Центральный банк в структуре экономики россии

Андрей Яшник
   
      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  БАНК В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
                (МЕСТО И РОЛЬ)


  Периодически  приходят сообщения о том,  что Центральный банк России (ЦБ РФ) очередной раз меняет ставку рефинансирования. Например, её значение на 15.08.2014 г. составляло  8,25 %. В тоже время ставки рефинансирования  центральные банки Японии, Англии, Европейского союза и ФРС США устанавливают в районе 1 – 2 % и даже 0,25 %, т. е. в 20 раз меньше!!! Казалось бы, суть экономик одинаковая – рыночная (капиталистическая), а ставки разняться в разы – в чём причина?

Не перечисляя всех функций ЦБ РФ, приведём лишь сравнение работы российского банка и зарубежных в интересах производства товаров и услуг применительно к совремённой ситуации. ЦБ РФ напрямую с производством не взаимодействует. С производством связаны коммерческие банки, которые берут кредит под те проценты, которые установил банк - 8,25 %. Коммерческие банки  выдают кредиты производителям с учетом  своей маржи – от 15 до 30 %  в зависимости от срока. Зарубежные банки тоже выдают кредиты коммерческим банкам под 0, 25%, а те производству, например, процентная ставка на кредит для покупки жиля: в Швейцарии – 2,5 %, в Германии, Англии, Франции, Израиле 3,5 % (в России –  минимальная ставка в районе 15 %).  На другие цели до 5 -  6 %, т. е. ставка на кредит в 5 - 6 раз меньше.

  Отсюда следует, что принцип работы российского банка и зарубежных банков одинаков. Утверждают, что  это связано с тем, что в зарубежных странах  меньше инфляция – они считают, чтобы она была хотя бы на уровне 2 %.   В России инфляция в разы больше –  от 7 до 10 %.  Кроме того темпы роста ВВП за рубежом тоже в районе 2 – 3 %. России надо хотя бы 5 – 6 % (см.  рис. 18 в «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ» Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing
(2014-10-21) - ISBN-13: 978-3-659-60735-6
https://www.ljubljuknigi.ru

.
Там же можно увидеть, что будет, если в России будут зарубежные темпы роста ВВП).  Так, по данным Интерфакса, ВВП России в июле вырос на 0,8 %.
 
    Далее возникает проблема конкурентоспособности российских товаров и аналогичных зарубежных. При этом в некоторых странах зарубежом производители получают  господдержку.  С позиции выдачи кредита российские производители в принципе не могут конкурировать с зарубежными. Они должны находить другие пути снижения стоимости товаров: уменьшение заработной платы, ниже стоимость комплектующих и т.п. Надо ещё подчеркнуть, что в России считается «святым» развитие конкуренции между собственными производителями. Однако авторы этих призывов не понимают, что апофеоз конкуренции суицид, бандитизм и промшпионаж, а это в общем, то уголовно наказуемое действо – см. ст. 33 и 110 УК РФ.  Поэтому место конкуренции в ее “законном” понимании - это межгосударственный уровень, а ее роль в создании государством (властью) внутри страны условий, обеспечивающих производство товаров, работ и услуг, конкурентоспособных на мировом уровне и вне страны содействовать их продвижению на мировой рынок. «КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР (ТОРМОЗ) РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»
http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/13303.html .

    Из изложенного следует, что ЦБ РФ никак не способствует  «созданию условий» по производству товаров конкурентоспособных на мировом уровне. В общем, литературы о ЦБ РФ очень много и речь идёт о чём угодно, даже есть выражение «место и роль»          ЦБ в экономике, но при этом рассматривают то, чем занимается ЦБ РФ. Чаще всего функции ЦБ.  Из всего многообразия возьмём только статью 75 Конституции Российской Федерации:
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
 
  Для нас важно выражение «…независимо от других органов государственной власти». Поэтому необходимо определиться является ли ЦБ РФ элементом экономики России как системы или нет (элемент входит в систему, если система без него существовать не может). Да, он является элементом экономики как системы – во всех странах мира есть центральные банки может с несколько иными названиями.  Попутно заметим, что коммерческие банки таковыми не являются – были и есть страны, в которых коммерческих банков не было и нет, а экономика работает. Поэтому к ним надо относиться как к любым коммерческим организациям с госучастием или  без.  В России же ЦБ как бы входит в экономику как систему и в то же время он независим от других.
 
      Место ЦБ РФ описывается, как правило, с позиции его собственной структуры, например, в одном из описаний.    «В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и другие предприятия, учреждения и организации, включая подразделения безопасности. Через эту систему ЦБ и осуществляет свою деятельность, выполняя функции, возложенные на него законом».  Роль ЦБ РФ описывают   с позиции тех функций, которые он выполняет. В самом общем виде из литературы.  «Основными функциями являются эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства, регулирование денежного обращения, контроль над деятельностью кредитных учреждений.
 
      Поскольку экономика – это  система, следовательно, она содержит некие элементы и связи между ними. Автором предложено в интересах исследований абстрактное представление экономики как системы в виде триады; производство, финансы и управление (власть). Это в самом общем виде – более подробно в   «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ» Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing
(2014-10-21) - ISBN-13: 978-3-659-60735-6
https://www.ljubljuknigi.ru

. Увы, российская экономическая наука такими понятиями не оперирует, у неё представление об  экономике такое же, как и в конце 18 века – производство, распределение, обмен и потребление. Определить в каком из этих элементов  может быть ЦБ в принципе не возможно, причём потребление вообще в структуру экономики не входит. Поэтому необходимо определить в какой элемент из представленной  триады – производство, финансы и управление (власть) входит ЦБ РФ.

    В рамках производства рассматривать ЦБ нельзя – производство – это объект, над которым производят некое действие. В управлении он тоже не может входить, хотя в некоторых источниках авторы указывают, что «Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики». Однако управление согласно представленной структуры  – это власть, а банк независим от любых органов государственной власти по Конституции РФ. Следовательно, ЦБ РФ является элементом финансов, которые в свою очередь являются элементом экономики как системы. Место банка в структуре экономики определили – финансы. Теперь важно определиться, что представляют собой финансы в экономике. Не трудно понять, что в такой структуре экономики  финансы – это измеритель. В статье   ФИНАНСЫ КАК ЗЕРКАЛО ЭКОНОМИКИ

http://sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12849.html представлена структура современной финансовой системы. Небольшая выдержка из этой статьи.
   Место “финансов” в экономике – это находиться между производством и управлением для измерения состояния производства, а их роль состоит в представлении достоверных данных о состоянии производства для эффективного управления, заключающегося в обеспечении оптимального функционировании экономики и потребления с учетом достижений научно-технического прогресса и других ограничений. При этом на финансы как измеритель в системе накладывается следующее основное требование – они должны оказывать минимальное влияние на производство (в теории управления – чем меньше измеритель потребляет энергии от объекта, тем точнее будут результаты измерения). В таком виде структуры экономики, получили совсем иное представление о финансах – их основная функция – это представление информации о состоянии производства. Эта информация представляется в приведенной форме – денежной и выражается в виде налогов, сборов, платежей, бюджета и проч. Из всего этого формируются финансовые ресурсы для эффективного управления производством.
 
     Там же представлена и структура современной  финансовой системы «во главе», которой стоит Центральный банк. Ни в какой другой элемент структуры экономики его расположить нельзя. Обычно в литературе рассматривают следующие функции финансов: мобилизирующие, регулирующие, распределительные и контрольные. В представленной структуре экономики и месте и роли финансов отсутствуют функции регулирующие и распределительные. Остались – мобилизирующие заключающиеся в сборе финансовых ресурсов для обеспечения экономических и социальных функций государства и контрольные связанные с обеспечением движения информации, о финансах, находящимися в воспроизводственном обороте.

   За Центральным банком, безусловно, останутся контрольные функции, которые за ним существуют и сейчас – контролировать коммерческие банки и другие финансовые организации. Ведь каждый коммерческий банк или любая финансовая организация, выдавая кредит производителю, по сути, управляет экономикой, минуя власть. Количество  таких организаций в России  более тысячи.

Однако регулирующих и распределительных функций  у финансов как элементе экономики нет – коммерческие банки и проч. в структуру экономики не входят. Если финансы будут регулировать производство, то система получится разомкнутой , а экономика неустойчивой (шарик на плоскости). Получается, что рядом с экономикой существует огромная масса производителей, каждый из которых управляет своим производством (на свой страх и риск), занимая деньги у коммерческих банков.  За последними и наблюдает Центральный банк, а за производителями наблюдают налоговая служба и другие контролирующие органы.
 
Ещё одна регулирующая функция «закреплена» за Центральным банком – это управление инфляцией – таргетирование инфляции. В упрощенном виде суть этой операции состоит в следующем. ЦБ утверждает, что в следующем году инфляция будет , например, 5 %. В соответствии с этим по своему разумению определяет количество «новых»  денег в обороте. Прошёл год, инфляция, например, возросла,  ЦБ объявляет, в следующем году она также ожидается 5 %, но количество  «новых»  денег уменьшает. При этом наблюдает также за безработицей и прочими параметрами экономики. Мировая практика утверждает, что эффективность такого «регулирования» находится на уровне    0,5.
Что можно сказать об этом управлении:
• огромная постоянная времени регулирования – результат воздействия можно узнать только через год,
• отсутствует воздействие на причину, из-за которой возникает инфляция,
• отсутствует представление о структуре экономики как системе – ЦБ представляет её как «чёрный ящик»,
• в основе управления лежит надежда «на сознательность» субъектов экономики  основой,  которой является конкуренция, т. е. эгоизм тех же  субъектов.

     Из всего сказанного можно сделать вывод, что управлять инфляцией – это непосильная задача для ЦБ. Инфляция  возникает в другом элементе экономики, следовательно, ею должны заниматься другие элементы. Подробно об инфляции и управлению ею можно посмотреть здесь


«ИНФЛЯЦИЯ – ПРИРОДА, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ»

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12818.html ,

« НОВЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ (ТАРГЕТИРОВАНИЕ)»
http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/13552.html



« КОНКУРЕНЦИЯ И ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА (ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ)»
http://sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/13601.html  .


  За финансами осталась, пожалуй, главная функция мобилизующая денежные ресурсы для оптимального (целесообразного, рационального) функционирования экономики  в интересах потребления.  Суть состоит в том, что экономика имеет иерархическую структуру – федерация, регион (республика), район (город), поселение. ЦБ располагается только на уровне федерации, а на остальных уровнях есть только его подразделения осуществляющие контрольные функции.
 
  На уровне федерации  в интересах оптимального функционирования экономики решается задача, которую можно  сформулировать в следующей форме – максимум эффективности поставленной цели (W), при заданных или меньших бюджетных  ресурсах (C бюд.) с учётом эммисии ЦБ (Сцб)  и задействовании всех основных фондов (О оф, О оф. рас.).
                Max W, при С<=Сбюд. + Сцб,
                О оф  = О оф. рас.                (1)
В таком виде условие решается на уровне федерации, на уровне региона выражение имеет другой вид – подробнее см.
«ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕНТРА С РЕГИОНАМИ И РЕГИОНОВ С ГОРОДАМИ (РАЙОНАМИ)»
(ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, МЕТОДОЛОГИЯ)
http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12816.html .

 В современных условиях основные фонды имеют существенное недоиспользование, так в июне 2014 г. загрузка промышленных мощностей составляла всего 62 % и были значительные трёхмесячные запасы продукции. Это говорит о плохом использовании основных фондов, что самое главное, плохом «управителе» и в не понимании  им структуры экономики.  Ещё раз подчеркнём, что российская экономическая наука не оперирует понятием абстрактного представления экономики как объекта исследования. Поэтому нет представления о её структуре – элементы и связи между ними, каждый элемент представляется как самостоятельное звено экономики не связанное с другими. Отсюда и считается, что финансы – это главный элемент экономики (причём каждый  элемент экономики считает себя таковым). Также заметим, что Министр финансов является замом Председателя Правительства РФ.  Как видно, при представлении структуры экономики, финансы – это всего лишь измеритель состояния производства. Причём как измеритель он должен оказывать минимальное влияние на объект измерения – производство. В то же время как измеритель он работает очень плохо. Индикатором успешности работы производства для бюджета являются налоги, а недобор – от того, что надо платить, составляет 20 – 30 % !

ЦБ РФ в структуре экономики расположен в финансах и играет роль мобилизации ресурсов для эффективного управления экономикой – это видно из выражения (1). Суть эффективности состоит в том, чтобы основные фонды были задействованы в производстве (с учётом резерва). Если для этого не хватает средств бюджета, то ЦБ РФ производит эмиссию средств, а если хватает, то такая не осуществляется, т. е. осуществляется кредитование производства.

Возникает вопрос о ставке кредитования, то она должна быть минимальна  - на собственные нужды. Чем меньше ставка, тем меньше ЦБ влияет на производство – он должен обеспечить полную загрузку производства. Это связано с тем, что ЦБ не отвечает за инфляцию – это не его функция. Такая же ставка должна быть и для коммерческих банков, если они участвуют в решении условия (1).  Если средства берутся для других целей, то ставка должна быть другая – это уже будет прибыль ЦБ.

Место ЦБ РФ в финансах никак не повлияет на его функцию поддержания устойчивости рубля. В тоже время менять курс рубля каждый день вряд ли целесообразно, поскольку – это способствует развитию спекулятивного валютного рынка.  «Колоссальный размер международного валютного рынка с ежедневным оборотом в 5.35 трлн.$ (согласно обзора Банка BIS за 2013г.) ставит его на недосягаемый уровень по сравнению с любым другим рынком. На рынке форекс спекулятивная торговля доминирует над коммерческими сделками, поскольку постоянные колебания валютных курсов делают его идеальным местом для институциональных игроков с крупными запасами наличности, вроде банков и хеджфондов, чтобы извлечь прибыль через спекулятивные сделки с валютами.
» .

   Можно курс рубля менять сначала раз в неделю, затем раз в месяц и т. д. В истории были государства, в которых курс  национальной денежной единицы менялся очень редко. Если следовать мировой практике, то курс надо менять каждый день. Полезно это экономике или нет вопрос спорный. Так в СССР курс рубля не менялся годами, а экономика работала – темпы роста ВВП были значительные. Если менять, то, что при этом бывает см. приведенную выше ссылку.

    Рынок ценных бумаг (РЦБ) также не входит в структуру экономики. В последние годы (21 век) он стал местом «вывоза» капитала – больше в мире вывозить его некуда. Поэтому его объем в 5 - 6 раз больше объема реальной экономики.  Отдельные авторы утверждают, что РЦБ может стать спусковым механизмом очередного мирового  финансового кризиса. Представляется, что это не так. По объёму (по массе) он стал таковым, что отдельные пузыри не приведут к его кризису – чем больше масса, тем она устойчивее. Он может выдержать  «массу» и в 10 – 15 раз больше, чем реальная экономика. Подробнее  «ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВА И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ»
http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12570.html . Кризисы объявляет мировая элита.

   Планируя эммисию необходимо учитывать, чтобы средства шли в производство, а не на РЦБ как это было с ФРС. ФРС осуществляла «количественное смягчение» путём «печатания» долларов, большая часть, которых уходила на РЦБ и немного в производство – рост ВВП был незначителен. Туда же, по всей видимости, уходят и средства, вывозимые из России – по оценкам Минфина в 2014 г. около 100 млрд. дол. Подробнее «США, КРИЗИС И ОШИБКИ БЕН БЕРНАНКЕ»
http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12873.html .

 Таким образом, в представленной структуре экономики место ЦБ РФ – это финансы, т. е. ЦБ РФ является элементом финансов, которые в свою очередь являются элементом экономики. Роль ЦБ РФ состоит в обеспечении эффективной работы экономики – он осуществляет эмиссию денег в интересах полной загрузки производства. Он дополняет бюджет для включения в производство всех основных фондов. Кроме того на него не возлагается функция следить за инфляцией – это функция управления, т. е. места, где и возникает инфляция. Сами финансы не являются управляющим элементом экономики, а всего лишь измеритель её состояния. Исходя из этого, и должна устанавливаться небольшая ставки рефинансирования (лучше доли процента как ФРС). Эммисия денег осуществляется как дополнение к бюджету для эффективной работы экономики. За ЦБ РФ остаются и все контролирующие функции за финансовыми организациями государства. По вопросу курса рубля, то вопрос спорный – как часто его менять.

 PS. В представленном материале получается, что ЦБ РФ не может работать «…независимо от других органов власти». Он встроен в структуру экономики, а значит должен выполнять те функции, которые диктуются ему структурой.  Причина такой записи в Конституции РФ видимо, связана с тем, что российская экономическая наука на момент её написания и принятия не представляла структуру экономики как объект исследования.
                Андрей Яшник