Pasiego-тюрки Испании

Гахраман Гумбатов
Пасиего - тюрки Испании


           Современная этнография определяет народы по языку, религии и культуре. Между тем, этническое своеобразие любого народа обусловлено генетическими процессами, которые сиюминутно внешне себя ничем не проявляют. Но о них можно узнать, оценив сходства и отличия в детальном строении генофондов отдельных народов. Именно генетический материал хранит самую полную историю каждого человека, а также целых этносов и народов. Видимо поэтому в последние годы среди исторических источников важное место начинают занимать данные о структуре генофонда народа. Генофонд хранит генетическую память об этногенезе. Генетическая летопись, передаваясь в непрерывной цепи поколений, фиксирует события, связанные с перемещениями людей. Генофонд, неразрывно связан с этнической историей населения, его миграциями и контактами с соседними этносами.
На севере Испании живет уникальный тюркский народ - пасиего.
Пасиего - небольшая этническая группа в составе испанского народа.
Скотоводы пасиего живут на севере Испании в провинции Кантабрия.
Общая численность пасиего примерно 3000 человек.   
Язык пасиего за последние два тысячелетия был заменен латинским (испанским).
Они говорят на восточно кантабрийском диалекте испанского языка. 
Пасиего издавна занимаются пастушеским скотоводством.
Их основное занятие является отгонное скотоводство.
Семьи пасиего, объединённые в небольшие общины,
имеют по нескольку временных жилищ на зимних и летних пастбищах.
Они  в зимнее время живут в долине Пас,
а весной переселяются на летние горные  пастбища.
Они берут с собой одежду, одеяла, постельное белье, тазы, лопаты, горшки, блюда...
Некоторые ученые считают, что долина Пас дала название местным жителям и всему региону.  Слово Пас  происходит от латинского "Passus" (шагать). Как известно в Турции  скотоводов называют «юрюки», от тюркского слова “y;r;, yeri”-ходить, шагать.
Здесь они собирают сено, чтобы зимой кормить коров и овец.
Пасиего имеют более 6000 зимних и летних  жилых строений.
 Пастбища пасиегос разделены  каменными заборами.
Все каменные заборы пасиего построены сухой кладкой.
 Некоторые семьи пасиего имеют три или четыре каменных дома,
которые разбросаны в разных местах в зависимости от области перемещения и выпаса скота.
 Зимняя хижина, как правило, это прямоугольное каменное строение с покатой крышей.
Каменная хижина является местом жительства пасиего в зимнее время,
где на первом этаже содержится скот.
Семья пасиего живёт на втором этаже дома.
На верхний этаж ведет внешняя каменная лестница.
 Этот этаж разделен на две секции:
одна для кухни и жилых помещений,
а другое используются в качестве сеновала.
В последние годы молодые пасиего переезжают в крупные города.
В деревнях пасиего не хватает пастухов для обслуживания овечьих отар.
Для выживания и поддержания своей экономики пасиего завозят молочные породы коров.
Чтобы у коров было много молока надо их обеспечить сеном.
Теперь пасиего для коров на зиму собирают сено в большом количестве.
Каждый год с приходом весны,
пасиего вместе со стадами, поднимаются в горы.
Осенью они спускаются  в свои деревни,
которые расположены в предгорных  долинах.
     Древние тюрки - скотоводы  из Южного Кавказа
 впервые на территорию Западной Европы переселились примерно 5000 лет назад.
 Они принесли с собой коз, овец, крупный рогатый скот,
а также собак, которые были одомашнены к югу от Кавказа около 12000 лет назад.
 Передвигались они на воловьих повозках.
Древние тюрки- далёкие предки пасиего,
 стремились найти холмистую местность, похожую на свою прародину,
которая хорошо подходит для разведения овец и коз.
На севере Пиренейского полуострова  для проживания
они выбрали  предгорные регионы (Кантабрия и Валле де Аран). 
В мире пасиего вся его жизнь вращается вокруг травы. Весной, когда запас сена подходит к концу, семья переезжает со всеми своими вещами и скотом в горы,  и там они остаются до октября или ноября, Осенью  вся семья и животные возвращаются в зимние домики.

 В быту пасиего неотъемлемыми предметами являются корзина и длинная палка.
   Корзина.
Пасиего корзины используют для транспортировки различных грузов, и в первую очередь, для заготовки скошенной травы. Женщины в корзинах  носят маленьких детей. Для изготовления корзин используется орешник.

Посох пастуха.
Учитывая крутой рельеф горной Кантабрии  мужчины пасиего с помощью длинной палки с легкостью преодолевают  любые препятствия (каменные заборы, ручейки, заросли).
Предшественником этой палки был пастуший посох. Пасиего палку для прыжков изготавливает из гибкого орешника. В 1827 Себастьян Минано писал: «Они [пасиего] ловко испольуют длинную, толстую палку, чтобы перейти ручьи  и заросли». В настоящее время с помощью этой палки пасиего проводят различные легкоатлетические соревнования.

Воловья повозка. Парад воловьих телег.
В Диа-де-Кампо в последнее воскресенье сентября празднуется Сан-Матео. Главным событием дня является парад воловьих телег, украшенных сценами традиционной повседневной жизни.

Жилище пастухов (Chozo).
Chozo: сделано полностью из камня, как стены и подвесной потолок с шестом. Они являются наиболее многочисленными. Поражает количество этих конструкций пастухов, и его исправное состояние в целом. Без строительного раствора, только клали обработанный камень на камень.

Круглые жилища (Пальосы).
 В Кантабрии можно также найти уникальные жилища, история которых восходит ко временам предков пасиего. Это знаменитые  пальосы– невысокие домики с каменными стенами и крышей из соломы, чаще всего из стеблей ржи.

Кавказская овчарка (алабаш)  или пиренейский мастиф.
Пиренейский мастиф произошел от крупных сторожевых собак переселенцев с Южного Кавказа.
Собаки этого типа, судя по их физическим параметрам, появились в Европе в бронзовом веке при усилении развития овцеводства. Работа их состояла в пастьбе стад, помощи пастухам
Зоологи считают, что Южный Кавказ является древнейшим очагом, где, предположительно, возникла пастушеская собака, кавказская овчарка, alabash/ karabash.
   Зоологи, предполагают, что пастушеская собака пасиего, пиренейский мастиф произошел от кавказской овчарки. С самого рождения мастиф живет и кормится бок о бок с овцами, которые являются для него настоящей семьей. Охрана овец это дело жизни мастифа.  Обучать пастушьих собак охранять скот нет необходимости: они отлично знают своё дело.  Часто щенкам отрезают хвосты и уши. Оснащенные строгими ошейниками с шипами, они активно патрулируют стадо, реагируя на малейший тревожный сигнал. Кормят собак болтанкой из отрубей. Пастухи не дают собакам даже попробовать баранины, чтобы они не привыкали к ее вкусу.
   Испанский исследователь Мануэль дель Рио в «Пастушьей жизни» отмечает, что обычно на тысячу овец приходилось пять собак. Согласно этим данным, на момент наибольшей численности скота в середине XVIII века овец сопровождало около 20 тысяч мастифов.

Генетическая история пасиего.
Пасиего имеют своеобразную культуру, а также необычный для Испании генетический набор.
Среди пасиего распространены гаплогруппы R1b, R1a, G2 и E1b.
 Гаплогруппы R1a и G2 не характерны для населения Испании и всей Западной Европе.
 Как полагают генетики, носители гаплогрупп R1a  и G2 пришли
 на территорию Западной Европы с Южного Кавказа
во  времена Мегалитической культуры (III тыс. до н.э.).
У пасиего около  80% их ДНК совпадает с восточноевропейскими тюркскими народами (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, башкиры и другие). По сравнению с другими народами Западной Европы пасиего имеют высокие частоты R1a (SRY10831.2)- 18,0%.  Недавно у азербайджанцев Ирана генетики обнаружили аналогичную реликтовую гаплогруппу R1a (SRY10831.2), а также более древнюю предковую  гаплогруппу R1a (M420) и (V.Grugni et al, 2012; Underhill et al,2014).
    Американский генетик П.Андерхилл в статье, написанной в соавторстве с 32 ведущими генетиками мира, пишет: «Наши филогеографического данные приводят нас к выводу, что начальные эпизоды диверсификации R1a-M420 произошли в непосредственной близости от Ирана и Восточной Турции (Провинция Западный Азербайджан, Иран- Г.Г.) и мы оцениваем, что эта диверсификация произошла ~ 5800 лет назад.  Из 24 R1a-M420 * (xSRY10831.2) хромосом в нашем наборе данных, 18 были отобраны в Иране ((Провинция Западный Азербайджан, Иран- Г.Г.),  3 были из восточной Турции. Аналогично, пять из шести наблюдаемых R1a1-SRY10831.2 * (xM417 / Page7) хромосомы были также из Ирана.
Благодаря распространенности базальных линий и высоким уровнем гаплогруппы разнообразия в регионе, мы находим убедительные аргументы в пользу Ближнего Востока (место возникновения R1a-Г.Г.), возможно, около современного Ирана, как географическое происхождение R1a». (Underhill et al,2014).
Прототюрки, носители гаплогруппы R1a, с X тыс. до н.э. жили на Южном Кавказе.
Исходя из новых генетических исследований ((Grugni et al (2012), Underhill et al (2014)) мы можем предположить, что примерно 6000 - 5500 лет назад часть древних тюрков носителей гаплогруппы R1a (M420)>(M198), (M417) > (SRY10831.2) в поисках новых пастбищ с Южного Кавказа передвинулись на Евразийскую равнину- R1a (SRY10831.2) > (Z93). Другая часть древних тюрков (предки современных азербайджанцев) осталась жить на Южном Кавказе. В дальнейшем, в результате повторной миграции, отдельные тюркские народы носители субкладов (Z93), (Z2125), (Z2123) возвратились на Южный Кавказ на территорию исторической прародины (киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, кипчаки, огузы-сельджуки и др.) и в результате они вместе с аборигенными тюрками образовали современный азербайджанский народ.
      Как известно гаплогруппа R1a является маркером распространения тюркского этноса и курганной культуры. Высокие частоты гаплогруппы R1a типичны для всех тюркских народов и их исторических соседей по Евразии, с которыми подвижные тюркские племена контактируют более 5000 лет.
Таким образом, можно предположить, что большинство современных мужчин, носителей гаплогруппы R1a,  являются потомками протюрков - выходцев из Южного Кавказа.
      В III тыс. летии до н.э.  некоторые древнетюркские племена  мигрировали на запад  (предки пасиего), где распространились по всему Атлантическому побережью от Иберии до Британских островов. Их появление на территории Западной Европы отмечено археологическими данными (мегалитическая культура). Кроме того топонимика региона сохранила некоторые их этнонимы – араны:
- Валь-д’Аран, или долина Аран (на баскском языке aran также переводится как долина).
- Наут-Аран (Naut Aran, букв. «верхняя долина») — муниципалитет в Испании, находится в составе района Валь-д'Аран;
- река Гаронна- юг Франции, окрестности Тулузы;
- Аранские острова - группа из трёх островов на западе Ирландии.

Термин аран/аланг зафиксирован в словаре Махмуда Кашгари: «Аран — скотный двор, конюшня аланг- плоский,  ровный (о местности): аланг йазы- плоская равнина».
В словарном фонде некоторых современных тюркских народов термин «аран» - низина, впадина- сохранился в форме «алан/ елан»: азерб.- aran, тат., башк.- alan; каз., ног., кар.- alanq; якут.- alaas, orun (местность); тувинский- alanq; чувашский - v;r;n (местность); шорский- ;ala;.
В этимологическом словаре М. Фасмера записано: «елань, яла;нь ж. также ела;нка, диал. –  "луг, поляна, просторная просека в лесу". Заимствовано из тюркских языков: ср. башкирский, татарский-jalan; алтайский, телеутский- jala; "поле, долина, равнина"».

Можно предположить, что общий предок современных тюркских народов и испаноязычных пасиего жил на Южном Кавказе начиная  со времен палеолита и до  IV тыс. до н.э.
Об этом свидетельствуют идентичные археологические памятники Южного Кавказа и Кантабрии
 (курганы, менгиры, каменные загоны – араны, мегалиты-оленные камни, каменные изваяния- гоч даши и другие археологические памятники). Примерно 6000 лет тому назад некоторые древние тюркские племена (проточуваши, протоякуты, протохотаны, прототаримцы и др.), в том числе  далекие предки  пасиего в поисках новых пастбищ мигрировали на территорию Евразийской степи (Ямная культура). Для передвижения они использовали воловьи повозки. В дальнейшем часть древних тюрков мигрировала на восток (Андроновцы, Афанасьевцы, Таримцы, протохунны и др), другие-на север (проточуваши, протобашкиры, прототатары), а предки пасиего- на запад вплоть до Атлантического океана. Большинство ушедших на запад протюркских племен (создатели Мегалитической культуры) в последующие тысячелетия были ассимилированы многочисленными местными индоевропейскими народами (кельты, латиняне, германцы, романцы, протославяне и другие).

  Археологические данные.
       Кантабрия является одним из самых насыщенных археологическими памятниками регионов Испании. На территории Кантабрии также как и на Южном Кавказе (Гобыстан, Зангезур) находится множество каменных памятников (курганы, менгиры, каменные изваяния, каменные заборы-загоны и другие).

        Курган (в Европе tumulus) это мегалитические захоронение с купольной гробницей и некрополем в виде кургана. Курган (тумулус) строился как подземная погребальная камера, крытая сводом из каменных блоков и сверху засыпанная землёй, с образованием насыпного высокого холма. Внутри устанавливались урны с прахом умерших. На территории Кантабрии обнаружены около 300 курганов.
Современная археология свидетельствует, что практика возведения курганных захоронений впервые была применена протюрками, которые жили на  Южном Кавказе в Азербайджане. Курганам Южного Кавказа-6000 лет. Французский археолог Бертиль Лионе в статье «Археологическая разведка и раскопки в Западном Азербайджане: изменения видов поселений и отношение к окружающей местности с неолита до эпохи бронзы» пишет: «В 2006 мы обследовали 9 курганов могильника эпохи позднего халколита, обнаруженного в Союг Булаге (Акстафинский район)…Открытие могильника в Союг Булаге (Южный Кавказ, Азербайджан-Г.Г.) не только отодвигает возникновение курганных захоронений в Закавказье на более чем тысячу лет назад, но также и может служить доказательством существования в то время мигрирующих групп населения». (Бертиль Лионе. Археологическая разведка и раскопки в Западном Азербайджане: изменения видов поселений и отношение к окружающей местности с неолита до эпохи бронзы. Международный симпозиум Баку, 1-3 апреля 2009 года.).

Менгир.
На территории Кантабрии археологами обнаружены 144 менгира.
Из памятников, найденных на территории Кантабрии, наибольший интерес представляет менгир SOALAR Элизондо. Археологи считают, что менгир SOALAR является доисторической скульптурой, которая изображает тяжело вооруженного воина в шлеме.  Высота этого менгира пять метров, вес- три тонны, возраст- пять тысяч лет.
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Одни из них, так сказать, самые примитивные  – дикие – совершенно не обработаны. Другие носят следы весьма поверхностного и достаточно грубого обтесывания. Третьи содержат элементы художественного видения. К последним  относится менгиры Передней Азии, Южного Кавказа и степных просторов Евразии. По мнению ряда археологов, эти менгиры являются  стелами, изготовленными древними тюрками. Так как большинство мегалитических памятников и стел, расположены вдоль путей перегона стад, высказываются мнения о том, что менгиры служили ориентирами древним скотоводам. Археологи доказывают принадлежность этих находок к материальной культуре пастушеских сообществ. Для реконструкции древних путей отгона стад британский исследователь Э. Хиггс использовал карту распространения мегалитов III - II тыс. до н.э. В древности мегалиты являлись прекрасными ориентирами, по которым выверялся маршрут и направление движения. Регион их распространения - западная и юго-западная часть полуострова - соответствовала засвидетельствованной в источниках области распространения отгонного скотоводства.

Каменные изваяния животных.
 Веррако  — гранитные мегалитические памятники — скульптуры животных,
Всего обнаружено свыше 400 веррако. Испанское слово веррако обозначает дикого кабана, однако среди скульптур также встречаются изображения быков или медведей.
Большинство скульптур является изображениями быков и свиней, высота которых может достигать трех метров, а вес - нескольких тонн. В настоящее время известно более 400 экземпляров.
Большинство веррако расположены на верхних части склонах холма, на высоте 1000 - 1200 м., в местности, благоприятной для выпаса скота, в непосредственной близи от источника водоснабжения.

 Выводы:
Археологические данные Кантабрии (курганы, каменные загоны, каменные изваяния, менгиры и др.), а также генетические данные пасиего и их материальная культура (отгонное скотоводство)  позволяет нам утверждать, что истоки пасиего  связаны с Южным Кавказом и предками пасиего были прототюрки. Предки пасиего- носители гаплогруппы R1a (SRY10831.2), мигрировали на воловьих повозках с Южного Кавказа (Аран) на Пиренеи (Кантабрия), через северное Причерноморье и Балканы, и далее в Западную Европу, являясь носителями мегалитической культуры, в период примерно 5500-4000 лет назад. Пасиего являются дальними генетическими родственниками всех современных тюркских народов, в том числе азербайджанцев.