Протяните мне руки

Людмила Каутова
   В длинном  чёрном  пальто, забрызганном грязью, в  старомодной, поседевшей от времени шляпе, резиновых не по размеру  сапогах,   я  уныло брёл по деревенской улице, рассматривая мир через круглые очки другой эпохи. Мольберт   на плече,  саквояж и чёрный  зонт   в руках довершали  необычный для этих мест образ. Вяло тявкнув, исчезла в подворотне собачонка, а похожий на учителя  мужчина,   увидев    чеховского "человека в футляре", на минуту остолбенел. 
 
- Господи, прости и сохрани… -  три раза перекрестилась идущая навстречу старушка.

Улица  оживала: взлетали, каркая,  вороны, хлопали двери, громко переговариваясь,   за водой к колонке  шли люди.  Женщина в спортивной куртке и соломенной шляпке не по сезону    сбросила с коленей  чёрного кота, привстала со скамейки, поклонилась и  приветливо  улыбнулась.


Я появился здесь вчера. Старой ржавой лопатой  через заросли полыни и лопухов проложил дорогу в будущее от калитки до крыльца, оторвал доски, которыми крест-накрест были заколочены окна брошенной на произвол судьбы избы,   растрёпанным голяком  смёл со ступенек жёлтые листья.   Но осень рассмеялась, и   ветер мгновенно   вернул  золото на прежнее место.

  Незапертая дверь, надрывно скрипя, неохотно открылась. Минуя тёмный коридор, вошёл в просторную  комнату. В нос ударил запах гниющего дерева и  прелых тряпок. Стол, скамья, столетняя кровать с досками вместо матраса  казались равнодушными, уставшими от ненужности и были покрыты толстым слоем пыли.

- Тут  буду жить и умирать! - сказал я себе, сделав несколько шагов по скрипучему полу, и, подтвердив серьёзность решения,  поставил саквояж на кровать.

Тело требовало тепла, а душа хотя бы единственного, близкого по духу человека. Ни того, ни другого не было, а вечер уже включил темноту. Не снимая пальто, подложив под голову саквояж, я долго пытался уснуть на твёрдом ложе. Не получилось,  хотя  давно отказался от материальных благ, забыл, что такое комфорт, довольствовался малым. Настоящее и будущее были затянуты  плотным туманом неизвестности, зато  лепить из воспоминаний прошлое было легко.

Вспомнилось лихое время, когда торжествовало зло и в мраке смутных дней царили вражда, ложь, оговор, насилие,  тревога, а голос истины был абсолютно  бессилен.  Мне не повезло.  Я оказался на этом страшном витке истории.

На какое-то время прошлое смешалось с настоящим. Я услышал визг тормозов, будоражащий мозг, потом  нетерпеливый стук. Захотелось встать и закрыть на засов дверь  нынешнего жилища. Но три расплывшихся чёрных пятна материализовались в людей или нелюдей в кожаных куртках и фуражках, в портупеях и с оружием в кобуре. Одинаковых, безликих…

- Велихов  Дмитрий Ильич? -  выстрелом прогремело в тишине.

  И сейчас, через много лет, от этой фразы заложило уши.

Отец побледнел, медленно облизал сухие губы:

- Да. Что вам угодно?

- Вы арестованы. Обвинение получите позже.

Я кричал, я прижался к отцу, обхватив его  дрожащими руками... Он через силу улыбнулся, пригладил мои растрепавшиеся волосы:

- Ты остаёшься за старшего, Витя... Береги маму и Лену.

Глаза... Я никогда не забуду его глаза... В них - страшная  тоска, немой вопрос,нечеловеческое страдание.

- Велихова Мария Сергеевна? Вы арестованы! - резкой болью в ушах отозвался второй выстрел.

Леночка  бросилась к матери, пытаясь спрятаться в складках её широкой юбки.

- За что? - в глазах мамы застыл немой вопрос.

Я всю жизнь ищу на него ответ.  Что плохого могли  сделать мой отец -  учёный, известный всему миру, и моя мать - школьная учительница? Ищу  и не нахожу… Лучше бы  нас  расстреляли.

 - За что? - прочитал вопрос "гость". -  Об этом Вы  расскажете сами.

- А дети?

- О них позаботится советская власть…

Не позаботилась.  Руку помощи протянула соседка Фёдоровна: то лепёшку испечёт, то картошки отварит, то чаем напоит.

- Должны разобраться… - не уставала она повторять,   вселяя надежду.

Время шло… Постепенно перекочевали из дома на толкучку более-менее приличные вещи. Родители не вернулись. Они растворились в хаосе беспричинных обвинений, неоправданной политической злобы, зависти и вражды.

Не надо фотографий. Близкие люди… Они здесь в холодной чужой избе… Что-то шепчет отец мёртвыми губами,  мать кладёт на мой горячий лоб прохладную ладонь: «Спи…» Сердце, попав  в плен безжалостных воспоминаний и видений, замерло.  Пока оно собирало силы на новый толчок,  казалось, что моя последняя жизнь заканчивается… Но кто-то решил, что путь не пройден, и  сердце застучало вновь.

Первая жизнь - беспризорное детство. Помню тяжёлую, грязную работу, помойки, крыжовник в чужом саду с куста, грибы, поджаренные на костре, берёзовый сок в литровой банке вместо газировки за одну копейку. Я страдал, я выбивался из сил, я не делал никому плохого, но помочь мне никто не хотел.

Я любил Лену: заботился о ней, отдавал последний кусок хлеба,  согревал холодными зимними ночами маленькое истощённое тельце, приносил картинки, которые находил на свалках и чердаках в старых, никому не нужных книгах и журналах. Аккуратно обрезав края, я приклеивал картинки над диваном, где мы спали, и долгими вечерами рассказывал сестрёнке удивительные истории, придуманные или когда-то прочитанные мной.

-  Слушай…  - обычно я  начинал так. - В многодетной семье на лесной полянке жил-был Кролик… Он любил смотреть на небо, где сияла недосягаемая для него звёздочка. Он очень старался, чтобы она заметила его: быстрее всех бегал, выше всех прыгал, был самым весёлым и озорным. Когда Кролик подрос, родители поручили ему быть дозорным. Однажды подкралась к нему лиса. Кролик струсил и хотел смириться с участью. Но в последнюю минуту сообразил, что если лиса его съест, он никогда не увидит звёздочку.  Подбежал Кролик к  обрыву и прыгнул в бурлящий поток. Плывёт. Берег далеко. Из сил выбился. Хотел смириться с судьбой, но  увидел плывущее мимо бревно. Взобрался на него мокрый, замёрзший, обессиленный… Когда  бревно  прибило к берегу, Кролик упал на траву и потерял сознание. Очнулся ночью. На небе среди  множества звёзд он увидел свою звёздочку, сиявшую ярче всех. Неожиданно она стала быстро падать. Кролик закрыл  глаза и очень  удивился, когда услышал: «Здравствуй, Кролик!» Звёздочка согрела его своим теплом…

Леночка спала. Её худенькое личико порозовело, дыхание было ровным и спокойным. Я поправил  одеяло и стал думать о себе.  Я хожу по земле и  смотрю в небеса, ожидая манны небесной.   А мне, как и Кролику, нужна  необыкновенная звёздочка - мечта...

Теперь я смотрел  на картинки другими глазами, интуитивно  выбирая репродукции художников эпохи Возрождения, выдающихся русских художников. Я никогда не видел подлинников, не знал авторов, но  чувствовал, что это искусство настоящее.

Так пришло понимание того, что нужно делать. Я беспощадно эксплуатировал себя, не берёг, не жалел, не боялся расплескать чувства. Каждую свободную минуту  рисовал: копировал известное, изображал  своё.  Наша квартира превратилась в выставочный зал. Леночка  чаще улыбалась и радовалась каждой картине. Я перестал думать о себе и  сдвинулся с мёртвой точки.
 
Ночь не торопилась на встречу с утром. В грязное окно заглянула луна, изливая печальный свет на убогие предметы. Я встал и  протянул ей руку,   потому что рядом не было никого  и  было страшно от воя снарядов, надрывных криков и тяжких стонов. Это была моя вторая жизнь.  Жизнь на грани смерти. Я не хотел вспоминать войну, на которой истоптал не одну пару сапог, страдал от ран и под угрозой оружия выполнял неумные приказы командиров. Лёжа в окопе,  отыскивал в ночном  небе свою звёздочку,  и появлялась надежда - выживу. Человеку испытания даются по силам. Я был сильным. Высшая награда - терновый венок. Мне он, к счастью,  не достался. «Вот кончится война… - писал я Леночке, которая жила теперь у соседки Фёдоровны.

 Человек не создан для того, чтобы убивать. После войны что-то нечеловеческое вошло в душу. По ночам кричал, ползал, взрывал, сдавался, пугая Лену. Все мечтают спасти мир, я решил сначала спасти себя -  преодолеть военный синдром и вытащить из невежества. Я не устраивал себя, я не нравился себе, поэтому начал учиться. В поисках  заработка  поставил мольберт среди людей на Арбате  и   рисовал по заказу портреты.

Наступила осень. Отношения с ней не складывались. С утра она замораживала  руки -  они отказывались держать карандаш;  потом, прикинувшись тёплым ветром,  она  проникала под лёгкую одежонку, заставляя зубы отбивать мелкую дробь;  испытывая моё терпение, к вечеру осень могла пролиться холодным пронизывающим дождём.   Кто-то сказал, что страдания совершенствуют дух. Можно считать, что   я оказался на грани «совершенства».  Но тут появилась она, «звёздочка», Королева.

- Здравствуй, Кролик, - сказала она, - хватит мокнуть под дождём! Тебя ждёт большое искусство…

Первая выставка моих работ была организована в её собственном Выставочном зале в центре Москвы.  Заметили. Хвалили. Платили. Предсказывали большое будущее. Казалось, что от меня зависит всё. Где-то началась война - виноват в этом я. Не могут её остановить - и в этом моя вина. И выборы зависят от меня, и честный подсчёт голосов. Упал на улице человек - подойду, хотя  и не врач. Я - художник, я -  человек, чувствующий иначе, я - совесть людская. Если не пробью стену лбом, значит,  плохо разбежался.

Теперь я не рисовал сладострастных дев и романтические пейзажи. Отныне мои картины несли идею, а не красоту. Срывая покровы с действительности, они открывали людям глаза. Полосы, линии, геометрические фигуры, хитро сплетающиеся и создающие замысловатую композицию - подобное трудно назвать искусством. В картинах  не было  напыщенности и помпезности.  Никаких ценностей, установок, устоев. Лишь энергия, бесконечная, сокрушительная. Лишь жажда, неутолимая и нескончаемая.

В отношениях с Королевой я переселялся душой  в ребёнка,  в пророка,  в волка и даже в котёнка.   Знал, если котёнок убежит, спрыгнув с подоконника, Королева не заметит, а сразу заведёт другого. Я понимал это, но  всё-таки с подоконника  соскочил и  поставил мольберт над пропастью большого города.

Это была ещё одна жизнь - прелюдия  к больничной койке и савану…  Когда я в пальто с  карманами, где хранил кисти и краски, в шляпе, прозванной «шлемом апологета новейшей философии», позвонил в дверь квартиры, которую хотел снять, мальчик, открыв дверь, в ужасе закричал, показывая на мольберт:

- Папа! Папа! Он художник!

Я балансировал на грани роскоши и нищеты. Бесполезные  поиски пищи сменялись буйными попойками. Фрак из дорогого материала - лохмотьями. Мысли о добром и честном, приличная доля тщеславия  переплетались с трогательным желанием перехитрить судьбу и выжить при пустых карманах. Меня не удивила новая роковая страсть заскучавшей Королевы, привычным стало предательство друзей, которые меня забыли, но продолжали прикрываться моим именем. Я пил, много курил, весело и беззаботно переносил лишения, презирая блага, философствовал с такими же неудачниками  о несовершенстве жизни и рисовал. Иногда удавалось удачно продать картину и получить в придачу билет в оперу.

Я не обременял Лену, у которой сложилась хорошая семья,  заботами о себе -   просто исчез, однако  часто думал о ней,  тайком наводил справки. Я тонул, но, не смиряясь со своей участью, барахтался,  не надеясь, что кто-то протянет мне руку.

Но  появилась она, моя звёздочка, Лена. До сих пор удивляюсь, как ей удалось меня отыскать в многомиллионном городе.   Мы приехали в наш дом, Лена привела меня в божеский вид.  После нескольких лет богемной жизни я наслаждался домашним уютом и расплакался, когда увидел над новым диваном свои первые картинки. Я начал рисовать. 

В этой новой жизни я вернулся в искусстве к прежним образцам.
Захотелось поставить мольберт на берегу прекрасной сибирской реки, сонно улыбающейся по утрам, счастливой и беззаботной днём, к вечеру, озабоченной и деловой, принимающей по личным вопросам. Сосед увлёк рассказами о красавице Ангаре и предложил пожить в его деревенской избе. С новыми надеждами, в чужом пальто, без сожаления я покидал шумный город.

Утро на новом месте  проспал. Неожиданный стук в дверь заставил мгновенно покинуть ложе.

- Доброе утро, Виктор Дмитриевич! С новосельем! - вошла женщина в соломенной шляпке и поставила на стол банку с молоком. - Это Вам.

- Она знает моё имя… Откуда?

Спросить не успел - комната наполнилась односельчанами. Они, улыбаясь, протягивали мне руки,  расставляли, раскладывали по местам домашнюю утварь, застилали  кровать. Кто-то принёс охапку дров…

Я плакал, не скрывая слёз, и даже на закате дней мне захотелось быть лучше.