами.

-И все же красивый мужчина привлекает внимание  женщин, - поспешила  я оправдаться.

-Не про того ли ты красавчика за соседним столом говоришь ты?, - спросила вчерашняя однокурсница, ныне - четырежды бабушка.
МАСТЕР отпил вина. Он молчал. Чувствовалось,  ему не хотелось рассуждать на эту тему. Наверное, не может согласиться с тем, что функции мужчин медленно, но верно берет на себя женщина. Может потому, что ОНА становится сильнее, умнее, сообразительнее, деловитее и много еще «ее»? Может, потому, что мужчина стал нуждаться в заботе, любви, уходе? Может, потому, что после женитьбы он требует от жены  материнского понимания, всепрощения, терпения? Может, потому, что в его голове происходят необратимые процессы перерождения? Может, потому, что мужчина утрачивает к себе уважение со стороны слабого, но набирающего силу пола? «Благодаря» этим «может» красивых мужчин становится больше. Ухоженных, с модными прическами, с маникюром, одевающихся по последнему писку моды. Что же в этом плохого, противоречила себе я. Ничего. Ничего плохого.  Но когда голова забита мыслью о внешней красоте, другая мысль – вынести пресловутое ведро (извините за банальность), или прибить крашеными ногтями гвоздь, отремонтировать сантехнику и так далее не находит места в кучерявой, политой лаком голове. Я посмотрела на МАСТЕРА. Восьмидесятилетний мужчина. Коротко подстриженные ногти, редкие седые волосы, глубокие морщины, изрезавшие лицо. Старость не красит человека. Да и в молодости МАСТЕР был непривлекателен. Крупный нос, узкие губы, близко посаженные глаза. На него не засматривались. Порой даже пренебрегали его обществом. Сейчас приходит понимание кощунственности подобного отношения.  Однако помню, когда начинал говорить, куда что девалось!  С ним становилось  уютно, с ним было спокойно.
 
Пока я размышляла о красоте мужчин, МАСТЕР, извинившись,  вышел из-за стола и направился к барной стойке. Он долго стоял, повернувшись к нам спиной, но по жестам было видно, как запивал водой таблетки. Вернувшись, тяжело вздохнул. Не от переживаемых  жизненных перемен, а от боли в  сердце, которое в последнее время стало «пошаливать». Он  улыбнулся, как мне  показалось, через силу. Немного помолчав, продолжил прерванный разговор.
-Мы ничего не можем менять в жизни. Это исторический процесс. Это эволюция. Возможно, лет через пятьдесят, красивый мужчина за соседним столом будет, как и я, сидеть в компании милых дам и рассуждать на подобные темы. Его внуки будут носителями красоты своего времени.
Я представила мужчину будущего – легкий макияж после апелляции на лице, выщипанные брови, искусственные кудри, собранные в кокетливый пучок. Из одежды – разлетайка и мини шорты. На большее фантазии у меня не хватило.

Зазвонил телефон.

-Да, милая! Мы завершаем ужин, и я скоро буду. Не жди меня, ложись. И не забудь про лекарства.

-Жаль, что ваша супруга не смогла прийти, - сказала моя однокурсница.

-Очень жаль. Но она больна, больна старостью. Недавно мы отметили её 85-летие. Согласитесь, это возраст. Она старше меня. С нами живет сын с семьей,  поэтому я согласился оставить ее дома и принять ваше приглашение. – Он глотнул воды. - Я тронут. Спасибо вам за внимание и память. Не ожидал, что вы вспомните своего преподавателя, который часто ставил незачет.  Кстати, хочу  спросить -  как Самиров, Анвар Самиров? Хороший был студент. И еще, как его, всегда приходил ко мне домой с цветами на праздники. Кажется,  Юра Ахмедов.  Вы общаетесь?

Да, мы общаемся. Редко, по телефону, когда от кого-то что-то надо. На прошлой неделе звонили им и еще некоторым однокурсникам. Хотели, чтобы они присоединились к поздравлению. Но все отказались - нашлись причины. Об этом мы, конечно, ничего не сказали МАСТЕРУ. Просто проинформировали – Анвар работает в издательстве, Юра – автомеханик.

Подошла официантка. В руках держала четыре букета цветов и небольшую коробку с тортом, с таким же, какой мы ели на десерт.
-Милые дамы, - МАСТЕР встал, галантно поклонился. – Эти цветы – вам. В знак благодарности,  за радость встречи, за память. А этот букет я подарю жене. Вместе с тортом.  Утром, когда она проснется и выйдет к завтраку, ей будет приятно увидеть цветы и любимый торт. И не ищите в сумках кошельки. Я уже все оплатил.

Мы запротестовали.  Приглашение было наше! МАСТЕР сложил на груди руки, давая понять, что спор неуместен.

У ресторана стояло такси. МАСТЕР открыл дверцу и пригласил нас сесть в машину.

-Говорите адреса. А пока мы будем в дороге – продолжим разговор на другую тему.  Тему женской красоты.

Вскоре мы подъехали к последней инстанции - моему дому. МАСТЕР вышел из машины, поцеловал руку и еще раз поблагодарил за вечер. Он стоял возле такси до тех пор, пока за мной не закрылась дверь подъезда. Я подошла к окну и посмотрела на улицу. Он помахал рукой.

Красивый мужчина!
2001 год.