Москва Таинственная

Вадим Бурлак
ГРАД НА СЕМИХОЛМЬЕ
 
 
 
                “Город чудный, город древний,
                Ты вместил в свои концы
                И пасады, и деревни,
                И палаты, и дворцы!
 
                Опоясан лентой пашен,
                Весь пестреешь ты в садах...
                Сколько храмов, сколько башен
                На семи твоих холмах...”
                Федор Глинка
 
 
 
"Не безмолвная громада"
  Большинство людей, кто чаще, кто реже, оказывается в местах, что зовутся в народе “проклятыми” или “загадочными”, “уникальными” или “целительными”, “гиблыми” или “спасительными”.
  Тайны на карте Земли...
Сразу представляются дальние опасные экспедиции в труднодоступные уголки планеты, где не встретишь человека. Но совсем не обязательно бороздить океаны и моря, подниматься в горы, покорять просторы лесов или пустынь. И “святые”, и “проклятые” места могут быть совсем рядом: в городе, селе, в ближних лугах, в соседнем переулке или дворе.
  Ежедневно тысячи москвичей проходят по знакомым улицам, паркам, площадям, скверам и закоулкам зачастую не подозревая о загадочных историях, связанных с ними.
  Трудно подсчитать, сколько человек гибнет, исчезает в безвестности, заболевает или наоборот исцеляется, очищает душу и помыслы, совершает открытия, ощущает в себе физические и духовные перемены после пребывания в районах, отмеченных таинственными явлениями.
  Наука стремится объяснить загадочные факты, но не всегда находит достойного ответа.
  Древние говорили: “Если знаешь - впереди путника ждет беда, - грех не предостеречь его, не подсказать, что дорога ведет в гиблое, проклятое место.”
  Удалось бы немало избежать катастроф, трагедий и несчастий, если бы при строительстве городов, селений, дорог люди внимательней прислушивались к науке и религии, к историческим фактам и природе, к древним преданиям и предостережениям.
  Но, то ли гордыня, то ли другие причины заставляют многих людей пренебрежительно относиться к легендам, поверьям, старинным знаниям. И это порой приводит к печальным событиям.
  Некоторые исследователи полагают, что Москва стоит в центре пересечения трансконтинентального разлома, имеющего форму креста. Не берусь оспаривать данное предположение.
  Но именно на пространственных, временных, событийных перекрестьях рождаются нации и государства, цивилизации и... возможно, великие идеи и люди. Рождаются и гибнут... Исчезают и возникают...
  На Руси издавна считали “град Москов местом святым и Господом хранимым”.
  “...Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! У нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!.. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный...” - Так писал о Москве наш великий поэт Михаил Лермонтов.
 
Число доброе, счастливое
 
  Москва - величайшее сочетание гибельных и животворных, проклятых и святых мест. Об этом говорилось еще в XVIII веке.
  Случайно или нет, что она возведена на семи холмах? Хотя немало исследователей оспаривают это.
  Число "семь" на Руси издавна считалось добрым, счастливым.
  Михаил Ломоносов отмечал, что Москва “... стоит на многих горах и долинах, по которым возвышенные и униженные стороны и здания многие города представляют, которые в один город соединились... Если принять три горы за один холм, распавшийся на три, то он вместе с другими главными составит семь холмов, по коим и сравнивают Москву с семихолмным Римом и Константинополем.”
  Сегодня трудно понять, где расположены эти возвышенности. Время и люди изменили город. Многие курганы срыты, пруды, ручьи, овраги и рвы засыпаны, леса и рощи вырублены, луга застроены. Лишь по старинным описаниям можно выяснить, где находились семь легендарных холмов.
  “...Первый холм есть Кремль и Китай-город... Второй заключает в себя Мясницкую и Сретенские части... Третий холм - Тверская, простирающийся от Трубы до Пресни; Четвертый - три горы (Трехгорка); Пятый - Вшивая горка; Шестой - Лефортовская; Седьмой - безымянный - на правом берегу Москвы-реки, где Нескучное, коего продолжение составляют Воробьевы горы...” – писал Михаил Ломоносов.
  Немало исследователей считают "благополучными" городскими участками расположенные на холмах. А низинные районы, по их мнению, обладают "темными силами", "негативной энергетикой". В давние времена там находились овраги, топи, болота, где скапливались вредные испарения.
 
Выбор доброго места
 
  Сегодня в низинах города происходит большая концентрация автомобильных выхлопов, производственных газовых выбросов.
  Современная Москва стоит на многочисленных геоактивных разломах, которые проникают вглубь земли на много километров. Эти разломы, по мнению некоторых исследователей, являются как бы коридорами связи внутренней энергии планеты со всеми живущими на ее поверхности.
  Геоактивные зоны неодинаково влияют на различные живые организмы. К ним хорошо приспособились многие виды насекомых. А у людей, проживающих на таких участках, чаще случаются сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, психические и другие болезни и недомогания.
  Есть подтверждения, что в местах пересечения линий разломов с городскими магистралями возрастает число дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев.
  Геоактивные зоны - благодатная среда для гнилостных микроорганизмов. Очевидно, об этом люди знали издавна. В старинных документах встречаются описания выбора “доброго места” для строительства жилья.
Еще в XVIII веке сподвижник Петра I Яков Брюс составил карту "проклятых, добрых и чудотворных" мест столицы. Но карта загадочного мудреца пропал после его смерти.
  Чтобы выяснить, “доброе” место или “проклятое”, в старину москвичи подвешивали к ветке дерева кусок свежего мяса, а под ним чертили на земле крест.
  Если оно быстро портилось – участок не годился для строительства. Войны, эпидемии, пожары экономические проблемы заставляли возводить здания поспешно, исходя из финансовой выгоды. Без выявления «плохих», «проклятых», «гиблых» участках: на древних захоронениях, на засыпанных болотах, на геоактивных зонах.
  Выход внутренней энергии земли и соприкосновение с ней влияет не только на физическое и психическое состояние людей, но и на их поступки, деяния, на исторические события и социальные явления.
 
Не растерять достояние
 
  Мы все зависим от Москвы, но и Москва зависит от нас. Огромный город - не просто заселенная местность и точка на карте. Это климат и исторические традиции, производство и природа, водные и лесные ресурсы, сохранившаяся в строениях и монументах память о былом, недра земли и деяния людей.
  Не только местность формирует человека, но и человек - местность. Так что многие “проклятые”, загадочные, таинственные участки нашей столицы созданы людьми.
  Специалисты бьют тревогу. Качество воздуха, воды и микроклимата в городе ухудшается. Подземные карстовые пустоты постоянно заполняются водами из старых, протекающих труб, тем самым создавая опасность провалов, размыва почвы, а значит, угрозу людям.
  Многие полагали, что Москва не подвержена серьезным сейсмическим воздействиям. Но оползневые землетрясения здесь случаются нередко, и в немалой степени они зависят от человека. Город ежедневно опускается и поднимается на 40 сантиметров.
  Таинственные события в той или иной мере отражались в фольклоре и просто в слухах...
  Не зря в старину говаривали - “Москва-слуховестная”: значит, богата поверьями, городскими историями, байками и преданиями.
  Из фактов и домыслов рождались анекдоты, сказки, легенды.
  Иногда правители пытались выбить из памяти народа неугодные предания.
  Но огонь проходит, а трава прорастает. И слухи, - частицы истории города, свидетели знаменательных и малозначимых событий, снова обретали звучание. Так рождался фольклор.
  Созданные тысячами безвестных умельцев легенды, сказки, анекдоты, передаваясь из уст в уста, обогащались новыми мыслями и приукрашивались. Неведомые мастера слова могли “видеть там, где темно, и слышать там, где царит тишина”. Как важно последующим поколениям не растерять это устное достояние народа, беречь, собирать его, очищая от многовековых искажений, совершенных в угоду властителей разных времен.
  Книгу о тайнах Москвы можно продолжать и продолжать. Ведь бесконечны тайны нашего города. Одни из них раскрываются, другие не поддаются исследователям и не дают покоя многим поколениям людей. И каждая эпоха, каждый прожитый Москвой год преподносит новые и новые исторические загадки.
  Путешествовать, изучая тайны города, может практически любой. Библиотеки и музеи, парки и улицы, дворы и дома, старинные рукописи и современные книги, воспоминания и рассказы бывалых людей... Надо только любить свой город и стремиться уловить и понять вести из прошлого.
  Путешествие продолжается.
  В дорогу!..
 
 
 
 
 
 
«СЧАСТЛИВАЯ, НО ТЯЖКАЯ НОША»
 
 
"Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем, истлевает
Несметное богатство в ней;
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов..."
Николай Шатров.
 
 
 
 
Когда богатства прячут поглубже
 
  Вряд ли можно точно определить, какой в мире город наиболее богат кладами. Но если бы такое исследование провели, Москва наверняка попала в список самых значимых.
  Способствовало этому и удобное для торговли географическое положение нашей столицы, и ее возраст, и развитие различных промыслов и производства, и благосостоятельность жителей города. Как известно, богатство требует не только чтобы его копили, но и оберегали. Издревле самым надежным способом его сбережения - закапывание в землю. Даже когда в Первопрестольной появились банки, акционерные компании, многие москвичи по-прежнему больше доверяли свои капиталы личным тайникам.
  Один древний мудрец говорил: «Спокойно в стране – богатства напоказ выставляются. Опасные перемены в государстве – ценности прячут поглубже».
  Не сосчитать, сколько бед обрушивалось на Москву за всю ее историю. Не счесть событий заставлявших ее жителей прятать сокровища: вражеские нашествия, войны, пожары, эпидемии, разбойничьи налеты, междоусобицы, бунты, революции, политические и экономические перемены…
  Отправляясь в дальнюю дорогу, закапывали клады москвичи и от воров, и от властей, а порой, и от своей родни. Прятали добро и сами воры, и те, кто нажил его неправедным путем.
  На Руси говорили: "Отец кладов - богатство, а мать - бедствие".
  Пожалуй, из всех исторических событий, самым «кладоносным» или «кладородным» временем для Москвы было нашествие наполеоновского войска.
  Прятали сокровища русские, когда пришлось в спешке покидать Первопрестольную. Прятали и французы, когда поняли, что не вывезти всего награбленного.
  После взятия Смоленска в июне 1812 года наполеоновской армией Москву стали стремительно покидать ее жители. Лошадей не хватало. Горожане вынуждены были часть своего добра зарывать в землю, замуровывать в стены, прятать в подвалах, на чердаках. В Первопрестольной оставлялись произведения искусства, книги, ювелирные изделия, столовое серебро, иконы в окладах из драгоценных металлов.
  Даже государственные учреждения, церкви и монастыри не смогли вывезти все свое имущество, архивы, реликвии, ценную утварь.
  2 сентября 1812 года войска Наполеона вступили в Москву. Свидетель тех печальных событий отмечал: «В сии дни какое ужасное зрелище представляла столица, незадолго до разорения своего блиставшая роскошью и великолепием.
  В обгорелых чертогах царей шумел ветер пустынный; великолепие храмов Божьих скрылось под чернотою пожарной; внутри являлись следы нечестивого пребывания врагов веры и России.
  Дерзновенные ругатели устраивали для коней своих стойла там, где возносились алтари Господни!..»
 
Погибшие, не найденные памятники
 
"Кипел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
.........................................................
"Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!
Твоя обширная столица -
Последний шаг мечты моей,
Она - надежд моих гробница,
Погибшей славы мавзолей".
Николай Соколов
 
  Такого пожара Москва давно не видывала. Полупустой город пылал с разных концов. Выгорел почти весь центр и прилегающие к нему улицы и часть Замоскворечья.
  До нашествия наполеоновских войск в Первопрестольной насчитывалось более девяти тысяч домов. За несколько дней пребывания неприятеля их погибло в огне шесть с половиной тысяч.
  Жгли город и русские и французы. Тушить пожары было нечем.
  Современники отмечали, что император Наполеон сам принимал участие в борьбе с огненным разгулом в Кремле. Свита и близкие люди умоляли его перебраться в Петровский дворец, подальше от опасности.
  Покинув охваченный дымом и пламенем Кремль, завоеватель пророчески произнес: «Это предвещает нам великие бедствия…»
  Голодная наполеоновская армия разворовывала все, что не успели вывезти и спасти москвичи. С икон срывались серебряные и золоченые оклады, а сами иконы сжигались на кострах. С колокольни Ивана Великого в Кремле был снят позолоченный крест.
  Хотя основную часть уникальных документов удалось эвакуировать, все же осенью 1812 года сгорели или были украдены книги Михаила Ломоносова, издания Николая Новикова, редкое собрание русских и зарубежных газет и журналов, знаменитые «Слово о полку Игореве», «Духовная грамота Владимира Мономаха», новгородские и двинские средневековые грамоты, «Житие великого князя Владимира», «Лаврентьевская летопись» и многое другое.
  Правда, существует версия, что некоторые из них до сих пор находятся вблизи Политехнического музея, в подземелье здания, где в XX столетии располагался Центральный комитет комсомола.
  Здесь упомянута лишь малая часть духовной потери Москвы и России. А сколько было неизвестных, не отмеченных, погибших памятников нашего прошлого!..
 
Забытые сокровища
 
  Особая роль в появлении московских кладов 1812 года принадлежит русским разбойникам и мародерам. Они лучше знали улицы и дома, старые колодцы, склады, подвалы, подземелья и заброшенные сады, чем французские солдаты, где можно поживиться и куда потом спрятать награбленное.
  А скрывать добро их вынуждало несколько причин.
  Во-первых, хранить ценности при себе или в своем жилище было весьма опасно - французы постоянно обыскивали строения, дворы, сады и людей. Во-вторых, украденное не пропьешь, не прогуляешь. Почти все кабаки закрылись или сгорели. В-третьих, вынести добро из Первопрестольной не представлялось возможным. Окраины города охранялись французскими заставами, а в окрестностях Москвы действовали партизанские отряды. И те и другие уничтожали мародеров.
  Иногда удавалось обменять в голодном городе золотой перстень на сухари, икону в серебряном окладе – на щепотку соли.
  Так появились в 1812 году в московской земле сотни, а может, и тысячи новых кладов.
  Только одна банда Хромого Никишки в дни нашествия вынесла из барских домов более ста тридцати пудов серебра. Сам Никишка и несколько его подручных погибли в пьяной драке с французами. Награбленное серебро, по слухам, до сих пор хранится в подземелье, примерно в районе гостиницы «Балчуг».
  В те страшные дни много москвичей погибло на пожарах, от болезней, голода или казнено захватчиками. Так что немало кладов осталось без хозяев.
 
Помечено крестиком
 
  При отступлении у французов ощущалась нехватка лошадей. Вывезти из Москвы все награбленное наполеоновская армия не смогла. Часть сокровищ пришлось в спешке прятать в подземельях, на чердаках, замуровывать в стенах, закапывать в укромных уголках Первопрестольной.
  Кто-то надеялся после войны вернуться в Москву и найти свои клады. Составлялись карты, схемы, записывались приметы, по которым можно отыскать ценности.
  Конечно, не все дожили до мирных времен. Карты и схемы пропадали вместе с владельцами, но порой доставались наследникам или попадали в чужие руки.
  И потянулись после войны в Россию на поиски счастья французские гувернеры, повара, актеры, учителя, музыканты. Немало их них прятали в потайных карманах указания о местонахождениях кладов.
  В Москве охотников за сокровищами ожидало разочарование. Наступили суровые времена правления Николая I. Полиция и другие службы строго контролировали поведение и передвижение иностранцев. Так что искать клады было делом непростым.
  В сороковых годах XIX века в Замоскворечье появилась компания аферистов. Они изготавливали фальшивые карты и описания мест, где, якобы, находились клады 1812 года.
  Полиция не могла к ним подступиться. Ведь на фальшивках не были написаны слова «клад» или «сокровище». Просто на чертеже какого-нибудь строения ставился крестик. А на обратной стороне бумаги приводился список ювелирных украшений.
  Попробуй - придерись...
  Полицейским чинам жулики объясняли: перечисленные неизвестно кем драгоценности на неведомо откуда взявшемся листе бумаги никакого отношения не имеют ни к плану строения, ни к таинственному крестику. А простодушному покупателю фальшивки можно было даже не называть слово «клад». И так ясно, что крестиком помечено расположение тайника.
  С годами такие липовые схемы появились не только в России, но и во многих странах Европы, Азии и даже в Северной Америке.
   
«Добрая услуга»
 
  После Крымской войны в Москве появился некий Арсентий Степанович – тихий, вежливый старичок. Занимался он необычным промыслом, названным в определенных кругах «подсеком на слушок». Сам же благообразный старичок уверял, что оказывает людям «добрые услуги».
  Узнавал Арсентий Степанович о продаже в Москве дома. Являлся к владельцу и обещал продать строение по цене на четверть выше той, которую наметил хозяин. Себе же за услуги просил десятую часть суммы от продажи.
  Если домовладелец соглашался, старик умело и тонко распускал по городу слухи о том, что в продаваемом здании много лет назад были спрятаны богатейшие сокровища. А нынешний хозяин, дескать, ничего об этом не знает.
  Для достоверности Арсентий Степанович составлял план дома и опись припрятанных сокровищ. Липовые бумаги, через его подручных, разными способами оказывались у потенциальных покупателей здания.
  Многие попадались на этот «подсек на слушок» и, надеясь овладеть сокровищами, платили за дом гораздо больше, чем он того стоил.
  Как и в случае с фальшивыми картами, незадачливые покупатели редко обращались в полицию.
 
Печальное завершение
 
  Казалось бы, найденный клад – всегда благо.
  Во все времена многие мечтали внезапно и без особых усилий разбогатеть. Ну, а если не мечтали, то, по крайней мере, не отказались бы от найденных сокровищ.
  Но почему в легендах, сказаниях, в пророчествах часто звучат предостережения, когда речь идет о кладах?
  Ученый-фольклорист И.Сахаров в XIX веке записал предание о заговоренных разбойничьих сокровищах: «…в змеиной пещере спрятаны: в одном котле золото, в другом серебро, в третьем каменья самоцветные…
  Заперт клад 12-ю железными дверями, ключи брошены в океан-море. По стенам пещеры развешены разбойничьи топоры да бердыши – сами секут, сами рубят. Сторожат клад злые бесы – не пропускают ни конного, ни пешего. Заросла пещера зеленой муравой, полем чистым.
  Много было охотников на богатство – много было голов положено за этот клад, а до заветной головы все еще не досчитались. Достал один мужик серебряные рубли из клада – и что же вышло? Жил богато, да недолго: рубли обратились в черепки, семья вся извелась, и старик наложил на себя руки…»
  Вот такое, нередкое, печальное, завершение легенд и преданий о сокровищах.
 
«Накажу лютой смертью»
 
  Шалили в лесах за Калужской заставой разбойники во главе с атаманом по прозвищу Карачун. Обижали они не только состоятельных людей, но и обездоленных.
  У богатых отбирали на лесных дорогах деньги и ценности, а над бедняками просто издевались. То свяжут руки и в речку сбросят, то привяжут раздетого бедолагу к дереву рядом с муравейником. Не жалели ни стариков, ни детей.
  Не раз устраивали охоту за Карачуном и его шайкой государевы люди, да все без толку. Уходил проворный атаман со своими людьми. Знал он в лесу каждую тропиночку, знал и тайну древних подземелий.
  Остались те пещеры от древних людей, обитавших здесь задолго до основания Москвы. Жило неведомое племя так давно, что ни одна береста и бумага не выдержала сказания о нем.
  О подземельях знали многие, да никто не мог отыскать. Как свирепый Карачун сумел найти эти пещеры – неизвестно.
  Однажды не выдержали жители окрестных деревень обид разбойников и пошли на поклон к старичку-отшельнику. Жил он на Воробьевых горах. Никто не знал имени его. Даже прозвища у отшельника не было: просто дедушка – и все тут.
  Но многие слыхали о его чародействах и доброй волшебной силе. Словом, отправили к нему посланцев.
  Рассказали они о своих бедах и о злодействах разбойников. Долго дедушка слушал да расспрашивал об атамане и о его ватаге, а потом задумался.
  Начали посланцы сомневаться и потихоньку между собой спорить.
  - Да разве такой старичок сладит с буйными разбойничками? Поди, и до пещер карачуновских не дойдет… - говорили одни.
  - Дойти-то он, может, и дойдет и колдовством одолеет шайку. А не запросит ли слишком большую награду? Вон как молчком задумался. Небось, подсчитывает, сколько с нас заполучить… - шептали другие.
  - А никакой мне награды не надо, - вдруг заговорил дедушка, будто подслушал спор посланцев. – Накажу лютой смертью негодных. Избавлю вас от ига разбойничьего. Только соберите мне пригоршню серебра, да чтобы кузнецы ваши из него выковали прутик.
  На том и порешили.
 
Расправа
 
  Пришел вскоре дедушка в лес, где буянил Карачун, и повстречал разбойников.
  - Ну-ка, ребятушки, отведите-ка меня к своей пещере заветной, - сказал он. - Да не робейте... Поспешайте, пока я не осерчал...
  Удивились вначале разбойники такой смелости. А потом стали над стариком насмехаться. Особенно усердствовал атаман.
  - Ах ты пень трухлявый, гриб прошлогодний! Мы бы тебя невредимым отпустили, да теперь за дерзость свяжем и на муравейник бросим!
  - Никого вы уже не тронете, не обидите, - ответил им дедушка. – Отгуляли, вороны, отшалили, черные!..
  Взмахнул он серебряным прутиком, поводил в воздухе, будто какое-то роковое слово написал, - и остолбенели разбойники! Рты открыли, а слов не могут вымолвить. За рукоятки сабель схватились, а из ножен их не получается выхватить.
  - А теперь ведите к пещере! – тихонько приказал дедушка.
  И тут же беспрекословно подчинились разбойники. Покачиваясь, пошатываясь, как во сне, повели они чародея тайными тропинками.
  Спустились гурьбой в пещеру, открыли бочки с серебром, золотом и драгоценными камнями.
  Потрогал дедушка сокровища и грустно покачал головой:
  - До чего же мокрое сокровище…
  Он снова махнул своим прутиком, и лишь тогда Карачун смог заговорить:
  - Не может серебро и золото быть мокрым… Не может… Не может…
  - А вот и может, - упрямо возразил старик. – От крови и слез погубленных вами оно сделалось таким. До того мокрым, что вы сейчас будете пить его.
  - Как же серебро и золото пить? – изумился Карачун.
  Дедушка опять взмахнул прутиком, и разбойники, словно по команде, зачерпнули из бочек драгоценные монетки и набили ими рты.
  И тут же все до единого повалились на землю и стали кататься от боли. Монеты сами собой расплавились и сожгли разбойников.
  Собрал чародей жителей окрестных деревень и наказал:
  - Сокровище в пещере проклятое. Кто прикоснется к нему – сгорит. И будет «огневым» это серебро и золото триста тридцать три года и еще триста тридцать три дня…
  Чтобы не было ни у кого соблазна овладеть кладом Карачуна, велел дедушка принести к пещере бочку пороха и взорвать…
  Прошли-пролетели триста тридцать три года еще триста тридцать три дня. Над местом, где когда-то был вход в подземелье и шумели непроходимые леса, мчатся по проспекту автомобили, а неподалеку возвышается памятник Юрию Гагарину.
  Догадываются ли водители, что их «железные кони» проносятся над местом, где хранятся древние сокровища?..
 
Внезапные находки – удар по психике
 
  Кто-то из ученых назвал клады зеркалами давних событий.
  И действительно, деньги и изделия из драгоценных металлов и камней могут многое рассказать о минувших временах.
  В них отражается история. Не только сами ценности, но и причины, почему они были зарыты, время и место захоронения – важная информация для последующих поколений.
  Отчего же, согласно преданиям, найденные клады могут приносить беду? Версий множество.
  Представим, что сокровище спрятали во время смертоносной эпидемии. И хоть серебро и золото обладает антибактериальными свойствами и пролежало в земле много лет, все же предметы из них могут быть хранителями вредоносных микробов.
  Некоторые исследователи считают, что старинные изделия, пролежавшие века или тысячелетия в земле, являются накопителями еще не познанной наукой энергии. Войны, перевороты, кровавые преступления, катастрофы – их злая сила сохраняется в кладах.
Возможно ли такое?.. Мистика?.. Реальность?.. Фантазия? Пока еще никто не может основательно подтвердить эти или опровергнуть. Однако ни яростные материалисты, ни мечтательные идеалисты вряд ли будут оспаривать, что внезапные находки ценностей, неожиданное быстрое обогащение – мощное воздействие на психику человека, на поведение, на всю его последующую жизнь. А всякое резкое изменение в судьбе, пусть даже положительное, может привести к печальным последствиям и даже к гибели.
  Найденные сокровища влекут за собой зависть окружающих, нередко – нарушение законов и наказание. Психологически неподготовленные к внезапному богатству люди приобретают вредные и опасные привычки.
  В древнем предании говорится: отыскал сокровища – поделись с другим. Чем больше людей получат частицы клада – тем лучше. Тогда зло, хранимое в них, «расколется-распылится» и потеряет силу.
  Особые риатуалы и заговоры, возможно, создают психологическую защиту тому, кто ищет сокровища. Согласно преданиям, драгоценные металлы и камни прятались с «зароками», одолеть которые можно, лишь произнося более «сильное» заклинание.
  Считалось, что над кладами по ночам иногда появляются огоньки. В древнерусском сказании «Чтение о Борисе и Глебе» говорится: «А ще бо или сребро или злато скровено будеть под землею, то мнози видять огнь горящь на том месте, то и то же дьяволу показующю сребролюбых ради».
  Наверное, за волшебное сияние принимали огни, возникающие из-за выхода на поверхность болотных газов или фосфоресцирующие гнилушки.
  Охотникам за чужими золотом и драгоценностями камнями прежде всего надо было «погасить кладный огонь». Лишь тогда заклятие, оберегающее сокровище, теряло силу. Помимо специальных заговоров в старину применяли «разрыв-траву», «плакун-траву», «Петров-крест».
 
Сколько не найдено?
 
  Есть предположение, что в каждом втором московском доме, построенном до нашествия Наполеона, хранились ценности. А в возведенном до 1917 года, - в каждом третьем.
  Один из самых внушительных кладов обнаружен в октябре 1939 года, когда прокладывалась траншея возле Спасских ворот Кремля. Находка состояла из 34769 монет и нескольких изделий из серебра.
  Древнейший кремлевский клад, о котором официально заявили, относится примерно к XII веку. Его открыли в 1844 году при закладке фундамента Оружейной палаты.
  Тайник революционной поры был найден на Пречистинке. Под большим камнем хранились два нагана, патроны, юнкерские погоны и серебряный портсигар. В портсигаре находилась записка с номером счета в Английском банке и пароль для получения вклада.
  В каких только уголках Москвы не находили сокровища!
  В ноябре 1962 года газета «Труд» писала: «В траншее для газовых труб на строительстве экспериментального квартала у ВДНХ обнаружен ларец, в котором лежали 311 золотых предметов…»
  Летом 1972 года на Марксистской улице найден клад из платиновых и золотых украшений. Одно колье имело 131 бриллиант.
  Примеров подобных находок по Москве можно привести множество.
 
Золотой череп
 
  Сад «Эрмитаж» существует с первой половины XIX века.
  В 1880 году его заарендовал популярный артист Лентовский. В саду стали устраивать гулянья, открылся ресторан и летний театр «Эрмитаж».
  Во время строительных работ в саду было обнаружен вход в пещеру. Землекопам удалось углубиться лишь на несколько шагов. Ничего интересного там не нашли, но все же Лентовскому доложили о случившемся. Тот не придал этому значения и велел забросать строительным мусором вход.
  Перед тем, как исполнить приказ, один из рабочих, непонятно зачем, извлек из пещеры камень, похожий на человеческую голову.
  Какое-то время находка валялась на стройплощадке, пока не попала на глаза студенту.
  Видимо, сказались исследовательские навыки, приобретенные в университете. Молодой человек несколько раз ударил палкой по камню. Но это был отвердевший ком земли. От удара ком развалился, и что-то сверкнуло под слоем грязи.
  Так в руках студента оказался изготовленный из чистого золота череп. Оповещать о находке молодой человек не стал. Завернул в газету и отправился домой.
  Череп увидела квартирная хозяйка - любительница мистики и оккультизма.
  - Он принесет несчастье, - после долгого осмотра заявила дама. – Неизвестно кем, с какой целью и когда его изготовили. В нем есть нечто роковое. Немедленно избавьтесь!..
  Студент не стал спорить, поскольку не собирался хранить дорогую находку и отправился на поиски покупателя. Но как найти такого, чтобы не задавал лишних вопросов и не заявил в полицию?
  Молодому человеку не повезло. Торговцы антиквариатом, услышав о золотом черепе, хмурились, отводили глаза в сторону и, ничего не объясняя, отказывались даже взглянуть на удивительную находку.
  А ночью студента мучили кошмары. Снился проклятый череп. Он был залит кровью, издавал странный звук, выкрикивал непонятные слова, сам по себе летал по комнате.
  Молодой человек в ужасе убегал от него, прятался то в шкаф, то под кровать, пытался выскочить из комнаты, но дверь не открывалась. Кровь стекала на ковер, на постель, на скатерть, и алые пятна становились все больше и больше.
  Студент пытался защититься: швырял стулья, книги, вазы. Не помогло. Проклятый череп продолжал медленный, зловещий полет. Оставался один выход: выпрыгнуть из окна. И молодой человек сделал это.
 
Исчезновение
 
  Утром, после кошмарной ночи, ему показалось, что золотое изваяние выглядит более зловеще, чем накануне.
  Явилась хозяйка квартиры. Оказалось, ее мучил тот же сон. Она категорически потребовала немедленно избавиться от опасного предмета.
  «Раз не хотят покупать золотой череп, распилю его и продам по кускам», - решил студент. Прихватил у знакомого слесаря ножовку и принялся за работу.
  Но мягкий металл почему-то не поддавался инструменту. Молодому человеку вдруг стало плохо, и он на короткое время потерял сознание. Так произошло несколько раз.
  Вечером наведалась хозяйка. Узнав о случившемся, подняла крик.
  - Немедленно убрать проклятый череп! Никто его не купит! Он источает беду и смерть! В нем накопилось многовековое зло!.. Отнесите его туда, где нашли!..
  Молодой человек согласился. Жаль, конечно, терять столько золота, но от черепа и впрямь веяло смертью и необъяснимой угрозой.
  Студент снова завернул в газету опасную находку и отправился в сад «Эрмитаж». Сумел ли он дойти до места или что-то с ним приключилось по дороге? Больше его никто не видел. Оповестили полицию. Но молодого человека так и не нашли.
  А вещунья, к которой обратилась хозяйка квартиры, сразу ответила:
  - Заманил адово создание - проклятый череп студента в подземелья. И нет оттуда обратной дороги. Золотая голова за кого ухватится – того не отпустит. О том мне одна старая ведьма давным-давно сказывала.
  О пропавшем молодом человеке с той поры – никаких вестей. Зато о золотом черепе ходило немало слухов среди босяков и бродяг, ночующих в московских подземельях.
  Рассказывали они, что неизвестные в черных одеяниях совершали перед золотым черепом таинственные обряды и даже принесли человеческие жертвы. Сколько было убито людей, никто не мог ответить. Бродяги опасались попадаться на глаза страшным незнакомцам.
 
Отзвуки давних событий
 
  Не только найденные и ненайденные клады, но и легенды о них, поверья, слухи, заклинания и проклятия являются важными отзвуками давних событий, достойными изучения. Они – необходимое звено для понимания той или иной эпохи.
  И пусть каждый человек, нашедший клад, верящий или не верящий мистическим историям, всегда помнит: не следует торопиться, строить планы богатой, беззаботной жизни. Вместе с сокровищами к нему могут прийти горе и проклятия, трагедии и несчастья прошлых времен.
  Но если уж прикоснулся к чужому богатству, лучше вначале задуматься, как распорядиться счастливой, но тяжкой находкой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«НА СРЕБРЕ И ЗЛАТЕ»
 
 
               
«… то место разрыть и вынять земли сколько пристойно, и тех денег и иной поклажи искать и что будет вынять и описать именно, а тое поклажу и описную роспись прислать. А буде денег и никакой поклажи не явится, о том потому же писать, и сколько земли вынять будет в глубину и вдоль и поперек и какими людьми…»
Из приказа Петра I о найденных
сокровищах.
 
 
 
Старый кладник
 
  В один из приездов Александра Даниловича Меншикова в Москву в его дом у Поганых прудов доставили человека по имени Осип.
  - Крепко мои ребятушки помяли тебя, - приветливо начал разговор светлейший князь. – Но обиду не держи, больно ты прыткий, да несговорчивый.
  - Помяли, ох, как помучили, кормилец, - охотно закивал Осип и дотронулся до окровавленной головы. – А за что дубасили – не ведаю…
  - Так ли говоришь, как думаешь? – усмехнулся Меншиков. – По глазам вижу: хитришь. Доподлинно известно – человек ты грамотный, царские указы почитываешь. И новое повеление государя нашего Петра Алексеевича знаешь?
  - Какое повеление? – в глазах Осипа зажглись лукавые огоньки.
  - Ишь ты, ловко непонятливым прикидываешься! А приказал государь делать чертежи местности, где обнаружатся сокровища, - пояснил Меншиков. - За добровольную сдачу найденного богатства велено платить вдвое больше, чем оно стоит. Ну, а за сокрытие и тайную переплавку золота и серебра – наказывать смертной казнью... Уразумел, голова осиновая?
  - Как же не уразуметь?.. Повеления царя-батюшки так доходчивы… Иной раз и до костей пробирают, - смиренно ответил Осип и опасливо поежился.
  Указ, о котором говорил Меншиков, царь издал после многих доносов и сообщений о том, что в Москве, в Поволжье, в Сибири разрываются древние курганы и могилы богатых людей, изымаются сокровища из подземелий А серебро и золото сбываются их ювелирам, или, того хуже, фальшивомонетчикам.
  Меншиков весело подмигнул Осипу.
  - А о твоих вороватых делах вся Москва толкует. Говорят, ты, шельма, даже известную царскую особу втянул в омут своих поисков. Так что поджидает тебя либо плаха, либо дыба.
  - Повелевай, искуплю грех, только не губи, кормилец, - забормотал Осип и опустился на колени. - И про сестрицу государя нашего царевну Екатерину Алексеевну, и про сановитых мужей, и про последнюю рвань безпортошную - все поведаю. Только не губи…
  - Вот так-то лучше будет, - довольно кивнул Меншиков. – Не елозь на коленях. Поднимайся и валяй, рассказывай. А я послушаю да подумаю, правду ли сообщил, от всех ли грехов очистился? Понравится мне твоя исповедь – отпущу на четыре стороны, да еще награжу не скупясь. Не понравится – отдам кнутобойщикам.
  - Царевна через верного своего человека давно призвала меня к себе, - зачастил Осип. – Потребовала она, чтобы я передал ей записи иерея Симеона, по которым можно отыскивать клады в подземельях Первопрестольной и в ближайших весях и лесочках.
  - Как же тебе достались эти записи? – перебил Меншиков.
  - Иерей сам подарил мне…
  - Брешешь, собака… - беззлобно ругнулся светлейший. – Выкрал ты у него… Продолжай, да не ври. Помни, о чем я предупреждал. - Александр Данилович пристально взглянул на собеседника. - А что, царевна сама ездила с тобой богомерзкими делами заниматься – копать могилы?
  - Лукавить не буду, - покорно ответил Осип. – Могилы трогать она сама боялась. Людишек своих посылала. А вот в подмосковье на бугры и курганы тайком выезжала. Да и в подземелья Первопрестольной хаживала - хоть и не царское это дело. Но указки иерея пустяшными оказались. Ни одно сокровище по ним не сыскали.
  - Записи иерея, может, и нестоящие, а твои – куда посерьезней, - усмехнулся Александр Данилович. - Говорят на Москве, что за них иноземные купцы большие деньги сулили.
  - Да как сказать, - смутился Осип. – «Кладник» свой я, почитай, всю жизнь составлял. Слушал рассказы бывалых людей и, когда переписчиком в монастырях разных состоял, тоже кое-что выведывал из древних книг. Таких книг нынче много на Никольском крестце продают.
  - Где же ты хранишь «кладник»? – снова перебил Меншиков. – Избу твою обыскали, огород и сад перерыли…
  - В заветном месте, в подземелье, недалече от твоего чертога, кормилец, - поспешно ответил Осип. – Велишь принести – я мигом! Справлюсь так, что не успеешь трубочку свою докурить.
  - Пойдешь с моими людьми! Да чтоб рот на замок. Ни им, никому другому не болтать лишнего! – приказал Александр Данилович и поинтересовался: - А что, так уж богата Первопрестольная спрятанными сокровищами?..
  - Ох, богата! – затряс головой Осип и даже зажмурился. – Издавна говорят: Москва на воде и костях, на сребре и злате стоит. Много добра великий правитель и воин, князь Дмитрий Иванович Донской, по тайникам попрятал. Под Первопрестольной не перечесть пещер, ходов, ползников, схронов, колодцев …
  Осип говорил быстро, напористо, а при этом лихорадочно соображал, как бы вывернуться из рук царского любимца.
  - Князь Дмитрий Иванович делал тайные запасы злата и сребра на случай, если ворог нагрянет. И великий князь Василий тоже. Вот только перед смертью не успели они обо всех тайниках наследникам рассказать. И остались их сокровища в землице московской…
 
Коллекция светлейшего
 
  Казалось, теперь Меншиков слушал Осипа, думая о чем-то о своем, а на самом деле жадно впитывал каждое его слово. Давно уже светлейший князь собирал сведения о московских кладах.
  Денег не жалел, добывая старинные документы о спрятанных сокровищах.
  Меншиков владел полным списком «Повести о московском взятии от царя Тохтамыша», где описывались ценности, захваченные врагами в 1382 году.
  Николай Карамзин писал о тех событиях: «Неприятель в остервенении своем убивал всех без разбора, граждан и монахов, жен и священников, юных девиц и дряхлых старцев; опускал меч единственно для отдохновения и снова начинал кровопролитие. Многие укрывались в церквах каменных – татары отбивали двери и везде находили сокровища, свезенные в Москву из других, менее укрепленных городов. Кроме богатых икон и сосудов, они взяли, по сказанию летописцев, несметное количество золота и серебра в казне великокняжеской, у бояр старейших, у купцов знаменитых, наследие их отцов и дедов, плод бережливости и трудов долговременных.
  К вечному сожалению потомства, сии грабители, обнажив церкви и дома, предали огню множество древних книг и рукописей, там хранимых, и лишили нашу историю, может быть, весьма любопытных памятников».
  Когда князь Владимир Андреевич разгромил один из отрядов Тохтамыша, хан приказал своим войскам отступать от Москвы.
  Не все захваченное вывезла из Первопрестольной неприятельская армия. Много золота и серебра было спрятано в подземельях Воробьевых гор, а также на выходе из города по дороге на Коломну.
  Немало охотников за сокровищами пыталось отыскать те клады. Согласно преданию, Меншиков тоже направлял своих людей на поиски золота, захваченного воинами Тохтамыша.
Но его посланцы возвращались с пустыми руками.
 
«Особый замок» Ивана Грозного
 
  - А уж сколько государь Иван Васильевич попрятал сребра и злата!.. – продолжал Осип. – Впервые закопал добро, когда на Москву осерчал и в Александрову слободу уехал. А после возвращения каждый год по три кованных сундука хоронил по разным местам в подземельях Первопрестольной. До них без заклинаний и снятия «смертельной закрепи» - лучше не дотрагивайся.
  Меншиков недоверчиво взглянул на собеседника.
  - Отчего же так?
  Осип замялся.
  - Можно ли о царской особе?.. Не осерчаешь, кормилец?..
  - Валяй, не робей, - разрешил светлейший.
  - Дак ведь известное дело… Государь Иван Васильевич с малолетства с колдунами, ворожеями и чернокнижниками знался. Сам многому у них научился. Сказывали старики, будто мог он одним взглядом человека усыпить и заставить во сне что угодно вытворять и обо всем рассказывать. Ему колдовские книги и записи тайных знаний со всего мира везли - и посланцы королей, и купцы заморские, и ученый люд, и нашенские чародеи…
  Осип оглянулся, - не подслушивает ли кто, - перекрестился и, потянувшись к Меншикову, перешел на шепот.
  - Прознал царь-государь из бумаг ветхих устройство песчинки и неба звездного, об иных людях, на земле обитавших, и отчего вода течет, а ветер – дует, и когда настанет конец света. Вот как понял все Грозный царь, умом и тронулся. Забыл даже, сердечный, где сокровища попрятал…
  - Но-но, болтай – да не перебалтывай. Особу-то царскую так не задевай… - одернул Осипа светлейший, но тут же полюбопытствовал: - А что, на самом деле у государя Ивана Васильевича была знатная и богатая библиотека?
  - Богатая-богатющая! Всем иноземным – на удивление и на зависть, - подтвердил Осип. – Только поделил он ее на «светлую» и «черную». «Светлую» держал открыто и даже давал читать другим. Хоть и грозен был царь, а душа – доверчива. Вот людишки-то и норовили его обмануть: возьмут книгу и – не возвращают. Другой бы на кол неблагодарных, а Иван Васильевич прощал. Так и растащили часть «светлой» библиотеки. А перед смертью государь подарил много книг монастырям.
  Осип снова перекрестился и продолжил:
- А вот «черную», колдовскую, Иван Васильевич замуровал где-то в московском подземелье. Не хотел, чтобы страшные познания до нас, грешных, дошли. На всех, кто помогал ему чародейскую библиотеку прятать, насылал он «сохлую болезнь». Люди не могли шевелить ни языком, ни руками, ни ногами. Даже моргать переставали, и от этого вытекали глаза.
  Светлейший нетерпеливо махнул рукой:
  - Давай-давай дальше… Не тяни…
  - Так что на сокровищах царя Ивана Васильевича – «особый знак», неподступный, неухватный, - продолжил Осип. - Без знаний лучше не лезь к ним…
  - А ты сам раскусил, как богатство Ивана Васильевича взять можно? – недоверчиво спросил Меншиков.
  - В моем «кладнике» о том записано… - потупил глаза Осип.
  - Принесешь свою книгу, прочитаешь мне, а я решу: либо под моим надзором станешь добывать сокровища, либо – ждут тебя молодцы-кнутобойцы, - светлейший погрозил пальцем. – А после государя Ивана Васильевича по Москве большие сокровища прятали?
  - Прятали столько, что и не сосчитать! И Борис Годунов, и воры-самозванцы, и бояре, и разбойнички. Но больше всех расстаралась шляхтянка Марина Мнишек.
Возникновение знаменитой библиотеки
 
  Конечно, Александр Данилович не до конца поверил Осипу. Но о таинственной библиотеке Ивана Грозного он слышал от многих.
  Начало ее было положено еще при великом князе Иване III.
  Расчетливый, властолюбивый, решительный и умный правитель взошел на престол в 1462 году. Николай Карамзин характеризовал его так: «… разгадав тайны самодержавия, сделался како бы земным Богом для России».
  Спустя десять лет Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице византийского императора. Это помогло ему поднять свой авторитет не только среди русских удельных князей, но и среди европейских и восточных монархов.
  Частью приданого Софьи были старинные книги и свитки на греческом, латинском и на не ведомых в Москве языках.
  Иван Грозный значительно пополнил библиотеку. Ему удалось приобрести несколько книг Ярослава Мудрого. Иностранные послы и купцы, зная пристрастие русского царя, привозили в подарок старые и новые фолианты...
  Хотя и не был силен в грамоте Меншиков, но значение и ценность легендарной библиотеки понимал. Не зря ведь такие именитые люди, как Борис Годунов, Григорий Отрепьев, прозванный Лжедмитрием I, его жена Марина Мнишек и даже сестры Петра I царевны Софья и Екатерина, безуспешно пытались найти это сокровище.
  Но так ли безуспешно?..
 
Взлет и падение
 
  В 1606 году знатная шляхтянка Марина Мнишек прибыла в Москву, чтобы выйти замуж за Самозванца. Был в ее свите некий ученый. Ни звания, ни откуда он родом, ни даже имени досужим москвичам выяснить не удалось. Но вскоре стало известно, что он, по заданию Марины, облазил многие подземелья Первопрестольной, разыскивая библиотеку Ивана Грозного.
  После восстания и убийства Лжедмитрия I Мнишек «признала» своим мужем другого политического афериста, получившего в народе прозвище Лжедмитрий II.
  Весной 1610 года Тушинский лагерь этого Самозванца был разгромлен, и Марина бежала в Калугу.
  В последнюю ночь перед побегом, понимая, что награбленное в Москве сокровище не вывезти, она приказала спрятать его в тайной пещере под Тушином. Казаки, схоронившие сундуки с драгоценностями, позднее были убиты своим атаманом, приспешником Марины – Иваном Заруцким.
  Кроме золота и серебра, в сундуках находились и книги.
  Через несколько месяцев после этих событий в Калуге погиб Лжедмитрий II. Недолго здравствовали и Марина и Заруцкий.
  Историк и государственный деятель XVIII века Василий Никитич Татищев так описывал последние приключения Мнишек: «…воевода Петр Васильев сын Головин, уведав о приходе Заруцкого в Астрахань, собрав людей, колико можно было, пошел к Астрахани; и по приходе его астраханцы многие, вышед, к нему пристали. Заруцкий же, видя себе безнадежность, надеялся яицких казаков к себе склонить, ушел с Мариною с малым числом казаков на Яик…
  И по немалому бою с помощию яицких казаков Заруцкого и Марину, Ростригову жену, с сыном, також и протчих воров, взяв с великим богатством, послали в Москву…»
  В столице Ивана Заруцкого посадили на кол, а малолетнего сына Лжедмитрия и Мнишек повесили.
  Как отмечал Василий Татищев: «…Марина, сидя в заключении от нетерпеливой презельной печали, презрев всякое ей довольство и обещанную от государя милость, умерла внезапно.
  И тако сия мужественная и властолюбивая жена, ища более, нежели ей надлежало, более затевая, нежели женские свойства снести могут, с великим нещастием, яко обычай всем сему подобным властолюбием, жизнь и славу свою с бесчестием окончила».
  Перед смертью, в 1614 году, Мнишек, якобы, рассказала стражнику, что под Тушино, в подземелье, вместе с другими сокровищами, хранятся несколько книг из собрания Ивана Грозного. Нашлись в те времена охотники раскопать Маринкины сундуки. Однако поиски оказались безуспешными.
 
Фома – Лесной Бес
 
  Александр Данилович не очень-то доверял непроверенным слухам и преданиям. Но хорошо запомнил, как в детстве сам побывал в Тушино.
  Тогда Меншиков услышал от местных жителей, что Мнишек была ведьмой и сумела накрепко заколдовать спрятанные сокровища.
  Иногда, в короткие летние ночи, видели тушинцы, как по берегу реки ходит незнакомая женщина. Те, кто пытался приблизиться или подглядывал за ней, теряли рассудок. А старики утверждали: «То Маринка-ведьма, Ростригова женка, вернулась и проверяет, на месте ли ее добро…»
  Слышал Александр Данилович в Тушино и предание об известном разбойнике-душегубе Фоме, по прозвищу Лесной Бес. Был Фома когда-то казаком у атамана Заруцкого. Мнишек именно ему поручила стеречь клад. Но при этом - колдовскими чарами лишила его разума.
  Лютовал Фома в тушинских лесах много лет после смерти Маринки. Убивал и старого, и малого – любого, кто нечаянно приближался к месту, где в тайной пещере хранилось сокровище.
  Потом вдруг Лесной Бес пропал: то ли такие же разбойники погубили, то ли сам сгинул в болотах, или подался в дальние края.
  Правда, были и другие домыслы: может, от одиночества и тоски, а может, в великом подпитии, Фома каким-то образом сбросил с себя чары, плюнул на запреты и раскрыл в пещере один из сундуков Мнишек.
И попалась ему колдовская книга. Едва разглядел первую страницу – как стал понимать слова и буквы. Мигом выветрился хмель, вернулся разум.
  Что он вычитал в книге - неизвестно. Только вышел после того Фома из пещеры и удавился на первой же березе… Как говорили в народе: не выдержал разбойник неожиданного "поумнения".
  Но уж этому преданию Меншиков не поверил, даже в далеком детстве.
 
«Они - как живые»
 
  - Словом, ты понял, что тебя ждет, - жестко произнес Александр Данилович. – Прямо сейчас и отправишься с моими людьми.
  Осип заметно повеселел и развязно ответил:
  - Твое слово, князь, - моя работенка. А к вечеру «кладник» будет у тебя!.. Думай, как меня наградить...
  - Погоди-ка с наградой… Если ты знаешь тайну московских сокровищ, почему сам не разбогател? – насторожился Меньшиков.
  - Каждому положен только один счастливый клад в жизни. Мой – еще в земле почивает и меня дожидается… - усмехнулся Осип.
  - Что ж ты с найденными сокровищами делаешь? – спросил Александр Данилович. – И как ты можешь определить: твой клад или не твой? Принесет ли он тебе счастье или беду?
  - То, князь, большая наука. Сокровища – они как живые. Сами знающему человеку нашептывают: где их искать и что с ними делать. Один клад подсказывает: отдай меня в церковь Иоанна Богослова под Вязами – там, на погосте, лежат убиенные лихими людьми те, кто копил меня, и из-за меня погиб. А другой советует: раздай убогим и нищим у собора Казанской Пресвятой Богородицы… А третий так и звенит монетками: пропей, не жалей, пропей с честным народом, угощай всех напропалую.
  Меншиков ухмыльнулся - видно понравились ему байки Осипа:
  - А что будет, ежели кто отыщет клад и заартачится - не исполнит его волю?
  - Беда случится… Либо царевы люди закуют в железо, либо разбойники зарежут, либо хворь неизлечимая погубит. Надо знать заветные слова для разговора с сокровищами, да самому уметь их слушать.
  - Ох, и горазд ты брехать, - рассмеялся Александр Данилович. – Ладно, вечером поглядим, что за чудеса в твоем «кладнике».
 
«Прощайте, служивые!»
 
  Вскоре Осип в сопровождении денщиков светлейшего князя добрался до берега Неглинки, где стояло несколько заброшенных изб. Кладоискатель уверенно прошел между ними и раздвинул густые заросли черемухи.
  - А теперь, служивые, кто посмелей – за мной! – Скомандовал Осип и указал пальцем на едва приметную нору. - Придется землице кланяться да во тьме на брюхе ползать. Сокровища просто так не даются...
  Денщики переглянулись в недоумении. Разве пролезть сюда человеку?
  - Не робей, служивые! А то нырну один в землю, а вас князюшка попотчует тогда батогами… А хотите – и впрямь дождитесь меня здесь. Чего одежонку пачкать? Я достану свой кладник и мигом вернусь.
  Не понравилась такая речь денщикам: заподозрили неладное. Двое самых ловких, чертыхаясь и кряхтя, полезли в нору за Осипом.
  - Свечей никто не догадался взять? – спросил кладоискатель, когда они пробрались по узкому лазу до просторной пещеры.
  Денщики только развели руками да проворчали нечто невразумительное.
  - Ничего, с одной справимся, - успокоил Осип и зажег свечу. – Тут недалеко осталось. Идите на огонек, только не рядом со мной, а то он погаснет.
  Послушались денщики, приостановились.
  Вдруг увидели они, как зажглись мгновенно такие же огоньки справа, слева, впереди, сзади… Откуда их столько?!.. Что за народ появился в подземелье?
  Растерялись княжеские люди. Не поймут, куда поворачивать, на какой огонек идти.
  Крикнули разом дрогнувшими голосами:
  - Эй, не балуй!.. Дьявол пещерный!..
  - Отзовись!.. Все одно не уйдешь!.. И мрак подземельный тебе не поможет!..
  Тут же, словно от их возгласов, разом погасли огоньки. И уже откуда-то снизу, из глубины пещеры, послышался насмешливый голос Осипа:
  - Проща-а-айте, служивые!.. А своему князюшке передайте: пущай теперь по всей Москве подземельной сокровища ищет… Ох, погубит его страсть к сребру и злату… Попомнит он мои слова скоро… скоро…
  От жуткого хохота кладоискателя ноги у денщиков будто приросли к земле.
  - А еще передайте: запалю я его дом из своего подземелья. Попомнит князюшка плети, которыми угостил меня!..
  Прошло немного времени, и в московском дворце Меншикова случился пожар. Правда, огонь быстро погасили. Кто совершил поджог – достоверно не известно. Так же, как не известно, удалось ли поймать автора «кладника». Но челядь светлейшего князя была убеждена: пожар во дворце - дело рук Осипа.
  Среди множества тайн Москва подземельная скрыла и эту.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
О чем звонит древний колокол
 
 
                “Поля Москвы, сосновый бор!..
                Без мирт и без олив, под сению дубовой,
                Наш холм Коломенский! Борисовы пруды!
                Как Русь широкие, в Царицыне сады!
                И наше Кунцево, и наше Воробьево!..
                Вы незабвенны нам, как сень родного крова!..”
                Владимир Филимонов
 
 
 
 
Отбрось недобрые мысли
 
  Не умирает звук... Не умирают древние преданья... Как не умирает душа человека. Они лишь преобразуются.
  Слово на чужом языке, неясный знак, высеченный на камне, таинственное название на старинной географической карте...
Все это послания далеких предков, их предостережения. Надо только уметь видеть и слышать, уметь оторваться от нынешней суеты, почувствовать связь времен и народов.
  Хоть один человек, да обязательно найдется, кто может передать тебе послание древних...
  Говорят, в московском Царицыно есть такое место, где во все времена года можно услышать тихое звучание колокола...
  Отбрось недобрые мысли в царицынском парке, прижми ладони к старой березе, закрой глаза и прислушайся.
  И польется неведомо откуда неторопливый звон, то благовестный, то тревожный. Словно добрый и мудрый человек хочет рассказать что-то о важном, о сокровенном...
 
Дары старцев-странников
 
  Первое письменное упоминание об этой местности хранится в писцовых книгах за 1589 год. Тогда называлась она “Пустошь Черногрязная” и входила в состав царского Коломенского дворцового хозяйства.
  А за много веков до того жило здесь племя славянское вятичей. Правила ими молодая владычица Огда.
  Пришли однажды от теплых морей старцы и принесли три кипарисовых ларя, а на устах - благую весть и добрую веру.
  В первом ларе были кожаные свитки с непонятными письменами, во втором - серебряный крест, в третьем - колокол.
  Дивились тем дарам вятичи. Слушали незнакомый язык странников, трогали крест и колокол.
  Мало что поняли тогда славяне, но увидели в приходе старцев доброе знамение.
  Ушли дальше на север странники. А владычица Огда приказала повесить колокол на березу, которой поклонялись вятичи, а крест и письмена в ларях хранить, как главные святыни.
  Хоть и обещали вернуться старцы, но что-то помешало им.
  А потом пришла беда. Нагрянуло из лесных чащоб неведомое племя. Сожгли супостаты многие поселения и разбили рать вятичей.
  Зазвонил, словно сам по себе, в тот тревожный час колокол. Разлил вокруг скорбь и печаль.
  И сказал тогда славный воин вятичей Вирь владычице Огде:
  - Уходи с народом на реку Маса. Есть там семихолмье, на нем и построй крепь-городище, какой стоит на Ка-Лугаве и на Ка-Строме. Уноси с собой дары старцев, только оставь колокол на березе. Я же с четырьмя братьями встречу врагов. Останусь ли живым, нет ли, но во все времена буду оповещать крепь-городище на реке Маса о беде-тревоге...
  Долго ли бился Вирь и его братья с чужаками, неизвестно, однако, больше его никто не видел. И только не всем слышимый звон колокольный уже много веков разносится над Царицыно.
  А еще напоминают о тех временах древние захоронения вятичей в окрестностях заповедника...
 
Семь древних рощ
 
  В XYII веке земли Коломенского дворцового хозяйства стали распродаваться. Пустошь Черная Грязь с прилегающими деревнями Киселевым, Хохловкой, Шадровым, Ореховой были куплены царским тестем боярином Леонтием Стрешневым.
  Один из его наследников в 1682 году построил здесь деревянную церковь, отчего и стала называться пустошь Черная Грязь селом.
  Вскоре поместье перешло к внуку Стрешнева князю Галицину, отец которого Василий Галицин был фаворитом царевны Софьи.
  Поднялась, разбогатела с той поры усадьба. На речке Гордянке появились пруды с плотинами и мельницами. Разводились в прудах осетры, стерлядь, судаки. А еще засадил князь “пустошные земли” плодовыми деревьями. Не тронул он только семь рощ. Поверил древнему преданью, что нельзя их тревожить.
  Говорят, хозяин поместья сам иногда слышал звуки невидимого колокола, искал его, но так и не смог обнаружить.
  Но пробил колокол тревогу и Галициным. В 1689 году, в связи с “делом царевны Софьи”, несколько человек из этого семейства были сосланы, а имение отобрано в казну.
 
Атаман и цыганка
 
  Осела в рощах шайка атамана разбойник Бесово Стремя.
  Жители окрестных селений слышали порой песни воровской ватаги:
   
“Во первой роще разбойнички удалые
  Пешили купцов богатых, брали коней их под уздцы
  Да отбирали добро купцово.
  Во другой роще то добро меж собой поровну делили.
  Во третьей роще удалы разбойнички клад хоронили.
  Во четвертой во хмелю с красными девками гуляли.
  Во пятой сам атаман с красой-цыганкой миловался.
  Во шестой собирались разбойнички старый колокол слушать.
  А во седьмой от стрелецких сабель свои головы теряли...”
   
Жила с атаманом цыганочка по имени Зельфа. Отбил ее Бесово Стремя то ли у крымчаков, то ли у турок. Из поколения в поколение передавалось предание о том, как не послушал атаман совет красавицы уйти на Дон.
  Знала Зельфа тайну племени вятичей и где находится заветный колокол. Может, потому первой и почуяла беду.
  Проспали, прозевали тревогу разбойнички. Поздно спохватились. Посекли их саблями царевы люди. Только атаман с цыганкой был вдалеке, в седьмой роще.
  И сказала тогда Зельфа:
  - Выйди к служивым, опусти смиренно голову. Проси, чтобы тебя к царю Петру доставили. И скажи государю, что бьет тревогу древний колокол. Идет на Русь несметное войско...
  Засмеялся зло в ответ атаман:
  - Не допустят меня служивые к царю. В тот же час, как я сдамся, - зарежут... Будем уходить болотами, речками да тайными тропами на Дон...
  Припала и приложила ухо к земле цыганка.
  - Торопись, атаман! Товарищи твои уже порублены. А кони служивых бьют копытом землю у первой рощицы...
  Покачал головой Бесово Стремя.
  - Царевым слугам не дамся. А Петр Алексеевич и без меня дознается о вражеском войске... Уйдем мы с тобой, Зельфа, вот только откопаю свою долю купеческого добра. Я ведь его один здесь схоронил...
  Снова припала к земле цыганка.
  - Кони ржут уже у второй рощи...
  - Сейчас уходим, отыщу только свой клад... – поспешно ответил Бесово Стремя.
  - Брось добро!... Слышу, как скрепят седла у третьей рощи!..
  Замешкался атаман. Добро где-то рядом, а найти не может – наваждение какое-то!
  - Плетки свистят, хлещут лошадиные бока у четвертой рощи!.. Поспешай, атаман! Вот уж возле пятой усталый хрип коней...
  А Бесово Стремя все ползал в траве, землю ощупывал. Пропала метка, где сокровище зарыто. И чья вражья сила затуманила память?
  - Беда, любимый, совсем рядом! - крикнула цыганка. - Ветер играет конскими гривами уже у шестой рощи...
  Застонал от ярости Бесово Стремя.
  - Пропал клад. Не дается в руки!..
  Схватила его за плечи Зельфа и потянула к лодке.
  - Всё!.. Здесь царевы слуги! А за ними смерть тянется.
  Въехали служивые в чащу. Медленно ступали кони, тревожно грызли удила, испуганно подергивали ушами.
  Откуда ни возьмись - туман поднялся от болот.
  Как ни вслушивались царевы слуги, не почуяли ни шагов, ни всплеска воды, ни хруста ветвей.
  Будто сгинул в болоте проклятый атаман и цыганка.
  Вдруг откуда-то из тумана тихо ударил колокол. И необъяснимо жутко стало служивым. Вздыбились от страха кони и понесли из рощи своих седоков.
  Хлестали плетки, впивались в бока шпоры, но страх был сильней. И унесли кони всадников прочь... прочь...
  Так никто и не узнал, удалось ли уйти на Дон атаману Бесово Стремя и его цыганке...
 
Незавершенные строения
  В 1713 году владельцем имения Черная Грязь стал молдавский господарь Дмитрий Константинович Кантемир. Ученый, писатель и воин, получил имение в дар от Петра Первого.
  Его сын, Антиох Дмитриевич, еще в раннем детстве проявил поэтический талант. В Руководство Славяно-греко-латинской академии поручило десятилетнему Антиоху произнести похвальное слово на греческом языке Петру I.
  В 1732 году, во времена правления императрицы Анны Иоанновны, Антиох был направлен в Англию и во Францию послом. Там, на чужбине, спустя 12 лет, и умер этот поэт и мыслитель. И было ему всего лишь тридцать пять лет.
  При Кантемирах началась перестройка усадьбы Черная Грязь. Появился небольшой дом “на китайский манер с галереями и маленькими башнями”, новые сады и фонтаны. А местную деревянную церковь сменила каменная.
  Императрица Екатерина Вторая выкупила это имение.
  За считанные дни там был возведен временный дворец. Государыня со своим фаворитом Григорием Потемкиным провела в нем почти все лето. В парке проходили оперные спектакли, устраивались пикники, маскарады, увеселительные прогулки.
  Указом императрицы село Черная Грязь переименовано в Царицыно.
  Екатерина II писала о своем новом имении: “Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество, с лакеем переезжающую ручей на пароме.
  Перед нею низменность, покрытая кустарником..., прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег крутой занят разбросанными по нему маленькими деревеньками, а другой, с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тенистый ручеек зарос лесом; который постепенно возвышается амфитеатром...
  Ну, представьте же себе все это и вы будете в Царицыно.”
  Проектировать дворцовый комплекс для своей московской загородной резиденции государыня поручила знаменитому архитектору Василию Баженову.
  Екатерина дала ему полную свободу творчества, не ограничивая при этом финансами. По свидетельству современников, Баженов создал “изумительный по красоте и цельности ансамбль”...
  В 1785 году, когда строительство завершалось, Царицыно посетила Екатерина.
  И случилось непредвиденное. Строения, возведенные по одобренному ею проекту, не понравились императрице.
  Бедный Баженов так и не мог понять, что же произошло. Отчего такое внезапное отношение государыни к его детищу?..
  Одни нашептывали ему, будто впал он в немилость из-за своих связей с масонами. Другие толковали о древних старцах, которые являлись к императрице и умоляли не тревожить землю вятичей. Не беспокоить ни огнями, ни гульбищами, ни потехами, чтобы не заглушить сигналы колокола, не прозевать беду-тревогу.
  Верила или не верила Екатерина II преданию - не известно. Однако, дворец приказала сломать до основания, а Василия Баженова отстранила от дел.
  Новое строительство в Царицыно поручили другому замечательному русскому зодчему Матвею Казакову. Но и эта работа через несколько лет была приостановлена. Почему Екатерина охладела к своей московской загородной резиденции? До сих пор загадка.
  Дворец и другие здания остались незавершенными.
 
Не прозевать тревожные сигналы
 
  В XIX веке в Царицыно собирались достроить дворец, вначале для вдовы Александра I, затем - для императора Николая I. Но по разным причинам не удалось.
  Затем все постройки попытались продать на снос. Несмотря на низкую цену, покупателей не нашлось. Имение пришло в упадок.
  В годы революции и гражданской войны в Царицыно скрывались дезертиры, бандиты, беспризорники. Парк безжалостно вырубался и вытаптывался. Рушились стены и потолки построек. В прудах всплывали неопознанные трупы. Какие-то темные личности копались в земле в поисках сокровищ.
  Как отмечалось в прессе конца XX столетия, до наших дней сохранилась лишь четверть паркового хозяйства XVIII века, но еще можно полюбоваться полуразрушенным дворцом, мостиками, беседкими “Храм Цереры”, “Миловида”, “Нерастанкина”, башней “Руина”, Виноградными воротами, Оперным домом.
  Но и в те годы старожилы приглашали:
  - Приезжайте в Царицыно. Побродите по аллеям. Прислушайтесь, не звучит ли колокол, не пытается ли древний воин Вирь подать знак, чтобы мы в суете будней, в потоке проблем не прозевали тревожные сигналы наших предков.
  Прижмите ладони к старой березе, закройте глаза и слушайте...
 
...........................Продолжение следует.................................