Там, куда вам вряд ли добраться

Анатолий Цепин
На фото - надгробье могилы одного из микадовских конюхов


     Год 1981, геологическая экспедиция на Курилы в составе Лебедева Льва Михайловича, Никитиной  Инны Борисовны, Пугач Галины Владленовны и  меня, вашего покорного слуги. После сорока дней усиленной работы на Кунашире нам,  наконец, представилась возможность посетить остров Юрий и другие острова Малой Курильской гряды. К тому времени мы уже порядком облазали Кунашир, изучая на вулканах и горячих источниках проблемы современного минералообразования, и хотелось чего-то новенького. А на Юрии были агаты, и не россыпи, а настоящие жилы.

     Вертолет практически единственное средство общения между заставами на островах  и погранотрядом. Вот и сейчас летит пополнение, почта, продовольствие, и нас четверо со своим снаряжением – всего 12 пассажиров и целая гора багажа. Ждем на вертолетной площадке погранотряда с самого утра, но отлет все откладывается и откладывается по причине низкой облачности. Наконец, ближе к вечеру дается добро - летим на Малую Курильскую гряду, именуемую Японией, как Хабомаи. Это (с севера на юг) небольшой остров Шикотан, и пять крошечных островков -  Полонского, Зеленый, Танфильева, Юрий и Анучина.

     Взлетаем тяжело, чувствуется, что вертолет перегружен, и долго тащимся над океаном до острова Шикотан (по-айнски – Большое Селение). При подлете видно, что западное побережье обрывается в океан почти вертикальными скалами высотой гораздо больше ста метров, и вертолетная площадка неподалеку от обрыва. Время поджимает - остается только на  разгрузку и погрузку, после которой народонаселение салона возрастает до 20 человек, а гора груза вдвое.

     Взлетаем уже намного тяжелее, чем на Кунашире, долго раскручиваем винты, отрываемся от земли и на бреющей высоте летим к краю обрыва. Сижу у иллюминатора, и мне прекрасно видно как вертолет буквально проваливается с обрыва к воде. Скорость быстро растет и водная рябь на глазах превращается в океанские волны. Второй раз мне в этой экспедиции становится действительно страшно. Правда, в отличие от первого продолжительного страха (1), этот длился секунды – вертолет выправляется, едва не касаясь верхушек волн, а потом медленно-медленно начинает набирать высоту - второе рождение, однако!

     Так и летим – тяжело и низко до самого острова Полонского. И нам даже приходится немного спуститься при посадке, поскольку остров этот плоский и низкий – максимальная высота всего 16 метров, а из растительности только трава. Потом посещаем такой же плоский и травянистый остров Зеленый (всего на 8 метров выше Полонского), и на Юрий мы, разгрузившись на Полонском и Зеленом, прилетаем почти пустые. Выгрузив нашу группу, вертолет летит к двум оставшимся островам.

     Юрий оказался не таким скучным и однообразным – есть скалы, холмы, озерца и небольшие долины. В одной из них пристроилась пограничная застава – две длинных казармы и несколько хозяйственных строений. Командует заставой молодой симпатичный капитан, который проживает здесь с женой и двумя дочерьми. А замполитом у него старший лейтенант – совсем мальчишка, но служащий на заставе уже третий год. Про бойцов и говорить не стоит – вчерашние школьники, из которых еще не выветрился юношеский задор.

     Принимают нас крайне радушно, как-никак ученые из самой столицы, засыпают вопросами, да и сами рассказывают много интересного. Оказывается, что до недавнего времени остров на день поминовения усопших официально посещали японцы. Они приплывали с Хоккайдо, до которого всего несколько морских миль и собирались у одного из японских обелисков. Как я узнал, это было надгробие могилы известного  микадовского конюха, поставщика лошадей для императорского двора. До войны на острове (по-японски он назывался Юри-то) был большой конезавод, и лошади круглогодично паслись на высоких и щедрых травах.

     Так вот, у обелиска прибывшие выпивали и говорили о чем-то страстно и долго, и продолжались эти посещения многие годы – до той поры пока на заставу не заступил на службу замполит, знающий японский язык. Посетил он эти посиделки с выпивкой, послушал, как взрослые дяди говорили и себе и детишкам, что это исконно японская земля, в которой похоронены их предки, и что обязательно настанет время, когда они выгонят оккупантов взашей, и выпивали за это саке. Таких эскапад замполит потерпеть не мог, и добился того, что всякие посещения были запрещены. Тогда японские шхуны перестали приставать к берегу, но становились на якорь в непосредственной близи от острова, нагло нарушая нашу территориальную границу. И пограничники с этим ничего поделать не могли. Уж так у нас заведено – сухопутную границу охраняют одни службы, а морскую совсем другие. Но протяженность Курильской гряды почти тысяча двести километров, и в ней 56 островов с площадью большей одного квадратного километра и множество мелких островков. Как морским пограничникам уследить за всеми островами, а тем более за самыми дальними южными, да еще находящимися впритык к побережью японского острова Хоккайдо. Вот и появлялись они здесь не часто. А сухопутным погранцам по уставу не положено было иметь плавсредств, чем и пользовались японцы.

     Но не таков был наш бравый замполит, чтобы терпеть нарушение наших, хоть и морских, границ. И как-то, когда в очередной раз японская шхуна нагло бросила якорь вблизи берега, он водрузил на спину АКС-74, вплавь добрался до шхуны, арестовал ее и отвел в Южно-Курильск на Кунашире, где в районе Горячего Пляжа располагается база южно-Курильского погранотряда. И за это самоуправство получил он жесточайший нагоняй, выговор, был награжден медалью за охрану наших суверенных границ и пошел на повышение. С тех пор вблизи острова японцы не появлялись, но стали высаживаться на небольшие островки Демина, расположенные неподалеку от Юрия.

     Пробыли мы на острове с понедельника по четверг, нашли на скалистом берегу выходы агатовых жил, но агатовых обломков насобирали не очень много – килограмм 100-150. Оказалось, что до нас здесь побывали представители от фирмы «Самоцветные камни» из Сахалина и увезли агата тонны две, или три. На мой любительский взгляд агат здесь неинтересный, однородный по цвету – серовато-матовый, но на поделки годится вполне. С точки зрения научной ценности, по словам Льва, из-за своей однородности в агате хорошо фиксируются следы космических элементарных частиц. Не буду оспаривать это заключение, но мне от той партии не перепало ни кусочка – все исчезло таинственным образом по доставке в столицу.

     А еще на острове мы обнаружили почти плантации золотого корня (радиола розовая). Он здесь крупный, не в пример корню на Кунашире – хотя тоже на скалах растет. Много ягод – земляника (местный старшина наварил из нее 40 литров варенья), брусника, даже клюква есть, а еще растет редкая ягода красника, именуемая в народе клоповником – очень вкусная и полезная, поскольку быстро снижает кровяное давление, а потому есть ее сразу много не рекомендуется.

     Была еще одна изюминка - довелось мне на Юрии полакомиться травяными чилимами. Это особый вид крупных креветок, обитающих на мелководье в заливе Петра Великого (Владивосток) и у берегов Южных Курил. Солдаты в свободное время ловили их прямо с берега, вытягивая пучки водорослей. Усатые зеленые чилимы были почти неотличимы по цвету от водорослей, но у ребят был опыт, они ловко снимали их с водорослей и ели тут же практически живыми. Попробовал и я - подсоленные морской водой, чилимы  изумительны на вкус.

     Улетали мы с Юрия трудно и два раза. На второй день вечером на заставу пришла шифрограмма о том, что начальника вызывают в погранотряд на совещание, и за ним пришлют вертолет. Мы по-честному с утра перетаскали наше снаряжение на вертолетную площадку и сели ждать. Ожидание затягивалось, я успел сбегать на побережье и насобирать золотого корня, потом вздремнул, а потом бойцы притащили свои вещи на отправку и сказали, что вертолет уже на Шикотане. Подождали еще, но через полчаса начальник заставы дал  отбой – вертолет с Шикотана полетел на север, на Итуруп. До вечера еще было время, и мы успели насобирать целое ведро клоповника. Вот и в день отлета мы ожидали вертолет с самого утра и до вечера, и все равно все произошло неожиданно – пришла радиограмма, что вертолет уже на Зеленом и с минуты на минуту будет у нас. Успели с трудом, но эта нервотрепка компенсировалась тем, что вертолет уже с нами побывал еще на Танфильева и на Анучина – так что можно смело утверждать, что были мы на всех островах Малой Курильской гряды.

     А уже по прилете на Горячий Пляж мы узнали, что могли на Юрии остаться надолго – официально перевозить гражданских на военных вертолетах нельзя, а тем более тогда, когда в погранотряд нагрянуло высокое начальство. Был целый скандал, и только твердая позиция начальника отряда, включившего нас своей властью в полетный лист, спасла нас от долгого прозябания на Юрии.
 
     Еще день прилета запомнился тем, что в недалеком Южно-Курильске случился грандиозный пожар, при котором начисто сгорели – милиция, вытрезвитель, почта и здание КГБ. Свое депо, стоящее рядом со сгоревшими зданиями, пожарники сумели отстояли.

МИКАДО – (по-японски, буквально – «величественные врата») – титул императора Японии.

1. Смотри рассказ «А все могло бы быть иначе»: http://www.proza.ru/2010/08/17/680