1. Столетники

Полина Ребенина
"Столетниками" называю я моих пациентов, которым около 100 лет, во всяком случае всех тех, кому больше 95 лет. Такие встречаются на приеме не так уж редко, 2-3 раза в месяц. Мы все им очень рады - я, медсестры и весь персонал поликлиники, мы любим их, по-видимому, вселяют они во всех нас надежду, что можно жить очень долго и радоваться жизни.

Когда приходят они со своими жалобами, то стараюсь я по возможности разрешить их проблемы, а потом начинаю засыпать встречными вопросами: «Расскажите мне, как вы живете, что едите, сколько спите, если ли у вас какие-то секреты долголетия?- расспрашиваю я. «Будьте добры, расскажите, ведь спрашиваю я не из праздного любопытства, может быть смогу я помочь и чему-то полезному научить других моих пациентов, страдающих, живущих в постоянных мучениях. Может быть возможно помочь не только им, но и помочь тем, кто еще здоров, чтобы предупредить возрастные заболевания, чтобы и они могли жить так же долго и без ненужных страданий".

Я могу поделиться впечатлениями от нескольких таких встреч. Одну из  «столетников» встретила я, когда работала в  небольшом поселке на юге Швеции. Открываю журнал, читаю: «Женщина, 102 года, жалобы на боли в левом ухе». Сразу тяжелое чувство, знаю, что в этом возрасте, если уж и дожила, то очевидно болит не только ухо, а букет тяжелых заболеваний, и наверняка передвигаться самостоятельно не может, сидит в инвалидной коляске. 

Выхожу в приемную, ищу глазами инвалидную коляску и вдруг подлетает ко мне женщина, на вид лет 50- 60, стройная, декольте, грудь торчком, кокетливо одетая и подкрашенная. Она, видя мое недоумение, поясняет: «Доктор, это я, это мне 102 года!». Я поражена, ошарашена, предлагаю ей пройти в кабинет, осмотрела ее, назначила лечение и начинаю донимать своими обычными вопросами: «Как вам это удалось?».

Ничего особенного она мне рассказать не может, жила как все, много работала, с 14 до 65 лет, физический труд, потом ушла на пенсию. Была семья, двое детей, муж и одна дочь уже умерли.  Живет одна, но тесно общается со своим сыном и внуками, кроме того у нее много друзей. Более подробно о ее личной жизни я спрашивать не решаюсь, но судя по внешнему виду и до сих пор есть у нее поклонники и воздыхатели. Всю жизнь живет на одном месте в своем маленьком поселке, несколько раз выезжала в соседний город, но где-то в более отдаленных местах, даже в Стокгольме никогда не бывала, а уж за границей и подавно. Всегда много двигалась, любит гулять по лесу, всю жизнь поддерживает один и тот же вес. Никогда серьезно не болела, не считая преходящих недомоганий, очень осторожна с лекарствами, но последние годы вынуждена принимать снотворное, чтобы заснуть.

Трудно понять, в чем секрет ее необычайного долголетия, и что самое главное, сохранной активности и жизнерадостности. Может быть в том, что я в ней сразу увидела, она никогда не распускалась, не переедала, много двигалась, следила за собой. Не поддавалась старению и следила за своей женской привлекательностью. Характер в ней чувствуется спокойный и доброжелательный, она определенно убежденная оптимистка. Не бросалась в разные стороны в поисках новых ощущений, а строила свое счастье в родном городке среди близких по духу людей («где родилась, там и пригодилась»).

В другом городе в центральной Швеции, пришел ко мне на прием еще один типичный «столетник». Мужчина, 100 лет, подтянутый, худощавый, легко вошел в мой кабинет и сразу поразил меня своей подтянутостью и элегантностью - на нем серый в "елочку", прекрасно сидящий костюм, и белая рубашка с галстуком. Удивительно, но многие долгожители и в глубокой старости остаются привлекательными и красивыми людьми. Они уделяют внимание не только своему здоровью, но и внешности. Не поддаются старению, героически борются с угрожающей дряхлостью, и нередко достигают в этом успеха. Этот «столетник» живет вместе со своей женой в доме за чертой города. Он производит впечатление доброго, гармоничного и приветливого человека.

Рассказывает, что работал всю жизнь, ушел на пенсию в 65 лет. Переживает, что ему пришлось так рано закончить работать, хотел бы находиться в трудовом коллективе дольше. Жена у него "молодая", ей всего 92 года, но "болезненная". Мой пациент любит жену, беспокоится о ней, заботится о её самочувствии, считает, что без него она пропадет. Считает себя её единственной поддержкой и опорой. Заметно по рассказу, что он всегда чувствует себя нужным и необходимым.

Любит свой дом и работает много в саду - красит,  копает, сажает, подстригает траву, подрезает плодовые деревья, подправляет заборы. Сад- это его самое большое увлечение, он забывает о времени, когда занимается своим любимым делом. Может находиться в саду по 5-6 часов, пока жена не начинает волноваться и не загоняет его домой. Часто совершает долгие прогулки в лесу, без движения не представляет своей жизни. Принимает минимум лекарств и в низких дозах: от повышенного давления, снижающее холестерин, и маленькую таблетку, снижающую вязкость крови, для профилактики инсульта и инфаркта. Принимает эти лекарства уже много лет, его организм к ним приспособился и его давление и все анализы выглядят отлично. Как и он сам.

Месяц назад встретила я еще одного типичного «столетника». Женщина 99 лет, пришла на прием по причине каких-то мелких проблем- небольшое кожное высыпание, боль в суставе. Моложавая, привлекательная, хорошо одетая. Настолько привлекательная, что вышла в 90 лет замуж за интересного 70-летнего мужчину. Я встретила их обоих в приемной, они сидят рядышком и воркуют, как голубки, и она выглядит ровесницей своего мужа. Делится переживаниями: муж был тяжело болен, оказался в доме для хроников, но она ходила к нему каждый день, самоотверженно ухаживала за ним, и сумела его "с того света вытащить". И теперь они опять живут семейной жизнью, относительно здоровы, и ценят каждый прожитый день.

Эта женщина тоже работала всю жизнь, а выйдя на пенсию сумела приспособиться и сохранить интересную жизнь. Она - неизлечимая оптимистка, любит танцевать, ходить на длительные прогулки. И самое главное, что у нее хватило душевных и физических сил создать семью в 90 лет, и построить счастливую совместную жизнь. И этой женщине очень важно чувствовать себя нужной, необходимой, любить, постоянно трудиться! Именно это дает ей силы долго жить и радоваться каждому дню.

На основании наблюдения за моими "столетниками" удалось мне выделить ключевые слова к долголетию: трудолюбие, самодисциплина, неугасающий интерес к жизни, оптимизм, двигательная активность, чувство своей востребованности и необходимости, доброжелательность, любовь к людям. А также поддержание нормального веса и сохранение внешней привлекательности, что немаловажно в любом возрасте!